Файл: Информационные системы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Менеджер по работе с персоналом осуществляет подбор квалифицированных кадров для функционирования автомобильного комплекса, контроль за их работой, выплатой заработной платы и прочее.

Менеджер по работе с запчастями выполняет подбор необходимых запасных частей агрегатов, производит их заказы у поставщиков, выполняет их доставку на сервис, изучает ценовые предложения.

Главный бухгалтер выполняет работы по осуществлению бухгалтерского учета в автомобильном комплексе.

К непосредственным исполнителям работ относятся:

– техники;

– слесари;

– электрики.

2.2. Информационное обеспечение автомобильных комплексов

Рассмотрим информационное обеспечение автомобильных комплексов на примере анализа основных бизнес-процессов, протекающих в исследуемом автосервисе.

Построение модели для информационной системы начинается с описания функционирования системы в целом в виде так называемой контекстной диаграммы (рисунок 6).

Взаимодействие автомобильного комплекса с окружающей средой опишем с помощью входных потоков информации («Обращения клиентов», «Оплата услуг»), выходных потоков информации («Оказанные услуг», «Полученная прибыль»), управленческие информационные потоки («Законы о защите прав потребителя», «Внутренние правила автосервиса») и используемых ресурсов («Персонал автосервиса», «Запчасти»).

Рисунок 6 – Контекстная диаграмма «Автомобильный комплекс»

Клиенты – заказчики, которые обращаются за услугами автомобильного комплекса.

Оплата услуг – это денежные средства, которые переводятся на счет автомобильного комплекса за оказанные работниками услуги.

Внутренние правила автомобильного комплекса – свод негласных и прописанных правил, которым подчиняются все сотрудники автосервиса.

Законы о защите правах потребителя – это законы и нормативные акты о защите прав потребителя, а также те, которые контролируют качество услуг, которые предоставляются автосервисом.

Запчасти – это основной ресурс для функционирования автосервиса, поскольку они используются при оказании услуг клиентам.

Персонал автосервиса – это люди, которые работают в автосервисе, осуществляют приём клиентов, выполняют ремонт, управление организацией и др.

Оказанные услуги – это услуги, которые оказанные клиентам персоналом автосервиса.

Полученная прибыль – это сумма всех выплат клиентами за оказанные услуги.


После рассмотрения контекстной диаграммы переходим к изучению процесса функциональной декомпозиции, то есть разбиваем полученную систему на несколько подсистем до степени, которая является достаточной для понимания сути и роли проектируемого программного обеспечения (рисунок 7).

Рисунок 7 – Диаграмма декомпозиции «Автомобильный комплекс»

Как видно из построенной диаграммы, процесс функционирования автомобильного комплекса разбивается на три подпроцессы:

  1. Предоставление услуг по ремонту– основная деятельность, деятельность по ремонту автомашин;
  2. Поддержание в рабочем состоянии всего оборудования автомобильного комплекса – поддержание в рабочем состоянии оборудования персоналом автосервиса;
  3. Предоставление дополнительных услуг по функционированию автомобилей – выдача дополнительной информационно-справочной информации.

Произведем дальнейшее рассмотрение подсистемы «Предоставление услуг по ремонту» (рисунок 8).

Опишем процессы, которые представлены на данной диаграмме.

Выдача информации – это предоставление информации и данных о заказах и услугах автосервиса.

Услуги по ремонту – предоставление услуг по ремонту.

Осуществления ремонта – непосредственно процесс ремонта.

Конец обслуживания – это процесс, который включает в себя создание итогового счета с отчетом о выполненной работе.

Оплата счетов – оплата за оказанные услуги.

Рисунок 8 – Диаграмма декомпозиции «Предоставление услуг по ремонту»

Во второй главе рассмотрена предметная область «Автомобильный комплекс», описаны его специфика и особенности функционирования, организационная структура, состав компьютерного парка с подробным описанием составных частей персональных компьютеров, описаны информационные потоки данных с помощью диаграмм декомпозиции.

Также сформулирован с помощью функционального моделирования проект создаваемой система будет обеспечивать хранение информации о клиентах, заказ-нарядах, автомобилях, услугах.

В модели информационной системы заложена возможность персоналу корректировать информацию непосредственно в режиме реального времени.

3.РАЗРАБОТКИ ИС ДЛЯ АВТОСЕРВИСА


3.1. Создание структуры хранилища данных в СУБД MS Access

Рассмотрим использование MS Access 2013 для создания информационно-справочной системы автомобильного комплекса “RayCar” и на практике изучим основные возможности рассматриваемой СУБД.

Для создания необходимой базы данных требуются такие информационные объекты (таблицы):

«Справочник должностей» – для хранения списка должностей автомобильного комплекса с полями:

– Код должности;

– Название должности.

«Справочник сотрудников» – для хранения информации о работающем персонале комплекса, с полями:

– Код сотрудника;

– ФИО работника;

– Дата рождения;

– Адрес;

– Телефон;

– Код должности.

«Справочник категорий» - для хранения информации о категории услуг с полями:

­ Код категории услуг;

– Название категории.

«Справочник автомобилей» - для хранения данных о моделях автомобилей с полями:

– Код модели автомобиля;

– Модель автомобиля.

«Прайс» – для хранения информации о ценах на услуги, предоставляемые комплексом с полями:

– Номер услуги;

– Код категории услуг;

– Наименование работ;

– Цена услуги;

«Справочник клиентов» – для хранения информации о заказчиках с полями:

– Код клиента;

– ФИО клиента;

– Адрес клиента;

– Телефон клиента;

– Код модели автомобиля;

– Номерной знак;

– Год выпуска;

– Номер кузова.

«Заказ-наряды» для хранения информации о заказах на выполнение с полями:

– Номер заказа-наряда;

– Код клиента;

– Номер услуги;

– Количество;

– Дата оформления;

– Дата исполнения;

– Фактическая дата исполнения;

– Код сотрудника.

При создании таблиц, которые имеют ссылки на записи в других таблицах, устанавливаются связи. Таблицы называют справочниками в случае, если они содержат данные, что могут быть использованы при заполнении других сущностей. Они простые по структуре, имеют первичный ключ и их называют главными.

Рассмотрим методику создания таблиц в СУБД Access с помощью конструктора таблиц.

Для создания таблиц в базе данных нужно нажать на ленте «Создание» в разделе «Таблицы» пункт Конструктор таблиц.

После этого откроется бланк окна в котором необходимо указать названия полей таблицы, типы данных, описание (при необходимости), свойства полей и задать ключевое поле. Внешний вид конструктора таблиц показан на рис. 10 (на примере таблицы «Справочник клиентов»):


Рисунок 10 – Таблица «Справочник клиентов» в режиме конструктора

Аналогичным образом создаются и остальные таблицы. Их структуры в режиме конструктора показаны на рисунках 11 – 13:

Рисунок 11 – Таблица «Заказ-наряды» в режиме конструктора

Рисунок 12 – Таблица «Прайс» в режиме конструктора

Рисунок 13 – Таблица «Справочник автомобилей» в режиме конструктора

После формирования структуры таблиц (наименований полей, определение их типов). необходимо определить ключевое поле. Поскольку данные в ключевом поле должны быть уникальными, то, например, для таблицы «Справочник клиентов» им будет поле «Код клиента».[2]

Для установки индекса поля в разделе свойств необходимо использовать пункт «Индексированное поле», которое имеет 3 значения: да (допускаются совпадения), да (не допускаются совпадения), нет, Все ключевые поля имеют настройки: индексированное (совпадения не допускаются). Рассмотрим способы установки связей между созданными таблицами. Для этого откроем окно «Схема данных» и добавим все таблицы. После этого необходимо перетащить определенные поля одно на другое. После этого откроется окно, как показано на рисунке 14:

Рисунок 14 – Окно «Изменение связей»

В результате выполнения описанной процедуры для имеющихся таблиц, получим структуру (рисунок 15):

Рисунок 15 – Схема данных

3.2.Другие компоненты ИС

Формы – это элемент базы данных для удобного ввода и просмотра данных.

Отметим, что формы бывают одиночные (на основании одной таблицы) и сложные или составные (на основании нескольких таблиц). Также выделяют подчиненные и связанные формы – это многотабличные формы, созданные на основании таблиц, которые объединены с помощью связи «один – ко - многим».

Создадим форму для связанных таблицы «Справочник клиентов». Для этого воспользуемся мастером создания форм, который имеет следующие этапы:

– выбор источников данных для формы;

– выбор вида представления данных на форме;

– выбор уровня группировки данных;

– выбор макета форм;

– установка методов сортировки полей формы и подведения итоговых вычислений;


– название формы.

На рисунке 16 показана форма для ввода данных в таблицу «Справочник клиентов»:

Рисунок 16 – Ленточная форма «Справочник клиентов»

Аналогично создадим остальные формы (приложения) и введем с их помощью данные в таблицы.

Для принятия каких-либо решений нужно отобрать необходимые данные с базы, провести вычисления или корректно, в удобной форме подать информацию. Для этого используются запросы.[3]

Рассмотрим запросы, которые реализованы в базе данных.

Параметрический запрос «Запрос по цене услуги», который отображает наименование услуги и ее цену по введенным названии работ и марке автомобиля. На рисунках 17 – 19 показаны конструктор запроса, диалоговое окно для ввода критерия отбора и результат выполнения.

Рисунок 17 – Конструктор запроса «Запрос по цене услуги»

Рисунок 18 – Диалоговое окно запроса «Работы для клиента»

Рисунок 19 – Результат выполнения запроса «Работы для клиента»

В базах данных при необходимости можно создать отчеты – объекты базы данных для вывода полученной информации на печать.

Используя Мастер отчетов построим отчет для запроса «Последний заказ-наряд». Для этого вызовем мастер создания отчетов (Создание – Отчеты – Мастер отчетов). Далее нужно выбрать запрос «Последний заказ-наряд» и переместить поля в категорию Выбранные, нажать готово. Далее открыть отчет в режиме конструктора и разместить имеющиеся поля, как показано на рисунке 20:

Рисунок 20– Отчет «Последний заказ-наряд» в режиме конструктора

В созданной базе присутствуют запросы, формы, отчеты и необходимо организовать графический интерфейс для управления их выводом по желанию менеджера или других пользователей. Для такой организации принято применять кнопочные формы, которые в Access 2013 можно построить с помощью макросов и создания формы в режиме конструктора.

На рисунке 21 приведена главная кнопочная форма в режиме конструктора, которая автоматически загружается при запуске СУБД Access.

Для ее построения необходимо создать макросы для открытия промежуточных форм.