Файл: Изучение назначения и задач, стоящих перед аудиторской деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Инициативный аудит проводиться по решению участников организации или руководства фирмы, и может включать в себя различный объем работы, в зависимости от поставленных перед аудитором вопросов.

Проведение инициативного аудита целесообразно, например, для проверки работы бухгалтера, для получения кредита в банке, для инвесторов в случае привлечения инвестиций или продажи бизнеса.

Согласно правилам аудиторской деятельности «Изучение и использование работы внутреннего аудита» (одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27.04.1999 г., протокол № 3) внутренний аудит – это система контроля за соблюдением порядка ведения бухгалтерского учета в зависимости от специфики деятельности предприятия и требований его руководства.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур.

Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов администрации предприятия. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Внешний аудит проводится на договорной основе сторонней аудиторской фирмой с целью объективной оценки достоверности состояния учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по повышению эффективности его деятельности и налоговой оптимизации.

Внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга.

Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы - разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов (11; с. 102).

На основании написанного можно сказать о том, что в зависимости от своего назначения аудит делится на несколько видов, таких как аудит финансовой отчетности, аудит хозяйственной деятельности, управленческий (производственный) аудит, то есть здесь все зависит от руководства предприятия, которое определит характер и объем производимой проверки.

1.4. Регулирование аудиторской деятельности

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».


Аудиторская деятельность в РФ осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» от 01.07.2007 г. № 315-ФЗ, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Законодательные акты РФ дополняют Федеральный закон 307-Ф3 в части организации аудиторской деятельности; требований к оказанию отдельных видов аудиторских услуг; установления прав, обязанностей и ответственности участников аудиторской деятельности; критериев обязательности аудита.

Подзаконные акты РФ (Указы Президента РФ, Постановления правительства РФ) устанавливают функции федеральных органов исполнительной власти по регулированию аудиторской деятельности.

Устанавливают обязательность представления аудиторских заключений в органы исполнительной власти, а также обязательность проведения аудита в отношении отдельных предприятий и организаций.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти принимаются в соответствии с федеральными законами и определяют требования к порядку организации аудиторской деятельности, контроля качества ее осуществления, проведению аудиторских проверок в отношении отдельных групп аудируемых лиц.

Внутренние документы саморегулируемых организации аудиторов: аудиторские стандарты, правила определения независимости аудиторов, кодексы этики определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным ФСАД (Федеральными стандартами аудиторской деятельности), если это обусловлено особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг.

Методики проведения аудита и контроля качества, утвержденные Советом по аудиторской деятельности при Минфине, оказывают методическую помощь аудиторским организациям при разработке внутренних регламентов (стандартов).

Внутренние документы (регламенты) аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов: стандарты аудиторской деятельности, правила контроля качества оказываемых услуг, методики аудита реализуют право аудиторской организации самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, устанавливают конкретные приемы и способы проведения аудиторских поверок.


Саморегулируемой организацией аудиторов (СРОА) признается некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, осуществления контроля за качеством выполняемых ими профессиональных услуг и защиты их интересов.

Для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации аудиторов некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО аудиторов требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации аудиторов мер дисциплинарного воздействия (10; с. 16).

Профессиональные аудиторские организации должны получить аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.

Непосредственными участниками аудиторской деятельности являются аудиторы и аудиторские организации.

Аудитором в РФ признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО аудиторов.

Аудиторской организацией в РФ признается коммерческая организация, являющаяся членом одной из СРО аудиторов.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.

Таким образом на основании написанного можно сказать о том, что аудиторская деятельность регулируется достаточно серьезно, с одной стороны законодательными актами, и с другой стороны – профессиональными аудиторскими объединениями с целью внешнего контроля качества и развития аудита.

Профессиональные аудиторские объединения вправе устанавливать для своих членов внутренние правила, которые не могут противоречить федеральным стандартам.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора и аудиторского заключения.


ГЛАВА 2. СТАНДАРТЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Стандарты аудиторской деятельности

Стандарты устанавливают нормы, которые должны применять аудиторские фирмы или аудиторы-предприниматели при планировании аудита.

Стандарты (правила) аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Стандарты подразделяются на федеральные и внутренние.

Федеральные стандарты считаются обязательными, исключениями считаются только те, положения, которые носят рекомендательный характер.

Внутренние же стандарты аудиторской деятельности действуют внутри аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, в профессиональных аудиторских объединениях.

На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о всех фактах финансово-хозяйственной деятельности.

После подписания письма-обязательства о согласии на проведение аудита руководителем исполнительного органа экономического субъекта аудиторская организация заключает договор с экономическим субъектом на проведение аудита и (или) сопутствующих ему услуг и переходит к формированию штата для проведения аудита, подготовке общего плана и программы аудита.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, обозначить номером каждую проводимую аудиторскую процедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возможность делать ссылки на них в рабочих документах. Следует

определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и составить программу аудита по каждому разделу бухгалтерского учета.

Стандарты устанавливают единые требования по подготовке рабочей документации аудита аудиторской фирмой или аудитором-предпринимателем.

Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются характером проводимой работы.

Стандарты устанавливают требования к аудиторским доказательствам, на основе которых аудиторская фирма или аудитор-предприниматель может составить обоснованное мнение о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта (10; с. 43).


Наиболее распространенными способами получения доказательств, которые аудиторские организации могут применять, являются: проверка арифметических расчетов клиента, инвентаризация, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение, устный опрос персонала, проверка документов, их отслеживание, аналитические процедуры, подготовка альтернативного баланса.

Итак, делаем выводы о том, что на основании вышеописанных стандартов, их соответствию и выполнению, а также других нормативных актов, по контролю за аудиторской деятельностью, проходит проверка качества проведения аудита.

Такой контроль качества необходим для того, чтобы предусмотреть ответственность самих аудиторов с целью исключения возможности использования своих полномочий для извлечения выгоды для себя, что ведет к нанесению вреда правам и законным интересам другим лицам.

2.2. Методы проведения аудиторской деятельности

В аудите для сбора аудиторских доказательств применяются те методы, которые определены внутренними правилами (стандартами), а также соответствуют цели и задачам, определенным условиями договоренности. Рассмотрим основные методы, используемые в аудиторской деятельности.

  1. Фактический контроль

К этой группе методов относятся: инвентаризация, визуальные наблюдения и экспертные оценки.

При аудите финансовой отчетности аудитор не проводит инвентаризацию самостоятельно. Однако согласно Правилу (стандарту) № 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» аудитору желательно присутствовать при проведении инвентаризации перед составлением годового отчета для получения аудиторских доказательств путем наблюдения. По договору на специальное аудиторское задание может быть предусмотрено, что аудиторы проводят инвентаризацию по объектам учета согласно условий договоренности.

  1. Документальные методы

Эта группа включает в себя: исследование документов, информационное моделирование и камеральные проверки.

При аудите финансовой отчетности, как правило, проводится исследование документов по форме и содержанию. По форме документы проверяются на предмет наличия и заполнения обязательных реквизитов.

По наиболее важным направлениям учета в соответствующих нормативных правовых актах устанавливается норма по ведению журналов регистрации первичных учетных документов. Например, по кассовым документам в Порядке ведения кассовых операций установлено требование по ведению журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров. Наличие журналов регистрации по всем другим первичным учетным документам характеризует степень эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. При отсутствии нумерации первичных учетных документов аудитор не может получить аудиторские доказательства в отношении предпосылки «полнота».