Файл: Разработка регламента выполнения процесса "Покупка сырья и материалов".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Закупки — один из важнейших бизнес-процессов, протекающих у хозяйствующих субъектов.

Обеспечение эффективного функционирования современного предприятия во многом определяется процессом закупок, оказывающим существенное влияние на устойчивость, эффективность и конкурентоспособность предприятия. Соответствие такому понятию как конкурентоспособность существенным образом определяется возможностью предприятия удовлетворять требования потребителей посредством предоставления им качественных товаров или услуг по приемлемым рыночным ценам в требуемые сроки. Поскольку деятельность предприятия не ограничивается одним днем, то это требует нахождения оптимальных и комплексных решений, рассчитанных на длительную перспективу, которые, в конечном итоге, находят свое отражение в маркетинговой, логистической и производственной стратегиях предприятий.

Целью данной работы является автоматизация процесса закупок сырья, материалов и оборудования на примере предприятия.

В соответствии с целью были поставлены задачи, которые необходимо решить при написании данной курсовой работы:

- изучить процесс закупки сырья, материалов, оборудования на основании стандарта MRPII;

- рассмотреть описание этапов процесса закупок сырья, материалов, оборудования;

- провести анализ концепции информационной системы;

- рассмотреть общую характеристику предприятия;

- изучить регламент процесса «Входной контроль качества» процесса закупки сырья и материалы;

- провести анализ процесса «Входной контроль качества» процесса закупки сырья и материалов.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.

1 ПРОЦЕСС ЗАКУПОК СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ, ОБОРУДОВАНИЯ ДО РАСХОДА В ПРОИЗВОДСТВО

Процесс на основании стандарта MRPII

Планирование производственных ресурсов MRPII (Manufacturing Resources Planning) – метод, основанный на использовании планирования потребности в материалах, включающий в себя функции управления складами, снабжением, продажами и производством. Также допускает включение в единую систему функций учёта и управления финансами.

Методология MRP II описывает сквозное планирование и управление цепочкой "сбыт - производство - склад - снабжение".


Принцип работы MRP II опирается на три базовых принципа: иерархичность, интерактивность и интегрированность. Иерархичность означает, что каждому звену производственной цепи присваивается свой уровень, совокупность которых образует иерархическую лестницу. Планирование деятельности предприятия осуществляется с высших ступеней, одновременно с этим функционирует надёжный механизм обратной связи. Интерактивность MRP II-системы обеспечивается заложенным в неё блоком моделирования. Суть интерактивности заключается в возможности анализа и прогнозирования развития событий. Интегрированность заключается в объединении множества сторон деятельности организации, среди которых планирование производства, снабжение производства, сбыт продукции, исполнение плана производства, учёт затрат и другие функции предприятия.

MRPII-система состоит из следующих функциональных модулей: планирование развития бизнеса (Составление и корректировка бизнес-плана), планирование деятельности предприятия, планирование продаж, планирование потребностей в сырье и материалах, планирование производственных мощностей, планирование закупок, выполнение плана производственных мощностей, выполнение плана потребности в материалах, осуществление обратной связи. [1]

В процессе планирования составляется совокупность планов по направлениям деятельности, которые охватывают важнейшие подразделения предприятия. Планирование является одним из наиболее результативных способов снижения издержек.

Планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия, оно заключается в установлении целей деятельности предприятия на определенный период времени, определение путей реализации поставленных целей, ресурсного обеспечения, предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей предприятия.

В результате удается снизить уровень простоя оборудования и специалистов, сократить сроки выполнения заказов, оптимизировать движения материалов и складские остатки, сделать процесс производства прозрачным и управляемым, в целом повысить эффективность работы предприятия.

От эффективности управления закупками товарно-материальных ценности зависит качество производимой продукции, бесперебойность снабжения производства, соблюдение сроков выполнения заказов в рамках плановой себестоимости. Конфигурация обеспечивает менеджеров, отвечающих за снабжение, информацией, необходимой для своевременного принятия решений о пополнении запасов, для снижения затрат на закупки и четкой организации взаимодействия с поставщиками.


Конфигурация автоматизирует планирование запасов по следующим двум категориям: операционные запасы — данная категория обеспечивает операционную деятельность предприятия и страховые запасы — данная категория запасов формируется для защиты от непрогнозируемого поведения покупателей и срывов сроков поставок заказанных товаров.

Потребности в закупках товарно-материальных ценностей (ТМЦ) рассчитываются с учетом имеющихся свободных остатков ТМЦ на складах и с учетом необходимости остаточного страхового запаса ТМЦ после выполнения производственной программы.

Страховые запасы планируются с использованием механизма управления запасами по точке заказа. Данный механизм предусматривает автоматизированное формирование заказов поставщикам при снижении запасов ниже предопределенного уровня — точки заказа. Механизм помогает контролировать момент формирования заказов поставщикам и определять требуемый объем заказа. Точка заказа и размер страхового запаса могут быть определены пользователем отдельно для каждого вида номенклатуры. Для этого могут использоваться различные стратегии расчета: установка фиксированного значения, по среднему размеру партий номенклатуры, по оптимальному размеру заказа.

Материалы планируются с точностью до номенклатурной позиции и цели ее использования — заказа, проекта, наименования готового изделия.

В числе возможностей, которые предоставляет конфигурация:

  • оперативное планирование закупок на основании планов продаж, планов производства, неисполненных частей заказов покупателей, внутренних заказов;
  • оформление заказов поставщикам и контроль их исполнения;
  • управление запасами по точке заказа — формирование заказов поставщикам по достижении запасами предопределенного уровня (точки заказа)
  • регистрация и анализ выполнения дополнительных условий по договорам с фиксированными номенклатурными позициями, объемами и сроками поставок;
  • поддержка различных схем приема товаров от поставщиков, в том числе прием на реализацию и получение давальческого сырья и материалов;
  • анализ потребностей склада и производства в товарах, готовой продукции и материалах;
  • планирование закупок с учетом прогнозируемого уровня складских запасов и зарезервированных товарно-материальных ценностей на складах;
  • подбор оптимальных поставщиков товара по их надежности, истории поставок, критериям срочности исполнения заказов, территориальному и прочим произвольным признакам; автоматическое формирование заказов для подобранных поставщиков;
  • составление графиков поставок и графиков платежей. [2]

1.2 Описание этапов процесса Закупок сырья, материалов, оборудования

Целью процесса Закупки сырья, материалов, оборудования является обеспечение производства продукции качественным сырьем, материалами и оборудованием в необходимом количестве и в установленные сроки.

Выделим основные этапы процесса:

  1. Планирование закупок. Выбор поставщиков.
  2. Бизнес-процесс закупок.
  3. Верификация закупаемой продукции. Оценка поставщиков.
  4. Порядок закупок на основании норм потребления.
  5. Порядок закупок на основании внеплановых заявок.

Входами процесса Закупки сырья, материалов, оборудования являются:

  1. плановая потребность сырья и материалов на производственную программу;
  2. перечень сырья и материалов, применяемых в производстве;
  3. сводка остатков сырья и материалов;
  4. реестр производителей.

Таблица 1 – Ответственность в рамках процесса

Наименование участника

Степень участия*

Роль и ответственность

Начальник службы снабжения

О

Начальник службы снабжения

У

Составление:

предварительного и полного баланса сырья и материалов;

отчета по выполнению плановой потребности сырья и материалов.

Экономист службы снабжения

У

Заключение контракта с поставщиком с соблюдением установленных требований

контроль исполнения контрактов

Начальник ОТ

У

Таможенное оформление поступивших грузов.

Начальник Бюро Входного Контроля

У

Проведение входного контроля сырья и материалов

Начальник диспетчерской службы

П

Сводка остатков сырья и материалов

Начальник экономической службы

П

Предоставление плановой потребности сырья и материалов на производственную программу

* О – ответственный, отвечает за проведение работы и конечный результат процесса; У – участвует в проведении работы, П – предоставление необходимой информации и ресурсов; И – использует конечный результат выполнения процесса.

Примечание - Источник: [3,с.29]

Выполнение процесса:


  1. Определение требований к сырью и материалам:

Требования к сырью и материалам определяются при разработке перечня сырья и материалов, применяемых в производстве, в соответствии со стандартом предприятия системы менеджмента качества.

  1. Планирование закупок сырья и материалов осуществляется на основании:
  • перечня сырья и материалов, применяемых в производстве продукции;
  • реестра производителей;
  • плановой потребности сырья и материалов на производственную программу на следующий месяц;
  • сводки остатков сырья и материалов на складах на определенное число каждого текущего месяца экономист службы снабжения составляет предварительный баланс сырья и материалов на планируемый месяц и размещает его в базе данных.
  1. Подготовка документов к тендерной комиссии:

Предварительный баланс является основанием для составления экономистом службы снабжения технико-экономического обоснования на закупаемое сырье и материалы. Утвержденное технико-экономическое обоснование экономист службы снабжения передает в службу проведения тендерных торгов для получения коммерческого предложения. При наличии поставщиков, с которыми поддерживаются длительные контрактные отношения, экономист службы снабжения делает прямой запрос на получение коммерческого предложения.

Все поставщики, подавшие коммерческие предложения для участия в тендере, анализируются экономистом службы снабжения. Анализ коммерческих предложений представляется на тендерную комиссию.

  1. Проведение тендерных торгов:

Выбор поставщика проводится при проведении тендерных торгов в соответствии со стандартом предприятия системы менеджмента качества. Начальник службы проведения тендерных торгов передает выписку из заседания тендерной комиссии в службу снабжения для заключения контрактов на поставку сырья и материалов.

  1. Планирование поступления сырья и материалов:

На основании заключенных контрактов на закупку сырья и материалов экономисты службы снабжения составляют полный баланс сырья и материалов с целью:

  • отслеживания поступления сырья и материалов;
  • проведения своевременной оплаты согласно условиям заключенных контрактов.
  1. Подготовка документов на отгрузку сырья и материалов:

Экономист службы снабжения на основании заключенного контракта готовит письмо-заявку на отгрузку сырья или материалов на бланке предприятия на имя руководителя организации-поставщика. Письмо-заявка должна содержать следующую информацию: