Файл: Рынок ценных бумаг, правовое регулирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в гражданском праве

2.1. Правовое регулирование рынка ценных бумаг

Процесс развития отечественного рынка ценных бумаг многосложен, тернист и одновременно не достиг своей высшей степени. Развитие рынка ценных бумаг связано с поиском своего пути развития, а также с апробированием посредством метода проб и ошибок зарубежных технологий.

В большинстве последних научных исследований развития рынка ценных бумаг затрагивается проблема малоразвитого правового регулирования, а именно нестабильность нормативно-правовой базы.

Актуальность исследования обусловлена наличием ряда пробелов в действующем законодательстве, что затрудняет полноценное функционирование рынка, исходя из современных реалий. Кроме того, в ряде источников выделяется проблема мошенничества с использованием инсайдерской информации и манипулирование котировками на рынке ценных бумаг, что может говорить о неполноценности существующей системы правового регулирования.

Так, к примеру, категория "профессиональные участники рынка ценных бумаг" объединяет ряд субъектов, осуществляющих различные виды профессиональной деятельности на данном рынке. При этом понятие "профессиональная деятельность" исходя из российского законодательства не имеет четкой формулировки.

Его правовая природа раскрывается посредством перечисления в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39ФЗ "О рынке ценных бумаг" перечня видов деятельности на рынке ценных бумаг, которые относятся к указанной категории. Однако, и первое, и второе понятие, как показал анализ источников, начинает встречаться в научной литературе лишь с 2010 года.

Также, наряду с понятием "профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг" в достаточной мере используется понятие "предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг" (Федеральный закон N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", с учетом изменений в 2016), которое так же не имеет чёткой формулировки[5].

По мнению автора, одной из важнейших проблем профессиональной деятельности на данном рынке является их правовое регулирование, то есть, их «размытое» разделение и закрепление отдельных видов профессиональной деятельности.


Единственным существующим законом о разделении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг является закон «О рынке ценных бумаг», который содержит 7 видов профессиональной деятельности таких как – ст. 3 «Брокерская деятельность», ст. 4 «Дилерская деятельность», ст. 5 «Деятельность по управлению ценными бумагами», ст. 7 «Депозитарная деятельность», ст. 8 «Деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг» и ст. 10 «Совмещение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг».

При этом в законе не выделена в отдельную форму такая профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг как «Финансовое консультирование на рынке ценных бумаг, в то время, как существует множество специалистов по инвестированию, знающих как сохранить и приумножить денежные средства. По мнению автора, это негативным образом влияет рынок ценных бумаг, ведь так как данный вид профессиональной деятельности отсутствует на законодательном уровне, то соответственно к нему и не предъявлены четко закрепленные требования, не существует разграниченность прав и обязанностей на законодательном уровне.

Таким образом, в современном законодательстве необходимо предусмотреть максимально полный и исчерпывающий перечень, закрепляющий формы профессиональной деятельности в условиях функционирования рынка ценных бумаг. Многим современным исследователям приходится ограничиваться исключительно теми видами профессиональной деятельности, которые прямо закреплены в законе «О рынке ценных бумаг».

Однако находятся и те авторы, которые в своих исследованиях выделяют новые группы профессиональных участников. Так, А.А. Килячкова и Л.А. Чалдаевой, которые исходя из характера выполняемых функций выделили в своем исследовании новые группы профессиональных участников.

Они разделили участников по выполняемым функциями:

а) предоставление посреднических форм деятельности, включая в их число дилеров, брокеров и управляющих ценными бумагами;

б) организации, которые занимаются обслуживанием рынка ценных бумаг.

По мнению авторов, решением данной проблемы является включение более детального перечня и раскрытие полного списка профессиональных участников рынка ценных бумаг их функций, обязанностей, задач, прав в законе. Выделение в законе отдельных участников в достаточной мере позволит произвести оптимизацию системы правового регулирования профессиональной деятельности всего рынка. Несовершенство и противоречивость законодательной базы, которая призвана регулировать сферу отношений профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывает влияние на механизм осуществления финансовых отношений.


В условиях неопределенности наблюдается множество различных нарушений и их причин, которые способствуют возникновению проблем и кризисов в деятельности организаций.

Многие современные исследователи полагают, что также требуется совершенствование нормативно-правовой базы, которая включала бы понятие профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; максимально конкретизировала систему ее видов; четкую систему их взаимоотношений с иными участниками рынка; перечень критериев, предъявляемых к профессиональным участникам при осуществлении своей деятельности; методы и формы регулирования, в том числе государственную, профессиональную деятельность; специфику обязанностей, прав, функций и ответственности участников в профессиональной деятельности.

Для достижения указанной цели необходимо изучить все практические и теоретические аспекты профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг. Кроме того, требуется анализ их правового положения, роли, функций, обязанностей, прав на рынке ценных бумаг, с одновременным раскрытием особенностей каждого вида профессиональной деятельности, проведения классификации видов деятельности, исходя из возложенных на них функций и обязанностей; укрепления их нормативно-правового положения в связи с возникшей экономической нестабильностью, выявить какие факторы на них влияют, и минимизировать их правовую незащищенность.

Следующей проблемой, по мнению автора, является возрастающее количество активных участников рынка ценных бумаг, для полноценного существования которого требуется финансовое стимулирование[6]. Весьма примечательно в данном аспекте исследование Герасимова К.Э., Матвеева Ю.В., которые раскрывают сущность прямого или административного управления рынком со стороны госорганов, а именно[7]:

1. посредством установления обязательных требований ко всем без исключения участникам рынка ценных бумаг;

2. посредством регистрации ценных бумаг и самих эмитентов, которые должны соответствовать всем обязательным требованиями;

3. посредством лицензирования деятельности на соответствующем рынке;

4. посредством обеспечения равной информированности и гласности всех участников рынка;

5. посредством поддержания правопорядка на рынке ценных бумаг за счет ограничений. В частности, требуется использование налоговых льгот, которое в большей степени связано со стимулирующей функцией налогов.


С их помощью (с помощью соответствующей стимулирующей законодательной базой) государство получает возможность направлять развитие конкретной сферы общественных экономических отношений. Использование налоговых льгот на рынке ценных бумаг позволит решить ряд первостепенных задач, среди которых необходимо выделить следующие[8]:

– поддержку малообеспеченных слоев за счет повышения их интереса к инструментам существующего рынка ценных бумаг;

– дальнейшее стимулирование вложений граждан в ценные бумаги;

– повышение финансовой устойчивости отдельных категорий организаций, в частности малого и среднего бизнеса;

– стимулирование отдельно взятых «отстающих» видов деятельности[9].

Несмотря на очевидную эффективность указанного инструмента применительно к рынку ценных бумаг, законодатель обошел вниманием такой способ налогового регулирования, как предоставление налоговых льгот участникам рынка. Именно такого мнения придерживается большинство исследователей вопроса развития рынка ценных бумаг. Кроме того, ряд исследователей полагает, что на сегодняшний день вопрос о соотношении государственного регулирования и саморегулирования остается открытым. Ими же отмечается зарождающаяся тенденция минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования.

Стоит отметить, что данную тенденцию следует воспринимать с особой осторожностью, так как стихийно развивающийся рынок ценных бумаг может выйти из под государственного контроля, что нанесет непоправимый вред экономике государства в целом.

При осуществлении финансово-правового регулирования в рамках рассматриваемого рынка нельзя недооценивать роль и значение финансового контроля. В современных научных исследованиях в основном затронуты проблемы в сфере государственного регулирования рынка ценных бумаг, связанные с реформой в области финансовых рынков. Кроме того, тенденция такова, что рынок ценных бумаг рассматривается в качестве сегмента финансового рынка, который обладает существенным потенциалом для решения задач привлечения инвестиций и экономического развития российской экономики.

Российская система регулирования рынка ценных бумаг на современном этапе находится на стадии становления. На этом фоне продолжается совершенствование отечественного рынка вместе с развитием мировых рынков.

Большинством экспертов признается, что система регулирования в целом учитывает достигнутый международный опыт, а также имеет вектор следования общемировым тенденциям развития регулирования в этой сфере.


Таким образом, за последние 10 лет, несмотря на определенное законодательное обновление по-прежнему существует масса пробелов, которые следует признать в качестве сдерживающих факторов. По мнению авторов настоящего исследования в целом требуется проводить законодательную политику в направлении вовлечения среднего и малого бизнеса в сферу профессионального участия на рынке ценных бумаг, в том числе и в качестве эмитентов.

Таким образом, необходимо включение дополнительной терминологии в действующую законодательную базу. Кроме того, требуется надежная законодательная защита потенциальных инвесторов с целью их привлечения на отечественный рынок. Предполагается, что нужна мера и по возвращению капиталов, посредством, как вариант, дополнительного налогообложения на вывод капиталов за границу или обложения доходов от вложений за рубежом.

Исходя из существующего положительного опыта возможно закрепление развития рынка ценных бумаг в соответствующей стратегии или федеральной программе, что также будет способствовать раскрытию потенциала.

2.2. Правовое регулирование эмиссии бездокументарных ценных бумаг в гражданском праве

В настоящее время законодательство о ценных бумагах претерпело существенные изменения, это касается, прежде всего, новой редакции от 02.07.2013 главы 7 «Ценные бумаги» Гражданского кодекса РФ и многочисленных изменений в законодательстве о рынке ценных бумаг. Изменения затронули ценные бумаги в целом, однако основная их часть касается бездокументарных ценных бумаг, на новеллах правового регулирования которых и хотелось бы остановиться более подробно.

Согласно Федеральному закону от 02.07.2013 №142-ФЗ «О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», с 1 октября 2013 г. в ГК РФ закреплены два самостоятельных института - документарных и бездокументарных ценных бумаг. В соответствии со ст. 142 ГК РФ под бездокументарными бумагами понимаются обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав[10].