Файл: Опека (общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

· согласием родителей (родителя) на усыновление ребенка, воспитывающегося (находящегося) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

· заболеванием, препятствующим выполнению ими родительских обязанностей;

· отбыванием наказания в исправительных учреждениях или содержанием под стражей в период следствия;

· розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов, отсутствием сведений об их месте нахождения (оформленном в установленном порядке).

Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на тех подопечных детей, родители которых могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам (находятся в длительных служебных командировках, проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания и т.п.). Все правила, касающиеся выплаты пособия подопечным детям, распространяются на несовершеннолетних до достижения ими 18-летнего возраста. При назначении пособия не учитывается размер получаемых алиментов, пенсии, различного рода иных пособий. Для выплаты пособия на несовершеннолетнего подопечного опекуну (попечителю) надлежит обратиться в органы опеки и попечительства, на территории которых устанавливается опека или попечительство. Решение об отказе в назначении и выплате этого пособия может быть обжаловано в судебном порядке. Лучшему материальному обеспечению подопечных детей служит и целый ряд льгот, предназначенных для студентов, работающих и других категорий несовершеннолетних подопечных.

Уход и лечение особенно нужны несовершеннолетним лицам, находящимся на опеке. Уход связан с обеспечением жизненно важных потребностей подопечного, в том числе с его лечением, которое заключается, во-первых, в использовании различного рода помощи медицинских учреждений в случае болезни и в целях профилактики, во-вторых, в реализации рекомендаций врача.

Обязанности опекунов и попечителей несовершеннолетних любого возраста полностью совпадают с родительскими - воспитывать, заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии, обучении, профессиональной подготовке, самостоятельно избирать формы и способы воспитания, образования и др. Полный перечень обязанностей и прав опекуна и попечителя содержит ст. 150 СК РФ.

Созданию опекунам (попечителям) условий для ухода за подопечными детьми, их надлежащего воспитания служат также льготы, предусмотренные трудовым законодательством, среди них и те, что предназначены для инвалидов. Их перечень содержит Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».


Ограничение судом дееспособности гражданина не освобождает его от необходимости самому заботиться о себе, источниках своего существования, состоянии своего здоровья. Но, учитывая специфику алкоголизма, наркомании как тяжелого психического заболевания с глубоким поражением волевой сферы, надо считать моральным долгом попечителя стремление помочь подопечному восстановить свое душевное здоровье.

Выздоровление психически больного, прекращение тяги к алкоголю, наркотикам позволяет гражданину осознанно относиться к своим действиям, поступкам и руководить ими. Поэтому отпадает надобность в продолжении над ним опеки или попечительства. Прекращению опеки и попечительства должно предшествовать вынесение судом решения о признании подопечного дееспособным либо ограниченно дееспособным (п. 1 ст. 40 ГК РФ).

Таким образом, законодательно установленные права и обязанности направлены исключительно на обеспечение прав и интересов подопечных.

3.3. Прекращение опеки и попечительства.

Федеральный закон[4] от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» регулирует отношения, возникающие в связи с уста­новлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

Установление и прекращение опеки (попечительства) над детьми определяются ГК РФ и в соответствии с его п.1 ст.35 относятся к компетенции органа опеки и попечительства по месту жительства детей, нуждающихся в опеке (попечительстве). Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления-выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти (п.1 ст.34ГК РФ).

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Опека над малолетним подопечным автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом (п. 2 ст. 40 ГК РФ).

В соответствии со ст. 39 ГК РФ определены основания, при наличии которых опекуны (попечители) освобождаются от своих обязанностей. Такими основаниями являются:


-восстановление у родителей возможности самостоятельно вос­питывать своих детей, защищать их права и интересы (восстановление в родительских правах, отмена их ограничения, выздоровление родите­лей, освобождение из мест лишения свободы и т.д.);

-усыновление (удочерение) несовершеннолетнего;

-помещение несовершеннолетнего в воспитательное или другое уч­реждение на полное государственное обеспечение.

Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе.

Опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения сво­их обязанностей по инициативе органа опеки и попечительства в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интере­сами опекуна или попечителя, в том числе временно.

Также в случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (п.3 ст.39 ГК РФ).

Так, согласно ст. 156 УК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего опекуном (попечителем), связанное с жестоким обращением с ребенком, наказывается:

- штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (ст.127,146.153 СК РФ).

Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами пре­кращаются в случаях вынесения судом решения о признании подопеч­ного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по за­явлению опекуна, попечителя или органа опеки и попечительства.


По достижении малолетним подопечным 14 лет опека над ним пре­кращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, стано­вится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особо­го решения по достижении несовершеннолетним подопечным 18 лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 2 ст. 21 и ст. 27 ГК).

Таким образом, опека над несовершеннолетними прекращается автоматически по достижении им 14-летнего возраста, переходя в попечительство. С наступлением совершеннолетия прекращается и попечительство, установленное над ребенком. Существуют и некоторые исключения из общего правила (вступление в брак до достижения совершеннолетия п.2 ст. 21 ГК РФ и эмансипация ст. 27 ГК РФ). Опека и попечительство так же могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей вследствие решения органа опеки и попечительства.

Заключение.

Рассмотрев вопрос об опеке мы пришли к выводу, что с помощью института опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права и интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) - еще и способ их устройства на воспитание в семью. Нормы, направленные на достижение основной цели опеки и попечительства, помещены в Гражданский Кодекс РФ, тогда как нормы, направленные на достижение специальной цели - обеспечение воспитания несовершеннолетних, закреплены в Семейном кодексе РФ.

Опека и попечительство как вид социальной поддержки представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства, которая:

- регулируется нормами различной отраслевой принадлежности;

- предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также, в необходимых случаях, - и для обеспечения иных его интересов (дополнительная цель опеки над детьми - их воспитание);

- состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;

- осуществляется опекуном (попечителем) безвозмездно но при материальной поддержке со стороны государства;

- решает общегосударственные задачи, поэтому ее установление и надлежащее осуществление должны обеспечиваться организационной и контрольной деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.