Файл: Объект исполнения уголовного наказания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ясное определение в законе прав, обязанностей и законных интересов субъектов исполнения наказания позволяет более осознанно исполнять те или иные виды наказаний, понимать, что надо сделать для достижения поставленных целей, кстати, это соответствует и требованиям международно-правовых актов.

Проанализировав элементы правового статуса (положения) субъектов исполнения отдельных мер наказания, следует определить те из них, которые являются общими для всех субъектов, к ним относятся следующие права, обязанности и законные интересы: 1) соблюдать порядок и условия исполнения наказания, предусмотренные настоящим Кодексом; 2) вести персональный учет всех лиц, осужденных; 3) разъяснять порядок и условия отбывания наказания; 4) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролировать поведение осужденных; 5) организовывать и оказывать на осужденного исправительное, ресоциальное; 6) организовывать и оказывать на осужденного предупредительное воздействие, в том числе принимать меры по предупреждению со стороны осужденных нарушений установленного порядка отбывания наказания, преступлений, а также иных правонарушений; 7) проводить первоначальные мероприятия по розыску осужденных; 8) готовить и передавать в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно; 9) готовить и передавать в суд материалы об осужденных, освобождающихся от отбывания наказания, злостно уклоняющихся от отбывания наказания; 10) всячески содействовать достижению целей наказания[6].

Субъекты исполнения наказания в зависимости от их особенностей воз- можно классифицировать на общие и специальные. Общие субъекты исполняют наказания в отношении любого осужденного, специальные – только в отношении осужденных, обладающих специфическими признаками (например, осужденных военнослужащих, несовершеннолетних).

Законодатель различает субъекты исполнения наказания в зависимости от их принадлежности к уголовно-исполнительной системе. Так, в соответствии с ч. 14 ст. 16 УИК РФ учреждения, указанные в частях 4, 5, 7, 71, 8, 9 и 10 настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы. Таковыми являются: 1) уголовно-исполнительная инспекция; 2) арестный дом; 3) колония-поселение; 4) воспитательная колония; 5) лечебные исправительные учреждения; 6) исправительные колонии общего, строгого или особого режима; 7) тюрьма; 8) исправительный центр; 9) следственный изолятор (в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ); 10) исправительная колония особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.


Таким образом, проведенный анализ субъекта исполнения уголовного наказания позволяет сделать ряд основных выводов:

1. Субъектом исполнения наказания являются предусмотренные дейст- вующим законодательством учреждения и/или органы, должностные лица, упол- номоченные исполнять уголовные наказания.

2. Ряд положений ст. 16 УИК РФ требуют уточнений. В частности предлагается внести изменения и дополнения в ч.ч. 3, 4, 5, ч.ч. 7.1, 12 ст. 16 УИК.

3. Учреждениям, исполняющим уголовные наказания, присущи следующие признаки: 1) являются органами государства; 2) предназначены специально для исполнения наказаний; 3) наделены установленными законодательством соответствующими правами, обязанностями и законными интересами; 4) являются самостоятельным структурным подразделением в сфере государственного управления; 5) не обладают установленными законодательством основаниями для освобождения от исполнения наказания.

4. Органам, исполняющим наказания, присущи следующие признаки: 1) как правило, не являются органами государства; 2) не предназначены специально для исполнения наказаний, т.е. исполнение наказаний является для них не основной, а дополнительной функцией; 3) наделены установленными законодательством соответствующими правами, обязанностями и законными интересами;[7] 4) как правило, не являются самостоятельным структурным подразделением в сфере государственного управления; 5) не обладают установленными законодательством основаниями для освобождения от исполнения наказания.

5. Четко регламентировать в законе права, обязанности и законные интересы субъектов исполнения наказания, в связи с чем надлежит ввести в УИК ряд новых статей (ст.ст. 311, 611, 612, 691, 741, 1431, 1432, 1491, 1571), а также надлежит внести соответствующие дополнения и изменения в отдельные нормы, закрепленные в УИК РФ (ч. 3 ст. 25, ч. 1 ст. 28, ч. 3 ст. 33, ч. 2 ст. 34, ч. 3 ст. 39, ч. 1 ст. 43, ч. 1 ст. 54, ст. 60.9, ч. 1 ст. 60.11).

6. К общим правам, обязанностям и законным интересам, характерным для всех субъектов исполнения наказания, относятся следующие: 1) соблюдать порядок и условия исполнения наказания, предусмотренные настоящим Кодексом; 2) вести персональный учет всех лиц, осужденных; 3) разъяснять порядок и условия отбывания наказания; 4) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролировать поведение осужденных; 5) организовывать и оказывать на осужденного исправительное, ресоциальное воздействие; 6) организовывать и оказывать на осужденного предупредительное воздействие, в том числе принимать меры по предупреждению со стороны осужденных нарушений установленного порядка отбывания наказания, преступлений, а также иных правонарушений; 7) проводить первоначальные мероприятия по розыску осужденных; 8) готовить и передавать в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно; 9) готовить и передавать в суд материалы об осужденных, освобождающихся от отбывания наказания, злостно уклоняющихся от отбывания наказания; 10) всячески содействовать достижения целей наказания.


7. Субъекты исполнения наказания в зависимости от их особенностей возможно классифицировать на общие и специальные. Общие субъекты исполняют наказания в отношении любого осужденного, специальные – только в отношении осужденных, обладающих специфическими признаками.

Заключение

Под объектом исполнения наказания следует понимать элементы правового статуса (положения) осужденного, т. е. права, обязанности и законные интересы осужденного, определенные судом для карательного воздействия со стороны учреждения и/или органа, должностного лица, исполняющих уголовные наказания.

Проведённый анализ объектов исполнения уголовного наказания по- зволяет обозначить ряд проблем: во-первых, права, обязанности и законные интересы, определённые судом для карательного воздействия, в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством могут изменяться учреждением и/или органом, исполняющим тот или иной вид наказания, что прямо противоречит положению ч. 1 ст. 43 УК РФ, согласно которой наказание заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица; во-вторых, при исполнении уголовного наказания объекты, определённые судом для карательного воздействия, могут не подвергаться данному воздействию, что, несомненно, снижает карательный потенциал наказания; в-третьих, при исполнении уголовного наказания карательному воздействию со стороны учреж- дения и/или органа, должностного лица, исполняющих уголовные наказания, могут подвергаться объекты, не определённые судом; в-четвертых, проведённый анализ процесса исполнения некоторых видов уголовных наказаний показывает, что в соответствии с изменяющимися условиями отдельные объекты исполнения уголовного наказания должны подлежать корректировке.

Субъектом исполнения наказания являются предусмотренные дейст- вующим законодательством учреждения и/или органы, должностные лица, уполномоченные исполнять уголовные наказания.

Субъекты исполнения наказания в зависимости от их особенностей возможно классифицировать на общие и специальные. Общие субъекты исполняют наказания в отношении любого осужденного, специальные – только в отношении осужденных, обладающих специфическими признаками.

Цель исполнения наказания – это тот фактический результат, которого стремятся достигнуть учреждение и/или орган, должностные лица, исполняющие уголовные наказания, посредством исполнения наказания. Игнорирование или отрицание возможности достижения цели уголовного наказания в виде восстановления социальной справедливости на стадии исполнения, отбывания уголовного наказания является первым шагом к допущению несправедливой процедуры исполнения уголовного наказания, противоречащей как букве, так и духу закона.


Список использованной литературы

Список источников и литературы

Нормативно-правовые акты и иные официальные документы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. No 51-ФЗ: ред. от 02.11.2013. URL: http://www.consultant.ru/

2. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской Республики Иран / науч. ред. А. И. Ахани; предислов. зам. пред. Гос. Думы РФ Ю. Н. Волкова; перев. с персидского М. С. Пелевина. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008.

3. Закон об уголовном праве Израиля / предисл., пер. с иврита: магистр права (LL.M) М. Дорфман; науч. ред. канд. юрид. наук Н. И. Мацнева. – СПб.: Юридический центр Пресс, 2005.

4.Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно- правового характера без изоляции от общества: приказ Министерства юстиции РФ «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» от 20 мая 2009 г. No 142 (ред. от 27.12.2010) // Российская газета. ‒ 2009. ‒ 14 августа. URL: http://base.consultant.ru/

5. Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Министерства юстиции РФ от 12 апреля 2005 г. No38 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. – 2005. – No5, 6. URL: http://pravo.gov.ru.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 No 195-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – No 1 (ч. 1). – Ст. 1. URL: http://www.consultant.ru/

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: ЭКСМОС, 2002.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. 30.12.2008 г.) // Российская газета. – 2009. ‒ 21 января.

9. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от

14 октября 2010 г. No 1772-Р (ред. 31.05.2012). URL: http://base.consultant.ru/

10. Международный Пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Права человека. Основные международные документы. – М.:Международные отношения, 1989.

11. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными: Резо-

люция принята 30 августа 1955 г. // Уголовно-исполнительное право: сборник нормативных актов / П. Г. Пономарев, В. С. Радкевич, В. И. Селиверстов. – М.: Новый юрист, 1997.