Файл: Опека (общая характеристика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты нуждаются в особой поддержке государства, причем в самых разных областях. Основные меры социальной поддержки предусмотрены Российским законодательством для детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния здоровья способен иметь права и обязанности, т. е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять ϲʙᴏи права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Стоит сказать, для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

В настоящее время вопросы регулирования правоотношений по опеке и попечительству приобрели в России особую значимость. Как показано в Послании Президента РФ Федеральному собранию, нужно признать, что сегодня без поддержки государства многие сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, не в состоянии решить большинство социальных, жилищных, финансовых вопросов, что влечет появление многих острых проблем, таких, как пьянство, высокая смертность, преступность, в том числе и подростковая, беспризорность.

В этой связи одним из наиболее удачных решений проблемы устройства несовершеннолетних, обеспечения их надлежащими условиями жизни, питания, образования, воспитания можно назвать опеку и попечительство.

Сегодня, целью опеки и попечительства является воспитание и предоставление образования, а также защита их прав и интересов, которые в совокупности, в той или иной степени и форме, определенны в Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», другими нормативными правовыми актами РФ и региональными нормативными актами, в случае их нарушения.

Институт опеки и попечительства регулируется нормами семейного и гражданского права. Гражданский кодекс РФ определяет общие положения, касающиеся опеки и попечительства, а Семейный кодекс РФ уделяет внимание в основном опеке над несовершеннолетними.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что институт опеки и попечительства занимает важнейшее место в жизни общества, а именно, является формой временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица или в целях воспитания несовершеннолетних.


Цель данной курсовой работы - Раскрыть понятие опека, изучить основные положения, касающиеся опеки;

Задачами курсовой работы является- рассмотреть вопросы, связанные с установлением и прекращением опеки.

В данной курсовой работе использовался материал: Алексеевой С.С., Гатина А.М., Рузаковой О.А., Пчелинцевой Л.М. Ершовой Н. М., а также нормативный материал: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве",Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Глава I. Опека (общая характеристика).

    1. Понятие и общая характеристика опеки

Гражданский кодекс Российской Федерации[1] регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов (попечителей), органы опеки и попечитель­ства, назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от своих обязанностей, исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей, доверительное управление имуще­ством подопечных, прекращение опеки и попечительства.

Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 ГК РФ.

Основное различие понятий «опека» и «попечительство» состоит в объеме прав и обязанностей опекунов и попечителей, который опреде­ляется степенью дееспособности их подопечных.

Опека и попечительство как комплексный правовой институт представ­ляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по установлению опеки и попечительства, защите прав и законных интересов лиц, не обладающих дееспособностью или обладающих ею в неполном объеме.


Также опека и попечительство — это предусмотренные законодательством о браке и семье правовые формы защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, не способных (полностью или частично) самостоятельно осуществлять эти функции. 

Опека и попечительство устанавливаются, прежде всего, для обеспечения оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей либо не имеющих нормальных условий для воспитания в семье. Эти отношения изучаются наукой семейного права.

Вместе с тем многие правила об опеке и попечительстве носят гражданско-правовой характер, поскольку этот институт служит в целях защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также недееспособных лиц и лиц с неполной дееспособностью либо дееспособных, но по состоянию здоровья не имеющих возможности самостоятельно осуществлять свои права и нести обязанности. Посредством гражданско-правовых норм регулируются отношения по опеке над имуществом умершего гражданина или признанного безвестно отсутствующим.

Одна из важнейших задач этих органов - выявление лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Опекунами и попечителями могут быть совершеннолетние, полностью дееспособные граждане, не лишенные родительских прав.

Таким образом, опека и попечительство представляет собой институт законодательства, т.е. систему норм разной отраслевой принадлежности, регулирующих отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, объединенных общими задачами и принципами.

1.2.Правовые основы института опеки и попечительства

Под опекой (попечением) в социологическом смысле понимается забота, наблюдение, связанные с ответственностью за кого-то, в том числе за несовершеннолетних детей. В настоящее время в семейном праве под опекой и попечительством понимается форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 123, 145 СК РФ, п. 1 ст. 35 ГК РФ, ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т. п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов (в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений) и иными причинами (ст. 121 СК РФ, п. 3 ст. 31 ГК РФ).


Институт опеки и попечительства является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.

Институт опеки и попечительства в российском законодательстве прошел сложный путь становления и развития. Он возник как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью этого института было содержание, воспитание, образование этих детей, защита их прав и интересов.

К основным началам (принципам) института опеки и попечительства, которыми должны быть проникнуты все его нормы, относятся:

1) свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей;

2) подконтрольность деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства;

3) обеспечение максимальной защиты нарушенных прав и интересов подопечных;

4) государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

Перед институтом опеки и попечительства стоят задачи обеспечения:

1) установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся в этом граждан;

2) защиты прав и интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством;

3) минимального уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством;

4) государственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов и попечителей;

5) исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций.

По своей сути институт опеки и попечительства основан на нормах семейного, гражданского и административного права, таким образом, является комплексным

В ГК нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда. Кроме того, в ГК содержаться общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами.

В СК РФ нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельный раздел и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без родительской заботы. В СК РФ соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).

Защита прав ребенка осуществляется государственными органами, а именно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, прокуратурой, органами внутренних дел и др.


Так, в случаях, предусмотренных ст. 122 – 123, 126, 169 СК РФ органы исполнительной власти субъектов Федерации обязаны принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

В этих целях органы исполнительной власти субъектов Федерации должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи.

Органы внутренних дел согласно ст. 79 СК РФ могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка, а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, но не могут обратиться в суд с иском в интересах ребенка, например о взыскании алиментов.

Прокурор осуществляет защиту прав ребенка путем предъявления исков в суд с требованиями о лишении или ограничении родительских прав; о признании недействительным соглашения об уплате алиментов; об отмене усыновления ребенка. Прокурор обязан участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав, об отмене усыновления ребенка и некоторых других. Заявление в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов гражданина может быть подано прокурором только в случаях, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, например, в отношении несовершеннолетних, недееспособных. Кроме того, прокурор может обратиться в суд с целью защиты семьи, материнства, отцовства и детства.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. К числу организаций, в функции которых входит защита прав несовершеннолетних детей, относится комиссия по делам несовершеннолетних, которые создаются в субъектах Федерации, а также на муниципальном уровне.

Основными задачами этих комиссий являются:

-осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;

-организация контроля за предоставлением несовершеннолетним условий содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и иных социальных услуг; принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, сексуального, психологического и иных форм насилия, от вовлечения несовершеннолетних в разовые антиобщественные действия;

-участие в организации работы по выявлению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; родителей; опекунов, попечителей, приемных родителей, не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и образованию несовершеннолетних;