Файл: Анализ клиентской базы банка (на примере ПАО «Сбербанк России») ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современной экономике России банки играют неотъемлемую роль. Кредит занимает ведущее место, как в деятельности банков, так и всей экономики России в целом. Привлечение заемных средств позволяет коммерческим организациям реализовывать новые проекты, не извлекая средств из оборота, увеличивать капитал, расширять масштабы деятельности.

На данный момент актуальность кредитования юридических лиц значительно возросла. Кредитование служит инструментом для установления долгосрочных партнерских отношений между банком и клиентом. Развитие долгосрочных партнерских отношений с клиентами и комплексность в предоставлении услуг позволят сократить риск колебаний остатков на счетах клиентов банка, сделают их более предсказуемыми и планируемыми и тем самым снизят кредитные риски банка. Поэтому совершенствование кредитной политики коммерческого банка является необходимым условием успешной его деятельности.

Актуальность темы работы определяется тем, что важнейшим этапов кредитования коммерческими банками заемщиков является оценка кредитоспособности.

Основными целями оценки кредитоспособности является определение способности заемщика вернуть денежные средства, оценка риска кредитования конкретного заемщика, а также определение оптимально возможного размера кредита.

Значимость оценки кредитоспособности заемщика в процессе управления кредитным риском коммерческого банка проявляется и в проведении банком - кредитором мониторинга заемщика. Значение оперативного контроля за финансово-экономической деятельностью заемщиков со стороны кредитных учреждений в условиях макроэкономической нестабильности и роста дефолтов, бесспорно, велико. Вовремя и справедливо реализованный мониторинг состояния заемщика способствует незамедлительному реагированию на негативные тенденции в хозяйственной деятельности заемщиков.

Развитие института бюро кредитных историй, накопление статистических данных о потребительском кредитовании в настоящее время позволяет расширять использование в отечественной практике розничного кредитования зарубежных наработок в данной области в целях приближения к международным стандартам оценки кредитных риском, что содействовало бы повышению качества кредитных портфелей банков.

Цель работы – анализ методики оценки кредитоспособности заемщика в ПАО «Сбербанк России».

Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:


- рассмотреть сущность и назначение оценки кредитоспособности;

- изучить методы оценки кредитоспособности, применяемые коммерческими банками;

- представить краткую характеристику ПАО «Сбербанк России»;

- проанализировать методику оценки кредитоспособности заемщика в ПАО «Сбербанк России»;

Предмет исследования - кредитоспособность заемщика. Объектом выступает ПАО «Сбербанк России».

Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как О.И. Лаврушин, В.В. Глущенко, Ю.В. Головин, Д.А. Ендовицкий, Е.А. Звонова, Н.К. Кравцова, А.А. Максютов, Р.Г. Ольхова, А.М. Тавасиев, Л.А. Дробозина и других, а также материалы периодической печати.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.

В первой главе работы рассматриваются теоретические основы оценки кредитоспособности заемщика.

Во второй главе проводится аналитический обзор оценки кредитоспособности заемщика на примере ПАО «Сбербанк России».

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

    1. Сущность и назначение оценки кредитоспособности клиента

При осуществлении производственной деятельности неизбежно возникают ситуации, когда предприятию требуется обновить парк оборудования, переориентировать производство на выпуск другого вида продукции, компенсировать материальные потери, связанные с повышением цен на сырье и т.д. На все это нужны средства и, как правило, проблему дополнительных оборотных средств решают с помощью кредитов. Так как предприятие не совсем обычный заемщик, то обычные схемы определения банковских рисков при расчете банковских процентных ставок здесь неприемлемы. Например, при расчете рисков необходимо учитывать, проводится ли бюджетирование на предприятии, какая материальная отдача получится в результате переориентации производства и многое другое.

Несмотря на то, что анализ кредитоспособности заемщика используется в банковской практике на протяжении десятилетий, в экономической литературе до настоящего времени не существует единых подходов к определению этого понятия.

В Российской Федерации понятие и методы оценки кредитоспособности никак не регулируются законодательно. При этом анализ литературных источников позволяет в целом определить кредитоспособность заемщика банка как его способность к получению кредита, а также, одновременно, возможность в полном объеме и в срок рассчитаться по основному долгу и процентам с банком- кредитором.Ю.В. Головин определяет кредитоспособность как состояние финансового положения предприятия, которое позволяет получить кредит и своевременно его возвратить.[1]


В свою очередь, А.М. Тавасиев рассматривает кредитоспособность как способность и готовность лица своевременно и в полном объеме погасить свои кредитные долги

Ю.Н. Локтионов и В.Ф. Латыпов под кредитоспособностью заемщиков - юридических лиц понимают такое их финансово-хозяйственное положение, которое позволяет судить об эффективном использовании имеющихся у них в распоряжении средств, а также возможности исполнить договорные обязательства перед банком благодаря эффективно построенной финансовой, маркетинговой, производственной, кадровой политике.[2]

Р.С. Круско кредитоспособностью заемщика коммерческого банка называет способность заемщика в указанный срок и полностью рассчитаться по имеющимся долговым обязательствам (по процентам и основному долгу). В отличие от платежеспособности, кредитоспособность на определенную дату или за истекший период не фиксирует неплатежи, она прогнозирует свою способность к погашению имеющегося долга на самую ближайшую перспективу. Уровень же клиентской кредитоспособности определяет уровень риска банка, который связан с выдачей ссуды заемщику.[3]

Итак, необходимо отметить, что многие авторы, определяя кредитоспособность, рассматривают ее только с точки зрения способности заемщика к заключению кредитной сделки или только с позиций возможности в срок и в полном объеме рассчитываться по обязательствам перед банком.

Основная цель анализа кредитоспособности заемщика состоит в том, чтобы определить:

- способность заемщика рассчитаться со своими долговыми обязательствами на ближайшую перспективу;

- степень риска, который банк готов взять на себя;

- размер кредита, который может быть предоставлен в данных обстоятельствах;

- условия предоставления ссуды.

Поэтому оценка кредитоспособности заемщика является важнейшим этапом на пути принятия банком положительного (или отрицательного) решения о выдаче тому или иному физическому или юридическому лицу кредитных средств.

Кредитование населения имеет важное значение для национальной экономики в целом, в первую очередь - за счет стимулирования потребительского спроса, как на товары длительного пользования, так и на жилую недвижимость. Его развитие способствует оборачиваемости денежных средств в экономике, косвенным образом стимулирует, производство, торговлю и строительство, воздействуя, таким образом, на динамику ВВП.

Факторы, влияющие на кредитоспособность заемщика:


- Репутация предприятия;

- Финансовое состояние;

- Возможность мобилизации денежных средств

Репутация предприятия влияет на кредитоспособность заемщика в части его имиджа на рынке, взаимоотношения с клиентами и поставщиками. Чем лучше и надежнее репутация предприятия, тем больше вероятность в его надежности как заемщика. Финансовое состояние является основным фактором кредитоспособности заемщика, т.к. именно устойчивое финансовое положение свидетельствует о прибыльности и эффективности управления финансами предприятия. Также важным фактором является возможность мобилизации денежных средств, т.е. при возникновении потребности в оплате кредита предприятие должно своевременно находить свободные денежные средства.

Анализ кредитоспособности предприятия включает следующие блоки:

- характеристика бизнеса и его менеджмента;

- оценка ликвидности активов предприятия;

- анализ источников финансирования хозяйственной деятельности;

- анализ объема, качественного состава и движения задолженности;

- оценка возможности погашения задолженности;

- оценка финансовых результатов хозяйствования и показателей деловой активности.

Для получения полного представления о заемщике-предприятии могут использоваться следующие источники информации:[4]

- устав предприятия, в котором отражается информация о составе предприятия, их регистрационные данные декларируемые виды деятельности предприятия, система назначения руководящих лиц, их полномочия и сроки назначения;

- бухгалтерская (финансовая) отчетность, в которой отражается информация о том, из чего складываются формальные активы и пассивы предприятия, дебиторская и кредиторская задолженность, какова доля собственного капитала в валюте баланса, формальные прибыль или убытки предприятия и то, как они распределяются;

- книга доходов и расходов и налоговая декларация за последний отчетный период и последний финансовый год и документы, составленные по форме Банка: сведения о доходах и затратах, сведения о дебиторах и кредиторах, сведения об имуществе, имеющемся в бизнесе (при упрощенном режиме налогообложения);

- выписка (с расшифровкой) о движении денежных средств по расчетному счету, где отражается информация об оборотах по расчетному счету за определенный промежуток времени;

- документальное подтверждение последних сделок, из которого возможно выяснить, какие сделки являются текущими для предприятия, какие сделки оплачены, сроки оплаты дебиторской и кредиторской задолженностей;


- беседа с собственниками, назначенными представителями руководящего звена (коммерческий директор, финансовый директор, главный бухгалтер и др.);

- информация о подобном бизнесе из кредитных досье уже кредитующихся в этом банке клиентов данного сектора;

- аналитическая информация о предприятиях из интернета (наличие собственного сайта предприятия, сайты подобных предприятий) и СМИ (реклама самого предприятия, информация о подобном бизнесе);

- посещение предприятия и места проживания собственника, где по косвенным признакам можно сложить определенное мнение о доходности бизнеса в целом и о том, как доходность отражается на социальном положении собственника.

Управление кредитным риском коммерческого банка является значимым элементом банковского риск-менеджмента, поскольку кредитный риск может привести к серьезным и необратимым для банка последствиям. Процесс управления кредитным риском, как правило, подразумевает использование совокупности критериев и показателей, которые предоставляют возможность сделать вывод о степени кредитоспособности заемщика. Эффективным инструментом недопущения возникновения кредитного риска является оценка кредитоспособности заемщика, а также дальнейший мониторинг его финансового состояния. Следовательно, для организации эффективной системы управления кредитным риском коммерческого банка важно в первую очередь оптимизировать систему оценки кредитоспособности заемщиков.

Кредитный риск занимает в системе совокупных банковских рисков существенную долю, что связано со спецификой деятельности коммерческого банка - в целях получения выгоды кредитная организация размещает имеющиеся у него ресурсы посредством активных операций, кредитов в нашем случае.

Однако может сложиться так, что заемщиком ссуда будет не погашена либо произойдет просрочка платежа. В этом случае у банка-кредитора уменьшится капитал, то есть возникает дефицит денежных средств.

Если кредитные потери велики, то это может привести к банкротству, так как банк становится неплатежеспособным - размер реально имеющихся у него активов оказывается меньше объема его обязательств. Если же в банке сформирована грамотная кредитная политика, то высока вероятность того, что он сможет получить у заемщика выданные им средства либо при несостоятельности заемщика в частичной или полной степени восстановить свой капитал без какого- либо вмешательства со стороны.

«Итак, роль оценки кредитоспособности заемщика в управлении кредитным риском коммерческого банка велика, поскольку она является не только базой для принятия решения о целесообразности кредитования того или иного клиента, она также позволяет регулировать стабильность и устойчивость самого банка- кредитора. Важно также отметить, что в интересах банка не принимать меры по минимизации кредитного риска (как и любого из видов банковских рисков), а заниматься его прогнозированием и предотвращением. На сегодняшний день проведение коммерческими банками детального анализа кредитоспособности существующих и потенциальных заемщиков является неотъемлемым условием эффективности кредитной политики.[5]