Файл: Теоретические аспекты формирования организационной культуры на предприятии..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры на предприятии
1.1. Составляющие организационной культуры
1.2. Модели формирования организационной культуры. Механизмы организационной культуры
2. Формирование и развитие организационной культуры в ОАО «ЦС «Север»
2.1. Характеристика, организационная структура управления ОАО «ЦС «Север»
2.2. Основные показатели деятельности ОАО «ЦС «Север» за 2014-2016 годы
2.3. Анализ составляющих организационной культуры в ОАО «ЦС «Север»
2.4. Формирование организационной культуры Общества
3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры в ОАО «ЦС «Север»
Таблица 2.1
Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «ЦС «Север» за 2014-2016 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2014 |
2015 |
Отклонение от предыдущего года, % |
2016 |
Отклонение от предыдущего года, % |
1 Объём реализации |
Тыс. руб. |
184448 |
214078 |
116,10 |
322587 |
150,69 |
2 Объём продукции по стратегическим заказам |
Тыс. руб. |
142916 |
209710 |
146,70 |
243390 |
116,06 |
3 Механические изделия |
Тонн |
25016 |
27643 |
110,50 |
28053 |
101,48 |
4 Объём выполненных работ |
Тыс. н./ч |
1078,4 |
1106,4 |
102,60 |
1131,4 |
102,26 |
5 Реализация продукции, в том числе: -Экспорт всего |
Тыс. руб. |
164103 80082 |
188119 88920 |
114,6 111,0 |
279493 143785 |
148,57 161,70 |
-Ближнее зарубежье |
Тыс. руб. |
49067 |
43381 |
92,80 |
96745 |
223,01 |
-Дальнее зарубежье |
Тыс. руб. |
31015 |
45639 |
141,90 |
47040 |
103,07 |
6 Удельный вес экспорта в реализации продукции |
% |
43,4 |
41,5 |
95,70 |
44,6 |
107,40 |
7 Удельный вес дальнего экспорта |
% |
16,8 |
21,3 |
126,90 |
14,5 |
68,50 |
8 Среднемесячная зарплата 1-го ППП |
Тыс. руб. |
33,2 |
33,9 |
105,30 |
34,3 |
102,90 |
9 Объём инвестиций в реконструкцию и тех. перевооружение |
Тыс. руб. |
13250 |
21430 |
161,70 |
15927 |
74,32 |
10 Балансовая прибыль |
Тыс. руб. |
35432 |
65853 |
185,90 |
68386 |
103,85 |
11 Численность ППП |
Чел. |
6133 |
5955 |
97,10 |
5906 |
99,20 |
При более детальном рассмотрении всех факторов, влияющих на технико-экономические показатели, заметно влияние действий руководства и служб предприятия на удержание всех показателей на должном уровне, для чего были проведены значительные по масштабам мероприятия.
Сохранение и увеличение объемов продаж и объёма производства обусловлено интенсификацией работы служб маркетинга цехов и служб Общества, приложением огромных усилий по поиску новых потребителей, в том числе и на рынках дальнего зарубежья, а также разработкой и внедрением на рынок новой продукции.
Увеличение объёма и доли дальнего экспорта явилось в свою очередь результатом использования стратегии агрессивного маркетинга и постоянной работы над повышением качества и конкурентоспособности продукции ОАО. В настоящее время ведётся активная работа по увеличению комплексности производимой некоторыми подразделениями продукции, что должно обеспечить привлечение новых потребителей, нуждающихся в комплексном ремонте и переоборудовании атомных подводных лодок и судов гражданского назначения. Именно такая работа с потребителями, применение «сдачи заказа под ключ», должна обеспечить головной организации дальнейший рост продаж, а, следовательно, благосостояния и стабильности.
Большую роль в сохранении и улучшении позиций предприятия сыграло инвестирование в реконструкцию и техническое перевооружение ОАО «ЦС «Север». Следует отметить, что инвестирование осуществлялось в основном за счёт собственных средств Общества. Обеспечивая процесс технического перевооружения из прибыли Общества, а по защищенным инвестиционным проектам в зоне приоритетного развития – путём использования специального экономического механизма инвестирования в оборудование под реализацию проекта, Общество создало базу для производства новой конкурентоспособной продукции. Обновление основных средств сказалось на балансовой прибыли предприятия, но обеспечение устойчивой деятельности в долгосрочной перспективе является первоочередной задачей.
Необходимо отметить рост объёма балансовой прибыли предприятия в течение трёх лет анализируемого периода. Этот рост был вызван отчасти инфляционными процессами в стране, но отчасти он явился следствием увеличения объёмов производства по заказам стран дальнего зарубежья, где цены на машиностроительную продукцию выше, что позволило, снижая издержки на выпуск конкурентоспособной продукции, получать больший объём прибыли. В целом динамика технико-экономических показателей деятельности ОАО указывает на устойчивое положение предприятия и на положительные тенденции его развития.
2.3. Анализ составляющих организационной культуры в ОАО «ЦС «Север»
Основные цели ОАО, по мнению его руководителей, – это получение прибыли; выплата зарплаты; обеспечение производства необходимыми ресурсами; погашение задолженностей по кредитам; бесперебойная работа; повышение качества продукции; увеличение объемов реализации продукции.
Можно видеть, что разные руководители по-разному понимают основную цель своего предприятия. Это, как уже говорилось в предыдущей главе, ведет к различиям в установлении приоритетов в работе.
Нормы и правила поведения зафиксированы в «Правилах внутреннего трудового распорядка для работников головной организации ОАО «ЦС «Север». Разработаны Правила Отделом кадров Общества. Они содержат в себе порядок заключения и прекращения трудового договора, основные права и обязанности работников и работодателя, поощрения за успехи в работе, ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
Также в 2016 году специалистами Отдела кадров разработан, а директором ОАО «ЦС «Север» утвержден «Кодекс корпоративной этики», в котором прописаны нормы поведения персонала Общества «Север»; требования к одежде, общению работников друг с другом и другое. Что касается профессионального сленга, то его нет. Единой униформы в ОАО также нет.
Среди ценностей организации можно отметить взаимопомощь и поддержание хороших отношений с коллегами по работе, поощрение творческих споров при разработке проектов, стремление выполнить работу качественно, без претензий заказчика.
Любой работник Общества знает историю возникновения завода, ее первых, стоявших у истоков руководителей, «героев» всех поколений. Историю завода доносят до каждого вновь поступающего на работу работника в виде лекции. Такие лекции проходят раз в неделю в историческом музее Общества и носят обязательный характер для всех вновь оформляющихся.
- Традиции, церемонии и ритуалы. ОАО «ЦС «Север» поощряет работников за высокие производственные показатели и применяет следующие меры поощрения: премия за производственные результаты; объявление благодарности; награждение ценным подарком; награждение почетной грамотой; занесение на доску почета Общества.
При применении мер поощрения обеспечивается сочетание морального и материального стимулирования труда.
За особые трудовые заслуги перед коллективом и государством Работодатель в установленном порядке представляет отдельных работников к Государственным наградам.
В Обществе также введены и дополнительные льготы (не предусмотренные законом), такие как:
- Поощрение к юбилейным датам рождения (50 и более лет) с выплатой материального вознаграждения;
- оплата один раз в два года дороги к месту отпуска на территории России и стран ближнего зарубежья;
- Оплата один раз в 2 года дороги к месту отпуска детей работников Общества до 18 лет по России;
- Частичная оплата путёвок детям работников в детские оздоровительные лагеря;
- 80% оплата путёвок в пансионаты Общества, расположенные в Архангельской области и Краснодарском крае;
- Выделение семейных путевок;
- Предоставление работнику оплачиваемого отпуска в размере среднедневного заработка в случае собственной свадьбы или свадьбы детей –3 дня; в случае рождения ребёнка отцу –1 день;
- Выплата материальной помощи в связи со смертью близких родственников в суме десятикратного МРОТ; при рождении ребёнка одному из родителей в сумме пятикратного МРОТ.
В целях повышения жизненного уровня Работников Общества и их семей, ветеранов за счет средств работодателя предусматривается:
- Приобретение путевок в дома отдыха и санатории;
- Проведение культурно-массовых мероприятий;
- Выдача ссуд молодым семьям;
- Частичная оплата медикаментов, работникам, находящимся на лечении в стационаре;
- Оказание материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством принятым после прохождения военной службы.
В целях охраны здоровья работников и членов их семей Работодатель имеет и содержит объекты оздоровительного назначения, а именно:
- Санаторий-профилакторий;
- Лечебно-оздоровительный комплекс;
- Спортивные сооружения (бассейн, спортзал и лыжный стадион).
2.4. Формирование организационной культуры Общества
Формирование организационной культуры – это попытка конструктивного влияния на социально-психологическую атмосферу, поведение сотрудников. Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Формулирование организационной культуры, или «философии управления», создает эффект «социального облегчения».
«Философия управления», как уже упоминалось, включает три составных элемента: миссию, базовые цели (принципы) и кодекс делового поведения сотрудников.
Разработку новой организационной культуры руководство решило начать с изучения уже существующей ситуации на предприятии. С этой целью был проведен опрос среди руководителей разных уровней управления (заместители директора; начальники цехов; начальники участков; старшие мастера и мастера) и рядовых работников цехов и отделов. Было опрошено 1000 человек (1/6 часть персонала ОАО). Как уже отмечалось, организационная культура включает многие стороны взаимодействия на предприятии, в том числе: правила и нормы поведения, индивидуальные и групповые интересы, особенности поведения, стиль руководства, показатели удовлетворенности работой, уровень взаимного сотрудничества, идентификацию работников с организацией.
Правила и нормы поведения, а также групповые и индивидуальные интересы наиболее ярко прослеживаются в отношениях между руководителями и подчиненными. На вопрос: «Устраивают ли Вас отношения с начальником?», - утвердительно ответило 72% опрошенных. Что не устраивает работников в начальстве? Ответы на такой вопрос распределились следующим образом: «не учитывает интересы подчиненных» – 19,3%; «нет взаимопонимания» – 14,4%; «нет доверия к подчиненным» – 10,5%; «не умеет слушать» – 10%; «не рассматривает вопросы повышения квалификации» – 7%; «недостаточный уровень квалификации» – 6,5%.
Опрос показал, что у подчиненных много претензий, в том числе и к профессионализму руководителей. Чего же ожидают работники от руководителей? Ответы на этот вопрос распределились следующим образом: «правильно оценивать объемы и качество выполняемых работ» – 37,1%; «необходимо четко ставить проблемы и формулировать задачи» – 29,3%; «умеренно контролировать» – 23,9%; «предоставлять достаточно прав и информации для выполнения работ» – 19,85%; «обеспечивать повышение квалификации и общее развитие» – 13,4%; «не вмешиваться в мою работу» – 8,9%; «предлагаемые задачи должны активно использовать и развивать мои способности» – 6,5%. Таким образом, работники имеют вполне активную позицию: они хотят справедливости, профессионализма от руководителя, доверия и уважения, хорошего информационного обеспечения и активного развития персонала и предприятия.
Серьезное влияние на взаимоотношения оказывает стиль управления руководителей и социально-психологический климат в коллективе. Социологические исследования этого направления показали, что 51% респондентов оценили стиль управления своего руководителя как демократический, 22% – как директивный и 21% – как либеральный (попустительский). При этом выявлена характерная закономерность: уровень директивного стиля управления достигает для высшего звена управления 50%, а демократический, наоборот, снижается до 26%. Следовательно, директивный стиль идет от высшего звена руководства и преобладает над другими стилями. Широкое распространение получил либеральный стиль, что для условий рыночной экономики недопустимо.