Файл: Выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности клинического психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Специфика деятельности персонала клиники по сравнению с другими профессиями типа «человек-человек» состоит в том, что от работника требуется высокая коммуникативная компетентность, психическая и физическая выносливость, высокий уровень социального интеллекта, что в свою очередь предъявляет особые требования к особенностям эмоциональной структуры личности  клинического психолога.

Организации несут убытки, вкладывая средства в сотрудников, внутренний потенциал которых не соответствует занимаемой должности.

Представляется важным выяснить, почему сотрудники одной и той же компании, выполняя сходные задачи и находясь на одном уровне профессионального психолога, добиваются разных результатов.

Цель работы - выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности клинического психолога.

Объект исследования – психологи в клинике клиники.

Предмет исследования – психологические характеристики личности, определяющие успешность в профессиональной деятельности клинического психолога.

Гипотеза исследования. Профессионально успешные психологи в клинике отличаются по ряду психологических характеристик от неуспешных психологов в клинике.

Для реализации данной цели необходима постановка и решение следующих задач:

1. Рассмотреть основные подходы к проблеме профкомпетенции в современной литературе.

2. Определить критерии успешности в профессиональной деятельности клинического психолога.

3. Выявить личностный профиль успешных и неуспешных сотрудников клиники.

4. Выявить психологические характеристики успешных и неуспешных клинических психологов.

Для решения задач исследования и доказательства гипотезы использовались следующие методы и методики:

1. Теоретический анализ литературы.

2. Психодиагностический метод тестирование: определение профессиональной мотивации по методике Т. Элерса; тест «Удовлетворенность трудом»; многофакторное исследование личности Р.Б. Кеттела; самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях ( М. В. Секач, В.Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев)

3. Метод математической статистики и анализа результатов t-критерий Стьюдента.

Теоретической основой исследования явились работы психологов в области деятельностного подхода, структуры содержания деятельности и влияния на различные сферы человеческой жизни занимались: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Альбуханова-Славская, Е.М. Борисова,  И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, Н.А. Лаврова, А.К. Маркова, Р.С. Немов, Н.С. Пряжников, О.Н Родина, Н.В. Самоукина, С.В. Славнов, Х. Хекхаузен, А.Е. Чирикова, П.А. Шавир; психологии труда - Е.А. Климов, Л.А. Коростылёва, и др.; самооценки и её роли в жизнедеятельности индивида: Б.Г. Ананьев, Н.Е. Анкудинова, Р. Бернс, Л.И. Божович, Ю.А. Борисов, И.А. Кудрявцев, Н.А. Гульянова, У. Джемс, Ф. Зимбардо, В. Квинн, И.С. Кон, Л.Н. Корнеева, Р. Мейли, И.Н. Михеева, В.В. Овсянникова, С.Л. Рубинштейн, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, А.Г. Спиркин, П.Р. Чамата, И.И. Чеснокова, Н.Е. Шафажинская, Т. Шибутани и проч.


Практическая значимость исследования заключается, в том, что на наш взгляд, полученные результаты данного исследования можно использовать при профессиональном отборе сотрудников не только в клиниках , но и любых схожих видов профессиональной деятельности.

Кроме того, с сотрудниками, которые отличаются высоким уровнем профессиональных способностей, можно проводить развивающие и коррекционные тренинги, повышающие профессионально важные личностные качества.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА И ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ

1.1. Профессиональные качества работника

В психологии труда становление индивидуального профессионализма рассматривается как процесс профессионализации человека. При исследовании профессиональной деятельности необходимо исходить из того, что профессионализация сопровождается изменением человека в целом – развитием его индивидных, личностных, субъектных качеств, формированием индивидуальности. Результатом процесса профессионализации является становление профессионализма – специфического свойства, характеризующего человека-профессионала.

В многочисленных исследованиях проблем профессионализации отсутствует строгое определение профессионализма как психологического феномена. Авторы исходят из имплицитного понимания профессионализма, подразумевающего высокую успешность человека при выполнении профессиональной деятельности. Однако в таком случае, необходимо уточнить понятие «профессиональная деятельность», что позволило бы избежать неоднозначности его толкования.

Под профессиональной деятельностью чаще всего понимают сложную деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер[1].

Профессиональная деятельность объективно сложна и субъективно трудна для освоения. Именно сложность трудовых функций для человека и предает деятельности профессиональный характер[2].


Для овладения профессиональной деятельностью необходимо специально учиться, овладевая комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков[3], в то время как относительно простые трудовые занятия не требуют длительной профессиональной подготовки и не предъявляют высоких требований к свойствам исполнителя. Нельзя не согласиться с Г.В. Суходольским, который пишет, что «любой труд, заниматься которым без подготовки или после кратковременной (от нескольких дней до нескольких месяцев) подготовки может любой здоровый, т.е. трудоспособный человек, должен быть отнесен к непрофессиональному труду»[4].

В то же время, на наш взгляд, недопустимо сводить процесс профессиональной подготовки к обучению как к натаскиванию в определенной предметной области. Представляется, что этот протяженный во времени процесс связан с формированием у человека внутренней образно-понятийно-действенной (концептуальной) моделью профессионального труда.

В процессе профессионализации человека происходит возникновение и проявление системных свойств человека, отражающих степень индивидуальных возможностей личности решать профессиональные задачи на заданном уровне эффективности, надежности и безопасности в течение необходимого времени.

Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, мотивация и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое психологство[5].

В феномене профессионализма отражена такая степень овладения психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Поэтому, в общем случае, профессионализм следует рассматривать в двух аспектах: как продукт индивидуального профессионального развития человека; как продукт развития профессионального сообщества и профессии как социального института.

Необходимо также рассматривать профессионализм как интегральную характеристику человека, проявляющуюся в деятельности и в общении. Профессионализм человека – это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда.

 Профессионализм неизбежно связан с профессиональным самосознанием человека. Профессиональное самосознание включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу.


Внешними признаками становления профессионализма является достижение субъектом труда высокой эффективности, качества и надежности труда, внутренними – психологическими признаками является сформированность концептуальной модели профессиональной деятельности (КМПД), которая обеспечивает субъекту совокупность профессиональных умений достигать высоких трудовых результатов[6].

Психологический феномен профессионализма необходимо рассматривать как системное образование, характеризующее организацию психику человека-профессионала в целом. Анализ профессионализма как комплексного феномена подразумевает его изучение как свойства, как процесса, как состояния человека-профессионала[7].

Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство  – это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека[8].

Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние профессионализма – зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение благополучия (неблагополучия) в тех или иных подсистемах организма. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма – это степень благополучия, определяемая по внешним признакам. Профессионализм, понимаемый в указанном смысле (как состояние), активизирует регулятивные функции в адаптации субъекта деятельности к компонентам профессиональной среды[9].

Цели и представления о конечном результате профессиональной деятельности зафиксированы в культуре посредством образцов соответствующей работы, их описаний, формулировки общих и специальных требований к ним. Однако не в каждой деятельности образец задается при помощи должностных инструкций, государственных стандартов или соответствующей документации. Во многих случаях таким «живым образцом» профессиональной деятельности выступает компетентный специалист, признанный авторитет в своей профессиональной области.[10] Молодой, начинающий работник стремится перенять не только конкретные трудовые действия данного специалиста, но и стиль его профессионального общения и поведения, а также целостный образ жизни даже во внерабочее время.


Предмет труда - это система взаимосвязанных признаков, свойств вещей, процессов, явлений, функций как материального, так и нематериального порядка и как бы противостоящих по отношению к человеку-специалисту[11].

 Чтобы реализовать собственную профессиональную деятельность, специалист должен изменить, преобразовать предмет труда или создать нечто новое, ранее отсутствовавшее или не имеющее места в реальности.

Средства профессиональной деятельности - это вещественные средства труда и невещественные вспомогательные (внешние и внутренние функциональные) средства трудовой деятельности, при помощи которых человек взаимодействует с предметом своего труда сообразно поставленной цели, изменяет и преобразовывает его[12].

К вещественным средствам профессиональной деятельности относятся аппаратурные средства для приема, переработки и передачи информации; средства для осуществления практических действий в биологических, технических, неживых природных, знаковых системах, системах художественного отображения реальности; ручные, простые и механизированные средства труда; машины с ручным управлением; автоматизированные, автоматические системы, аппараты для управления длительными, непрерывными процессами.

К внешним функциональным средствам труда относятся выразительные средства поведения и речи человека как субъекта профессиональной деятельности (специалиста).

Кроме того, в качестве внешнего функционального средства трудовой деятельности может выступить организм человека - профессионала. Так, для спортивного тренера его организм - есть особое, функциональное «орудие» труда.

Внутренние функциональные средства труда отражаются в нормативной, инструктивно-методической документации, характеризующей ту или иную профессиональную деятельность. В качестве внутреннего функционального средства труда могут выступать профессиональные знания, умения и навыки, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, образ-Я в профессии, профессиональное самосознание и профессиональная самооценка[13].

Профессиональные служебные обязанности часто отражены в должностной инструкции и предписывают основные формы активности работника как обязательные, составляющие содержание его профессиональной деятельности.

Деятельность клиники и иных подобных учреждений, несомненно, относится к деятельности, осуществляемой в сфере оказания услуг. Сфера обслуживания (услуг) формально определяется как одна из категорий непроизводительного труда. Специфической ценностью этой сферы деятельности являются полезные действия, направленные на то, чтобы довести до общества результаты материального и духовного производства и обслужить сам процесс потребления материальных и духовных благ.