Файл: Развитие и становление общества с ограниченной ответственностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Исторический аспект развития и становления общества с ограниченной ответственностью

1.1. Немецкая правовая традиция зарождения идеи общества с ограниченной ответственностью

1.2. Возникновение и развитие общества с ограниченной ответственностью в российском праве

2. Понятие, сущность, признаки общества с ограниченной ответственностью как юридического лица

2.1. Понятие и сущность общества с ограниченной ответственностью

2.2. Признаки общества с ограниченной ответственностью как юридического лица

3. Правовой режим имущества общества с ограниченной ответственностью

3.1. Общая характеристика имущества общества с ограниченной ответственностью

3.2. Характеристика размера имущества общества с ограниченной ответственностью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Отчет по форме № 1-ЮР (2017 год) : Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru. (Дата обращения: 05.09.2018).

А поскольку в гражданском праве возник новый субъект права – юридическое лицо – собственник, именно он и должен был отвечать по своим долгам всем своим имуществом, тогда как его участники освобождались от такой ответственности, что составило главное достоинство нового вида корпораций. Вместе с тем, «такое корпоративное юридическое лицо нуждалось в создании системы коллегиальных органов – общее собрание, правление, наблюдательный совет, – в основу которой была положена система органов акционерного общества. Поэтому в германской литературе общество с ограниченной ответственностью зачастую называют «младшей сестрой АО» (die kleinere Schwester der AG) или «маленьким АО» (kleine AG)»[12].

1.2. Возникновение и развитие общества с ограниченной ответственностью в российском праве

В силу исторической связи германского и российского права, возникновение обществ (товариществ) с ограниченной ответственностью в российском праве, как и в большинстве континентальных европейских правопорядков, обязано германским обществам с ограниченной ответственностью (Gesetz betreffend die Gesellschaften mit beschränkter Haftung).

В советский период истории России имела место государственная модель корпоративного управления. Система юридических лиц в постсоветский период складывалась в процессе развития отношений разгосударствления и коммерциализации. Не был установлен четко статус юридического лица. На корпорации продолжала давить старая советская традиция социального патронажа. Однако, несмотря на нестабильность законодательства, отсутствие четких принципов построения моделей корпоративных объединений, в конце 80-х – начале 90-х годов XX в. в СССР была заложена основа для развития правовой основы деятельности юридических лиц и, в том числе, обществ с ограниченной ответственностью. Организационно-правовая форма товарищества (общества с ограниченной ответственностью) динамично развивалась, вбирая либо, наоборот, отказываясь от признаков других юридических лиц. При этом в процессе данного развития признаки, свидетельствующие о том, что это, прежде всего, объединение лиц, сохранялись, подвергаясь лишь незначительным изменениям. Так, в соответствии с Гражданским кодексом РСФСР 1922 года товарищества с ограниченной ответственностью обладали впоследствии исключенным таким личностным элементом, как дополнительная ответственность участников[13], а ГК РФ ранее предусматривал в качестве одного из учредительных документов общества с ограниченной ответственностью учредительный договор[14]. Согласно ст. ст. 318 – 321 ГК РСФСР 1922 г. товарищество с ограниченной ответственностью предполагало личную ответственность участников, ограниченную суммой, кратной размерам внесенных вкладов, что и послужило основой конструкции общества с дополнительной ответственностью, предусмотренной ст. 95 ГК РФ[15].


Обращает на себя внимание также и то обстоятельство, что в России в большей степени, чем на Западе, на гражданско-правовом статусе юридических лиц сказались недостатки в понимании корпоративной собственности. «Размытый характер собственности в новой России, порожденный «специфической» приватизацией, не позволил создать эффективного собственника, а создал платформу «механического конструирования» субъектов корпоративной собственности. Процессы глобализации собственности виделись лишь с привычных позиций – как ею руководить. Собственность корпорации понималась с позиции старого мышления: корпоративная – значит, общая, а общая – значит, ничья, что стало фундаментом провозглашения корпоративной собственности социалистической (государственной, общенародной и т. п.)»[16]. Так, ГК РСФСР 1964 г. уже не упоминал подобные юридические лица[17]. Товарищества (общества) с ограниченной ответственностью были возрождены в российском праве только в 90-х гг. XX столетия[18]. В СССР понятие «общество с ограниченной ответственностью» впервые появилось в Постановлении Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. № 590 «Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах»[19]. В 1994 году данное понятие практически без изменений перешло в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ)[20].

Таким образом, важность личных доверительных отношений среди участников общества является дополнительным фактором, требующим от отечественного законодателя обеспечения высокого уровня стабильности в данном сегменте правового регулирования. Однако, на протяжении последних лет развитие института общества с ограниченной ответственностью в современной России свидетельствует о сближении этой формы юридического лица с акционерными обществами.

Современное российское законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, в том числе, Гражданский кодекс Российской Федерации[21], Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[22], и сегодня находится на этапе своего реформирования, в основе которого находится как западно-европейский, так и англо-американский правовой опыт. Но именно германский правовой опыт имеет для российского законодателя особое значение. И, прежде всего, значимым является в этой связи опыт правового развития германских обществ с ограниченной ответственностью. По мнению К.М. Арсланова, «на это указывает Концепция развития гражданского законодательства 2009 г.[23] и проект Концепции развития законодательства о юридических лицах 2009 г.[24]»[25]. Е.А. Суханов, признавая существенное влияние на российское законодательство со стороны англо-американского права, одновременно выражает надежду, что российский законодатель, в конечном итоге, вернется «на традиционные пути правового оформления корпоративных отношений, которые должны осуществляться, прежде всего, с учетом опыта высокоразвитых европейских континентальных правопорядков»[26].


Таким образом, нами проведен анализ становления и развития общества с ограниченной ответственностью, сделан вывод, что возникновение обществ с ограниченной ответственностью обусловлено потребностью в них государтсва на разных этапах его развития, политической, экономической и социальной обстановкой на определенных этапах; для самих же участников хозяйственного общества, оно, конечно, опосредовано необходимостью доверительных корпоративных отношений между ними. Общества с ограниченной ответственностью охарактеризованы как переходная форма от объединений лиц к объединениям капиталов, но с преобладанием таких капиталистических элементов, как ограниченная ответственность участников, система обязательно образуемых органов, минимальный уставный капитал.

2. Понятие, сущность, признаки общества с ограниченной ответственностью как юридического лица

2.1. Понятие и сущность общества с ограниченной ответственностью

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», «обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Участники общества, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников»[27]. Таким образом, из легальной дефиниции общества с ограниченной ответственностью выделяются признаки названного юридического лица. При этом, на основании частей 1, 2 ст. 50 ГК РФ, «юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий»[28]. Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 66 ГК РФ, «хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом»[29]. Таким образом, разделение уставного капитала на доли такого хозяйственного общества, как общества с ограниченной ответственностью уже предусмотрено законодателем в кодифицированном правовом акте, в связи с чем полагаем излишним указание данного признака в определении понятия рассматриваемого общества, указанном в ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».


Следует заметить, что в современной юридической литературе встречаются различные варианты взглядов понимания общества с ограниченной ответственностью. Р.В. Шмелев общество с ограниченной ответственностью называет «корпорацией, хозяйственным обществом, т.е. формой объединения капиталов, характеризующейся двумя основными чертами: 1) уставным капиталом, разделенным на доли участников; 2) отсутствием личной имущественной ответственности участников по долгам (финансовым обязательствам) созданного ими общества»[30]. К.В. Гаврилов, с учетом того, что «общество с ограниченной ответственностью является коммерческой организацией и ведет хозяйственную деятельность, главной целью которой считается извлечение прибыли, безусловно, его необходимо относить и к корпоративным организациям, поскольку соответствует всем признакам корпорации»[31]. Судебная практика добавляет: «хозяйственное общество, организованное в форме ООО, как самостоятельный субъект гражданского оборота, строит отношения со своими участниками на принципах их членства и активного участия в делах общества»[32]. Однако, по сути, можно заметить, что приведенные и иные заслуживающие внимание современные определения рассматриваемого понятия указывают лишь на различные признаки общества с ограниченной ответственностью, предложенные законодателем. Между тем, в первую очередь, общество с ограниченной ответственностью – это юридическое лицо.

В цивилистической науке советского периода также был выдвинут ряд теорий, объясняющих сущность понятия «юридическое лицо», прежде всего применительно к господствовавшим тогда государственным организациям (предприятиям и учреждениям). Здесь отвергалась теория юридического лица как обособленного, персонифицированного имущества, т.к. «государственное имущество даже при создании на его базе юридического лица оставалось собственностью государства и в этом смысле действительно не обособлялось от имущества учредителя. Юридическое лицо рассматривалось в качестве «социальной реальности» (а не фикции), наделенной определенным имуществом для достижения общественно полезных или для решения социально-экономических задач государства и общества («теория социальной реальности» Д.М. Генкина)[33]. Господствующей теорией в советской цивилистической доктрине стала «теория коллектива», обоснованная в работах А.В. Венедиктова и С.Н. Братуся. Согласно этой теории «юридическое лицо является реально существующим социальным образованием, имеющим «людской субстрат» (сущность) в виде коллектива его работников, за которым стоит «всенародный коллектив» трудящихся, организованный в государство»[34]. Некоторые ученые подчеркивали также роль администрации (директора, руководителя) государственного юридического лица («теория директора» Ю.К. Толстого), поскольку воля руководителя признается волей самого юридического лица и именно через него юридическое лицо приобретает права и обязанности, руководитель и представляет собой сущность («людской субстрат») юридического лица[35]. Вместе с тем, законодательное признание получила именно «теория коллектива» в силу объективных причин, – на ее основе были сформулированы нормы о понятии юридического лица и правах государственных организаций в советском гражданском законодательстве 1961 – 1964 гг.


Современное понимание юридического лица изменилось на «обобщающее юридико-техническое понятие, служащее для признания «лиц или вещей» (предметов) правоспособными организациями, а сущность этого понятия объясняется многочисленными теориями, которые «не имеют практического значения и не обладают большой познавательной ценностью»[36]. Таким образом, современное понимание юридического лица, конечно, отличается от тех, которые были представлены ранее.

Понятие юридического лица закреплено в ч. 1 ст. 48 ГК РФ, согласно которой «юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»[37]. Самостоятельная имущественная ответственность общества установлена ст. 56 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Полагаем, что имущественная ответственность является частным видом гражданской ответственности, которая, в свою очередь, являет собой один из видов юридической ответственности. Ее самостоятельность предполагает, что участник общества не отвечает по обязательствам ООО, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам участника (ч. 3 ст. 56 ГК РФ). Названное положение ГК РФ предусматривает некоторое исключение из общего правила. Так, согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», «в случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам»[38]. При этом, размеры этой ответственности могут существенно превышать стоимость вкладов участников ООО и ограничиваются лишь размером требований кредиторов.

Далее, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», «общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом»[39]. Однако, как отмечено нами ранее, обществу может принадлежать имущество и не на праве собственности, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ, «собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом»[40]. Ч. 1 ст. 213 ГК РФ устанавливает, что «в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество» за отдельными исключениями. Вместе с тем, исходя из приведенной нормы Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», например, у ООО может быть изъято (обращено взыскание) имущество, которое принадлежит на праве собственности иному лицу. Так, например, Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 01 февраля 2005 г. по делу № А56-6353/04 отказано обществу «Румит» в признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания в рамках исполнительного производства на право аренды нежилых помещений, поскольку «общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; право аренды является объектом гражданских прав, не ограничено и не изъято из гражданского оборота и на него может быть обращено взыскание»[41]. Но, тогда нарушается правило ч. 1 ст. 35 Конституции Российской Федерации, в силу которого, «право частной собственности охраняется законом»[42]. При этом, согласно ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации, «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»[43]. Поэтому с целью сохранения баланса прав участников гражданского оборота полагаем возможным изложить ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» следующим образом: «1. Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом».