Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 271
Скачиваний: 4
Менеджер по работе с персоналом осуществляет подбор квалифицированных кадров для функционирования автомобильного комплекса, контроль за их работой, выплатой заработной платы и прочее.
Менеджер по работе с запчастями выполняет подбор необходимых запасных частей агрегатов, производит их заказы у поставщиков, выполняет их доставку на сервис, изучает ценовые предложения.
Главный бухгалтер выполняет работы по осуществлению бухгалтерского учета в автомобильном комплексе.
К непосредственным исполнителям работ относятся:
– техники;
– слесари;
– электрики.
2.2. Информационное обеспечение автомобильных комплексов
Рассмотрим информационное обеспечение автомобильных комплексов на примере анализа основных бизнес-процессов, протекающих в исследуемом автосервисе.
Построение модели для информационной системы начинается с описания функционирования системы в целом в виде так называемой контекстной диаграммы (рисунок 6).
Взаимодействие автомобильного комплекса с окружающей средой опишем с помощью входных потоков информации («Обращения клиентов», «Оплата услуг»), выходных потоков информации («Оказанные услуг», «Полученная прибыль»), управленческие информационные потоки («Законы о защите прав потребителя», «Внутренние правила автосервиса») и используемых ресурсов («Персонал автосервиса», «Запчасти»).
Рисунок 6 – Контекстная диаграмма «Автомобильный комплекс»
Клиенты – заказчики, которые обращаются за услугами автомобильного комплекса.
Оплата услуг – это денежные средства, которые переводятся на счет автомобильного комплекса за оказанные работниками услуги.
Внутренние правила автомобильного комплекса – свод негласных и прописанных правил, которым подчиняются все сотрудники автосервиса.
Законы о защите правах потребителя – это законы и нормативные акты о защите прав потребителя, а также те, которые контролируют качество услуг, которые предоставляются автосервисом.
Запчасти – это основной ресурс для функционирования автосервиса, поскольку они используются при оказании услуг клиентам.
Персонал автосервиса – это люди, которые работают в автосервисе, осуществляют приём клиентов, выполняют ремонт, управление организацией и др.
Оказанные услуги – это услуги, которые оказанные клиентам персоналом автосервиса.
Полученная прибыль – это сумма всех выплат клиентами за оказанные услуги.
После рассмотрения контекстной диаграммы переходим к изучению процесса функциональной декомпозиции, то есть разбиваем полученную систему на несколько подсистем до степени, которая является достаточной для понимания сути и роли проектируемого программного обеспечения (рисунок 7).
Рисунок 7 – Диаграмма декомпозиции «Автомобильный комплекс»
Как видно из построенной диаграммы, процесс функционирования автомобильного комплекса разбивается на три подпроцессы:
- Предоставление услуг по ремонту– основная деятельность, деятельность по ремонту автомашин;
- Поддержание в рабочем состоянии всего оборудования автомобильного комплекса – поддержание в рабочем состоянии оборудования персоналом автосервиса;
- Предоставление дополнительных услуг по функционированию автомобилей – выдача дополнительной информационно-справочной информации.
Произведем дальнейшее рассмотрение подсистемы «Предоставление услуг по ремонту» (рисунок 8).
Опишем процессы, которые представлены на данной диаграмме.
Выдача информации – это предоставление информации и данных о заказах и услугах автосервиса.
Услуги по ремонту – предоставление услуг по ремонту.
Осуществления ремонта – непосредственно процесс ремонта.
Конец обслуживания – это процесс, который включает в себя создание итогового счета с отчетом о выполненной работе.
Оплата счетов – оплата за оказанные услуги.
Рисунок 8 – Диаграмма декомпозиции «Предоставление услуг по ремонту»
Во второй главе рассмотрена предметная область «Автомобильный комплекс», описаны его специфика и особенности функционирования, организационная структура, состав компьютерного парка с подробным описанием составных частей персональных компьютеров, описаны информационные потоки данных с помощью диаграмм декомпозиции.
Также сформулирован с помощью функционального моделирования проект создаваемой система будет обеспечивать хранение информации о клиентах, заказ-нарядах, автомобилях, услугах.
В модели информационной системы заложена возможность персоналу корректировать информацию непосредственно в режиме реального времени.
3.РАЗРАБОТКИ ИС ДЛЯ АВТОСЕРВИСА
3.1. Создание структуры хранилища данных в СУБД MS Access
Рассмотрим использование MS Access 2013 для создания информационно-справочной системы автомобильного комплекса “RayCar” и на практике изучим основные возможности рассматриваемой СУБД.
Для создания необходимой базы данных требуются такие информационные объекты (таблицы):
«Справочник должностей» – для хранения списка должностей автомобильного комплекса с полями:
– Код должности;
– Название должности.
«Справочник сотрудников» – для хранения информации о работающем персонале комплекса, с полями:
– Код сотрудника;
– ФИО работника;
– Дата рождения;
– Адрес;
– Телефон;
– Код должности.
«Справочник категорий» - для хранения информации о категории услуг с полями:
Код категории услуг;
– Название категории.
«Справочник автомобилей» - для хранения данных о моделях автомобилей с полями:
– Код модели автомобиля;
– Модель автомобиля.
«Прайс» – для хранения информации о ценах на услуги, предоставляемые комплексом с полями:
– Номер услуги;
– Код категории услуг;
– Наименование работ;
– Цена услуги;
«Справочник клиентов» – для хранения информации о заказчиках с полями:
– Код клиента;
– ФИО клиента;
– Адрес клиента;
– Телефон клиента;
– Код модели автомобиля;
– Номерной знак;
– Год выпуска;
– Номер кузова.
«Заказ-наряды» для хранения информации о заказах на выполнение с полями:
– Номер заказа-наряда;
– Код клиента;
– Номер услуги;
– Количество;
– Дата оформления;
– Дата исполнения;
– Фактическая дата исполнения;
– Код сотрудника.
При создании таблиц, которые имеют ссылки на записи в других таблицах, устанавливаются связи. Таблицы называют справочниками в случае, если они содержат данные, что могут быть использованы при заполнении других сущностей. Они простые по структуре, имеют первичный ключ и их называют главными.
Рассмотрим методику создания таблиц в СУБД Access с помощью конструктора таблиц.
Для создания таблиц в базе данных нужно нажать на ленте «Создание» в разделе «Таблицы» пункт Конструктор таблиц.
После этого откроется бланк окна в котором необходимо указать названия полей таблицы, типы данных, описание (при необходимости), свойства полей и задать ключевое поле. Внешний вид конструктора таблиц показан на рис. 10 (на примере таблицы «Справочник клиентов»):
Рисунок 10 – Таблица «Справочник клиентов» в режиме конструктора
Аналогичным образом создаются и остальные таблицы. Их структуры в режиме конструктора показаны на рисунках 11 – 13:
Рисунок 11 – Таблица «Заказ-наряды» в режиме конструктора
Рисунок 12 – Таблица «Прайс» в режиме конструктора
Рисунок 13 – Таблица «Справочник автомобилей» в режиме конструктора
После формирования структуры таблиц (наименований полей, определение их типов). необходимо определить ключевое поле. Поскольку данные в ключевом поле должны быть уникальными, то, например, для таблицы «Справочник клиентов» им будет поле «Код клиента».[2]
Для установки индекса поля в разделе свойств необходимо использовать пункт «Индексированное поле», которое имеет 3 значения: да (допускаются совпадения), да (не допускаются совпадения), нет, Все ключевые поля имеют настройки: индексированное (совпадения не допускаются). Рассмотрим способы установки связей между созданными таблицами. Для этого откроем окно «Схема данных» и добавим все таблицы. После этого необходимо перетащить определенные поля одно на другое. После этого откроется окно, как показано на рисунке 14:
Рисунок 14 – Окно «Изменение связей»
В результате выполнения описанной процедуры для имеющихся таблиц, получим структуру (рисунок 15):
Рисунок 15 – Схема данных
3.2.Другие компоненты ИС
Формы – это элемент базы данных для удобного ввода и просмотра данных.
Отметим, что формы бывают одиночные (на основании одной таблицы) и сложные или составные (на основании нескольких таблиц). Также выделяют подчиненные и связанные формы – это многотабличные формы, созданные на основании таблиц, которые объединены с помощью связи «один – ко - многим».
Создадим форму для связанных таблицы «Справочник клиентов». Для этого воспользуемся мастером создания форм, который имеет следующие этапы:
– выбор источников данных для формы;
– выбор вида представления данных на форме;
– выбор уровня группировки данных;
– выбор макета форм;
– установка методов сортировки полей формы и подведения итоговых вычислений;
– название формы.
На рисунке 16 показана форма для ввода данных в таблицу «Справочник клиентов»:
Рисунок 16 – Ленточная форма «Справочник клиентов»
Аналогично создадим остальные формы (приложения) и введем с их помощью данные в таблицы.
Для принятия каких-либо решений нужно отобрать необходимые данные с базы, провести вычисления или корректно, в удобной форме подать информацию. Для этого используются запросы.[3]
Рассмотрим запросы, которые реализованы в базе данных.
Параметрический запрос «Запрос по цене услуги», который отображает наименование услуги и ее цену по введенным названии работ и марке автомобиля. На рисунках 17 – 19 показаны конструктор запроса, диалоговое окно для ввода критерия отбора и результат выполнения.
Рисунок 17 – Конструктор запроса «Запрос по цене услуги»
Рисунок 18 – Диалоговое окно запроса «Работы для клиента»
Рисунок 19 – Результат выполнения запроса «Работы для клиента»
В базах данных при необходимости можно создать отчеты – объекты базы данных для вывода полученной информации на печать.
Используя Мастер отчетов построим отчет для запроса «Последний заказ-наряд». Для этого вызовем мастер создания отчетов (Создание – Отчеты – Мастер отчетов). Далее нужно выбрать запрос «Последний заказ-наряд» и переместить поля в категорию Выбранные, нажать готово. Далее открыть отчет в режиме конструктора и разместить имеющиеся поля, как показано на рисунке 20:
Рисунок 20– Отчет «Последний заказ-наряд» в режиме конструктора
В созданной базе присутствуют запросы, формы, отчеты и необходимо организовать графический интерфейс для управления их выводом по желанию менеджера или других пользователей. Для такой организации принято применять кнопочные формы, которые в Access 2013 можно построить с помощью макросов и создания формы в режиме конструктора.
На рисунке 21 приведена главная кнопочная форма в режиме конструктора, которая автоматически загружается при запуске СУБД Access.
Для ее построения необходимо создать макросы для открытия промежуточных форм.