Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес процессов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как показывает практика, сценарий развития ситуации на предприятии при внедрении процессного подхода может иметь, как минимум, три различных по своей результативности варианта:

1. Успешное внедрение процессного подхода, когда все предприятие представлено как система (архитектура) бизнес-процессов, прозрачная для понимания целей управления. В рамках данного сценария предполагается построение всей системы оценки эффективности и результативности деятельности на основе оценки себестоимости и прибыльности функционирования процессов на предприятии;

2. Формальное внедрение процессного подхода с целью сертификации в системе менеджмента качества. При таком подходе к внедрению можно выделить следующие проблемные места. Во-первых, существующая формально совокупность бизнес-процессов не всегда позволяет выделить проблемные зоны предприятия или возможные направления совершенствования. Во-вторых, использовать выделенные формально бизнес-процессы для построения системы стратегического управления и принятия обоснованных управленческих решений не представляется возможным. В-третьих, не позволяет сформировать эффективную систему учета затрат для целей контроля и регулирования деятельности предприятия. И самое главное, затраты на внедрение процессного подхода в таком сценарии не приносят результата в достижении конкурентных преимуществ на отраслевом рынке;

3. Предприятие имеет потенциал развития и для его реализации выбирает процессный подход к управлению. Но при практическом внедрении процессного подхода на предприятии возникают сложности при идентификации бизнес-процессов и построении архитектуры бизнес-процессов предприятия из-за многообразия терминологических трактовок.

В результате получаются проекты организационных усовершенствований, которые завершаются неудачей, а инвестиции в развитие компании не дают отдачи. Во многих случаях причина неудач состоит в том, что «не туда» инвестировали и «не то» улучшали. В этом свете искусство нахождения точки приложения управленческих усилий выглядит решающим фактором повышения результативности и эффективности компаний[26].

Как уже отмечалось выше, разработка и внедрение процессного подхода достаточно ресурсоемкая задача. Внедрять процессный подход для большого количества бизнес процессов сразу нецелесообразно. Это основная ошибка большинства проектов – внедрять процессный подход для «всех» бизнес процессов. Кроме этого, основная причина не внедрения процессного подхода в полном объеме это отсутствие готовности компаний строить матричную систему управления – вводить институт кросс функциональных владельцев бизнес процессов, который вступает в противоречие с организационной культурой и стилем управления большинства российских компаний.


Необходимо понимать, что внедрение даже не всех подсистем процессного подхода существенно повышает результативность и эффективность системы управления. Так же в процессе описания и анализа бизнес процесса происходит обмен информацией между его участниками, и появляется возможность сформировать правильное, разделяемое понимание бизнес процесса и решить большинство системных и поведенческих проблем, что является неоспоримым достоинством процессного подхода[27].

Итак, описаны основные подсистемы процессного подхода с учетом практики его внедрения. Однако внедрение процессного подхода — только первый шаг к новому стилю в управлении предприятием. На основе принципа PDCA необходимо постоянное сканирование эффективности осуществления бизнес-процессов и необходимости их постоянного улучшения. Только система непрерывного улучшения созданной сети бизнес-процессов позволит предприятию сохранять конкурентную позицию на отраслевом рынке.

Глава 2. Реализация процессного подхода к управлению на практике

2.1 Статические и динамические процессные модели.

Актуальность внедрения процессного подхода к управлению не вызывает сомнений у большинства управленцев, ведь практически каждое предприятие на сегодняшний день работает по устоявшимся бизнес процессам, даже если они не описаны и не контролируются.

Процессный подход к управлению организацией позволяет повысить эффективность менеджмента путем формализации повторяющихся последовательностей действий при помощи объединения их в бизнес-процессы, а также за счет возможности быстрого изменения бизнес-процессов в ответ на изменение условий деятельности предприятия[28].

Теории процессного подхода (как реинжиниринга бизнес-процессов, так и постепенного эволюционного изменения бизнес-процессов) являются достаточно зрелыми, им посвящено большое число работ как российских, так и иностранных авторов. Однако до сравнительно недавнего времени выполнение бизнес-процессов в организациях производилось косвенным образом - через изменение должностных инструкций, организационной структуры предприятия, прямые указания руководителей.


Степень автоматизации современных предприятий позволяет реализовать прямое выполнение бизнес-процессов в компьютерной среде. В этом случае в организации также появляется аналог производственного конвейера, от которого можно получить увеличение производительности труда работников, сравнимое с тем, которое было получено от внедрения конвейера на производстве. Оно достигается вследствие того, что данный механизм позволяет работникам выполнять поступившие задачи, не отвлекаясь на:

    1. получение от других работников необходимой для выполнения задания информации;
    2. передачу результатов своего труда другим работникам;
    3. изучение должностных инструкций[29].

В последние годы наблюдается тенденция актуализации специализированного программного обеспечения для построения бизнес процессов, в то время как раньше данный класс программ находился в тени более массовых продуктов, таких как системы документооборота и CRM системы. На рынке систем бизнес моделирования представлено великое множество программного обеспечения, зачастую кардинально отличающегося не только стоимостью, функциональностью, нотацией, но и методикой моделирования системы управления. Условно все представленные программные продукты можно разделить на динамические и статические по типу реализуемой процессной модели предприятия.

Статические процессные модели позволяют описать всю деятельность предприятия в виде бизнес процессов, установить между ними связи, распределить ответственность за выполняемые функции между персоналом. Как правило, такие программные продукты также используются для автоматического формирования должностных инструкций, положений о подразделении и регламентов процессов.

Динамические процессные модели позволяют не только построить, но и в реальном времени «исполнять» построенные бизнес процессы. В таких системах, как правило, строятся только наиболее важные с точки зрения руководителя процессы, которые необходимо контролировать с особой тщательностью. Для полноценной работы подобных систем у каждого участника процесса должно быть своё рабочее место и ПК с доступом к базе данных[30].


2.2 Программные продукты, которые могут быть использованы для реализации процессного подхода.

На протяжении последних лет активно развиваются системы управления бизнес-процессами и административными регламентами с открытым кодом, в настоящее время они достигли состояния, когда их можно использовать на промышленных предприятиях, они уже составляют реальную конкуренцию закрытым коммерческим системам.

Свободное ПО с открытым кодом распространяется вместе с кодами программ, любой желающий может на основе этого ПО разрабатывать собственные программы. Как правило, программы с открытым кодом бесплатны и допускают неограниченное количество инсталляций. В мире существует множество готовых свободных программных компонентов с открытым кодом, на основе которых можно разрабатывать другие программы с открытым кодом[31]. Приведем пример одной из таких программ.

RunaWFE Free - это система управления бизнес-процессами и административными регламентами с открытым кодом. Распространяется под свободной лицензией LGPL. RunaWFE Free использует как собственные решения, так и некоторые идеи проекта jBPM, содержит большое количество компонентов, задача которых - обеспечить удобную работу конечного пользователя.

Профессиональная версия системы RunaWFE Professional внесена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных под номером 951 по классу ПО «системы управления процессами организации».

Основные характеристики:

  1. веб интерфейс пользователя и администратора;
  2. графическая среда разработки бизнес-процессов;
  3. боты для выполнения автоматических заданий;
  4. гибкая система определения исполнителей на основе ролей;
  5. простая интеграция с реляционными базами данных;
  6. поддержка веб-сервисов;
  7. интеграция с Alfresco;
  8. система безопасности, позволяющая интеграцию с LDAP/MS Active Directory;
  9. возможность интеграции существующих разнородных приложений предприятия;
  10. поддержка портлетов;
  11. локализация на английский, французский, немецкий, итальянский, голландский, испанский, китайский, украинский и русский языки;
  12. поддержка операционных систем Windows, Linux, Solaris, FreeBSD[32].

Присутствуют также программные продукты для построения структуры управления и процессной модели предприятия, например такие как FoxManager ФМ.

Программа Fox Manager ФМ позволяет не только построить полную процессную модель предприятия, но и организовать хранение и учёт документов согласно требований стандарта, а также автоматически сформировать из процессной модели должностные инструкции, положения о подразделении, регламенты процессов и даже руководство по качеству – основной документ, по которому происходит сертификация.


В качестве примера опишем этапы внедрения процессного подхода к управлению с помощью программы Fox Manager ФМ.

Подготовительный этап.

  1. Получить полный список сотрудников и занимаемых ими должностей, за основу можно взять штатное расписание. Необходимо сформировать дерево организационной структуры.
  2. Выделить основные виды деятельности компании, которые в программе называются «категории бизнес-процессов».
  3. Для каждого вида деятельности составить предварительный перечень выполняющихся бизнес-процессов.
  4. Составить перечень поставщиков и подрядчиков, с которыми работает предприятие.
  5. Получить список всей документации компании, которая используется для работы, если таковой список имеется. В первую очередь нужна регламентирующая документация, а не конкретные договора с заказчиками и подрядчиками. Импортировать список документов в программу. Если готового списка документов нет, то его необходимо сформировать позже, на основе проведенного опроса персонала[33].

На основе полученной информации составляется график опроса персонала. Необязательно проводить собеседование со всеми сотрудниками предприятия, если несколько человек занимают одну и ту же должность и выполняют одну и ту же работу, то достаточно поговорить лишь с одним из них. Иногда достаточно провести собеседование только с руководителем подразделения, чтобы иметь представление о выполняемых функциях всех сотрудников отдела, но часто этого оказывается недостаточно, поскольку видение руководителя может не совпадать с реальным положением вещей.

Этап 1: сбор информации.

Прежде чем начать оптимизацию деятельности предприятия, необходимо построить упрощенную процессную модель деятельности предприятия. Для этих целей на первом этапе группа лиц, занимающихся внедрением процессного подхода, проводит опрос персонала и собирает другую полезную информацию. Опрос проводится в соответствии с утвержденным графиком, специальной анкетой.

Иногда сотрудники вместо описания реально выполняемых функций пытаются описать модель «как должно быть», а не «как есть на самом деле», при этом некоторые стремятся приписать себе функции, которые на самом деле не выполняют, а другие, наоборот, не хотят афишировать часть работ, которые периодически выполняют, боясь, что эти работы закрепят за ними навсегда. Поэтому важно объяснить опрашиваемому персоналу, что цель бизнес-моделирования - наиболее оптимально распределить функции и ответственность персонала, а не просто бездумно зафиксировать и регламентировать полученную информацию.