Файл: Анализ клиентской базы банка (на примере ПАО «Сбербанк России») ».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стоит отметить, что при расчете коэффициента учитывают все долговые обязательства предприятия. Чем выше будет доля привлеченных средств (долгосрочных и краткосрочных), тем ниже будет класс кредитоспособности предприятия. Окончательный вывод делается, учитывая динамику коэффициентов прибыльности.

Все коэффициенты прибыльности четко характеризуют эффективность использования капитала, включая всю его привлеченную часть. К коэффициентам прибыльности относят показатели чистой прибыли и рентабельности.

3. Анализ денежных потоков предприятия.

Анализом денежного потока называют метод, помогающий оценивать кредитоспособность клиентов коммерческого банка, где в основе лежит использование всех фактических показателей, которые характеризуют оборот средств предприятия в отчетном периоде. Именно этим он и отличается от оценки кредитоспособности предприятий на основе систем финансовых коэффициентов.

Отдельно рассмотрим наиболее популярные методы оценки кредитоспособности заемщиков - физических лиц:

1. Скоринговая система. Скоринговый метод проведения оценки заёмщика - это бальная оценка потенциального заёмщика, которая очень часто применяется в банках, а в микрофинансовых организациях чаще всего опираются именно на скоринг.

Скоринг - это специальная программа, которая на основании введённых данных о заёмщике выводит ему определённую оценку в виде баллов. Набрал нужное количество - получил одобрение. Заявка может вообще не рассматриваться человеком, особенно часто это встречается при микркоредитовании, товарных кредитах, срочных кредитах с быстрым принятием решения. То есть, всё рассмотрение заявки проводит программа, именуемая скорингом.[10]

Баллы скоринга насчитываются за все пункты анкетной информации. Чем лучше считается заёмщик по тем или иным критериям, тем выше будет его балл за конкретный пункт анкеты. Скоринг создаётся на модели идеального заёмщика. Для начала банк проводит анализ тысячи заёмщиков и их кредитных историй, чтобы вывести своего идеального клиента. Допустим, анализ показал, что реже всего допускают просрочки граждане в возрасте 35-40 лет, значит, заявители этого возврата получат наибольший балл скоринга по критерию возраста. А молодые заявители, которые чаще всего допускают просрочки, получат наименьший балл за возраст. Или по статистике мужчины совершают нарушения в выплатах чаще, чем женщины, поэтому за половую принадлежность также назначается определённый бал.


2. Рейтинговая система оценки кредитоспособности заемщика. Банки устанавливают систему классификации заёмщиков, присваивая каждому обратившемуся определённые коэффициенты. Они определяются анкетными данными и обозначают финансовый риск. Это соотношение доходов и расходов заёмщика. Коэффициенты определяются по формулам, применяемым в конкретном банке. Каждый кредитор устанавливает своё минимальное значение для возможного одобрения заявки. Достиг заявитель определённого коэффициента - может получить одобрение. Именно может, потому как банком учитываются и иные факторы, например, кредитная история заявителя.

После определения коэффициента кредитоспособности заёмщика возможность одобрения будет зависеть от кредитной политики конкретного банка. Получается, что, если заявитель не набрал минимальное значение, банк считает его кредитоспособность низкой и не одобряет заявку, не рассматривая её дальше. Если же норма набрана, то можно изучать остальные факторы для определения возможности одобрения.

Таким образом, несмотря на то, что на сегодняшний день единого эталона оценки кредитоспособности не существует, все банки придерживаются примерно одинаковых схем.

В настоящее время в РФ и за рубежом известно множество методов оценки кредитоспособности заемщиков банка. Поэтому возникает необходимость сравнительного анализа содержания и возможности использования этих методов на практике. Методы оценки кредитоспособности во многих странах различаются, что связано, в первую очередь, с различиями законодательства, обычаями делового оборота, культурой и традициями. Многообразие подходов к оценке кредитоспособности вызвано различной степенью доверия к качественным и количественным критериям оценки, а также сложившейся исторической практикой кредитования.

2. ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТА НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»

    1. Краткая характеристика ПАО «Сбербанк России»

В сегодняшнем Сбербанке почти ничего не напоминает о сберегательных кассах, функции которых он выполнял на протяжении значительного периода своей истории. Но удивительно другое: Сбербанк уже мало похож даже на самого себя всего лишь десятилетней давности. Способность к переменам и движению вперед - признак отличной «спортивной» формы, в которой находится сегодня Сбербанк. Титул старейшего и крупнейшего банка России не мешает ему открыто и добросовестно конкурировать на банковском рынке и держать руку на пульсе финансовых и технологических перемен. Сбербанк не только шагает в ногу с современными тенденциями рынка, но и опережает их, уверенно ориентируясь в стремительно меняющихся технологиях и предпочтениях клиентов.


Сбербанк сегодня - это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы. Банк дает работу и источник дохода каждой 150-й российской семье. На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 28,7% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 января 2019 года).[11]

Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46% вкладов населения, 38,7% кредитов физическим лицам и 32,2% кредитов юридическим лицам. Сбербанк сегодня - это 14 территориальных банков и более 16 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов.

Только в России у Сбербанка более 110 миллионов клиентов - больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек. Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг.

Все розничные кредиты в Сбербанке выдаются по технологии «Кредитная фабрика», созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля. Стремясь сделать обслуживание более удобным, современным и технологичным, Сбербанк с каждым годом все более совершенствует возможности дистанционного управления счетами клиентов. В банке создана система удаленных каналов обслуживания, в которую входят:

- онлайн-банкинг «Сбербанк Онлайн» (более 30 млн. активных пользователей);

- мобильные приложения «Сбербанк Онлайн» для смартфонов (более 18 млн. активных пользователей);

- SMS-сервис «Мобильный банк» (более 30 млн. активных пользователей);

- одна из крупнейших в мире сетей банкоматов и терминалов самообслуживания (более 90 тыс. устройств).

Сбербанк является крупнейшим эмитентом дебетовых и кредитных карт. Совместный банк, созданный Сбербанком и BNP Paribas, занимается POS- кредитованием под брендом Cetelem, используя концепцию «ответственного кредитования».

Среди клиентов Сбербанка - более 1 млн. предприятий (из 4,5 млн зарегистрированных юридических лиц в России). Банк обслуживает все группы корпоративных клиентов, причем на долю малых и средних компаний приходится более 35% корпоративного кредитного портфеля банка. Оставшаяся часть - это кредитование крупных и крупнейших корпоративных клиентов.


Сбербанк сегодня - это команда, в которую входят более 260 тыс. квалифицированных сотрудников, работающих над превращением банка в лучшую сервисную компанию с продуктами и услугами мирового уровня.

Сбербанк сегодня - это мощный современный банк, который стремительно трансформируется в один из крупнейших мировых финансовых институтов. В последние годы Сбербанк существенно расширил свое международное присутствие. Помимо стран СНГ (Казахстан, Украина и Беларусь), Сбербанк представлен в девяти странах Центральной и Восточной Европы (Sberbank Europe AG, бывший Volksbank International) и в Турции (DenizBank). Сделка по покупке DenizBank была завершена в сентябре 2012 года и стала крупнейшим приобретением за более чем 170-летнюю историю Банка. Сбербанк России также имеет представительства в Германии и Китае, филиал в Индии, работает в Швейцарии.

В июле 2014 года Сбербанк занял первое место среди банков Центральной и Восточной Европы, а также 33-е место в общем зачете в ежегодном рейтинге «ТОП 1000 банков» мира, опубликованных журналом The Banker. Кроме того, Sberbank online был признан лучшим розничным онлайн банкингом в странах Центральной и Восточной Европе по мнению журнала Global Finance, а также признан лучшим банком в России по итогам исследования, проведенного этим журналом в 2018 году [45].

Основным акционером и учредителем Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации, который владеет 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими акционерами Банка являются международные и российские инвесторы.

Обыкновенные и привилегированные акции банка котируются на российских биржевых площадках с 1996 года. Американские депозитарные расписки (АДР) котируются на Лондонской фондовой бирже, допущены к торгам на Франкфуртской фондовой бирже и на внебиржевом рынке в США.

Основные показатели деятельности Банка представлены в таблице 1.

По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что за исследуемый период наблюдается благоприятная тенденция увеличения чистой прибыли Банка в целом за 2017-2019 гг., несмотря на незначительное снижение показателя в 2019 году, что было связано с кризисными явлениями в экономике. В целом за исследуемый период рост чистой прибыли составил 251,6 млрд. руб. При этом прибыль на одну акцию увеличилась с 13,45 руб. до 25 руб. на акцию. Если рассматривать конкурентную позицию Сбербанка по объему чистой прибыли, то Банк является лидером в России, опередив ВТБ 24 с чистой прибылью на 2019 г. в размере 127,3 млрд. руб. и Ханты-Мансийский банк Открытие с чистой прибылью 36,8 млрд. руб. в 2018 г.


Таблица 1 - Показатели деятельности ПАО «Сбербанк» за 2014-2016 гг.[12]

Показатели

2017

2018

2019

2018-2019

Чистая прибыль, млрд. руб.

290,3

222,9

541,9

+251,6

Прибыль на акцию, руб./акция

13,45

10,36

25,00

+11,55

Рентабельность капитала (ROE), %

14,8

10,2

20,8

+6,0

Рентабельность активов (ROA), %

1,4

0,9

2,1

+0,7

Чистая процентная маржа, %

5,6

4,4

5,7

+0,1

Отношение расходов к доходам, %

43,2

43,7

39,7

-3,5

Средства корпоративных клиентов, млрд. руб.

6 235

7 755

6 559

+324

Средства частных клиентов, млрд. руб.

9 328

12 044

12 450

+3 122

Собственные средства, млрд. руб.

2 020

2 375

2 822

+802

Рентабельность активов и капитала Банка за исследуемый период также имеют благоприятную тенденцию к росту. Средства корпоративных клиентов увеличились на 324 млрд. руб., средства частных клиентов - на 3 122 млрд. руб.

Среди недостатков следует назвать снижение чистой процентной маржи Банка в 2018 году до 4,4%. Также в 2018 году был отмечен рост отношения расходов к доходам Банка.

В своей деятельности банк ориентирован на внедрение цифровых технологий и повышение эффективности процессов для обеспечения долгосрочного устойчивого развития и создания стоимости для всех стейкхолдеров - клиентов, команды, акционеров, общества и государства.

По состоянию на 31 декабря 2019 года деятельность Группы на территории Российской Федерации осуществляется через ПАО Сбербанк, который имеет 14 территориальных банков, 79 отделений территориальных банков и 15 016 точек обслуживания клиентов, а также через основные дочерние компании, расположенные в Российской Федерации, - АО «Сбербанк Лизинг», ООО «Сбербанк Капитал», компании бывшей Группы компаний «Тройка Диалог», АО «НПФ Сбербанка», ООО Страховая компания «Сбербанк страхование жизни», ООО Страховая компания «Сбербанк страхование», ООО «Сбербанк Факторинг» и «Сетелем Банк» ООО (бывший «БНП Париба Восток» ООО).

Таким образом, Группа Сбербанк - крупнейший финансовый институт Центральной и Восточной Европы. Основным видом деятельности Группы является предоставление финансовых услуг и сервисов розничным и корпоративным клиентам во всех регионах присутствия. География Группы охватывает 22 страны, включая Российскую Федерацию. Количество клиентов Группы - 145,6 млн. человек.[13]