Файл: Теоретические аспекты формирования организационной культуры на предприятии..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования организационной культуры на предприятии
1.1. Составляющие организационной культуры
1.2. Модели формирования организационной культуры. Механизмы организационной культуры
2. Формирование и развитие организационной культуры в ОАО «ЦС «Север»
2.1. Характеристика, организационная структура управления ОАО «ЦС «Север»
2.2. Основные показатели деятельности ОАО «ЦС «Север» за 2014-2016 годы
2.3. Анализ составляющих организационной культуры в ОАО «ЦС «Север»
2.4. Формирование организационной культуры Общества
3. Рекомендации по совершенствованию организационной культуры в ОАО «ЦС «Север»
Язык. Оргкультуру, сложившуюся в организации, часто характеризует использование профессионального сленга, слова и выражения, употребляемые большей частью коллектива. Сюда же можно отнести и форму обращения сотрудников друг к другу. Иногда бывает достаточно услышать, как люди обращаются друг к другу, чтобы понять, с организацией какого типа мы имеем дело.
Требования к внешнему виду и одежде. Культура организации проявляется также и в том, как выглядят ее сотрудники, как они одеваются, причесываются, каковы требования к макияжу. Некоторые организации очень жестко регламентируют требования к внешнему виду сотрудников. Для организаций, предъявляющих еще более высокие требования к сервису, внешний вид обслуживающего персонала является одним из условий эффективности бизнеса. Детально прописанные требования к внешнему виду вытекают из высочайших стандартов обслуживания. [10, с. 35]
Традиции, церемонии, ритуалы.
Таблица 1.2
Виды организационных церемоний и решаемые ими задачи
Тип церемонии |
Пример |
Решаемые задачи |
Церемонии продвижения |
Торжественное вручение дипломов по завершении базового обучения. Вступление в новую должность |
Обеспечивают вхождение в новую роль, фиксируют новый статус |
Церемонии посвящения |
Знакомство с историей, выработанными в организации ценностями при приеме новых работников |
Формируют чувство причастности к организации, приобщают к ее ценностям |
Церемонии проводов |
Подарки, торжественные речи при уходе ветеранов организации на пенсию |
Подтверждают высокую оценку верности организации, указывают на требуемое поведение |
Церемонии перехода |
Представление вышестоящим руководителем переведенного на новую должность коллективу |
Отмечают изменение статуса, способствуют согласованию целей и интересов различных уровней |
Праздничные церемонии |
Торжества, связанные с юбилейными датами, другими событиями в деятельности организации |
Формируют чувство причастности к организации |
Обряды единения |
Совместные мероприятия с участием высших руководителей |
Подчеркивают общность интересов всех звеньев иерархии |
«Имиджевые» церемонии |
Торжественные мероприятия с привлечением прессы, электронных средств массовой информации |
Способствуют созданию благоприятного образа организации в окружающей среде |
Источник: Стоянова В. А. Оценка влияния организационной культуры предприятия на эффективность производственной деятельности //Менеджмент в России и за рубежом, 2017– № 1.
Нормы и ценности, культивируемые руководством, могут передаваться и закрепляться через определенные церемонии, процедуры и ритуалы. Такие мероприятия, как награждение ветеранов, торжественные проводы на пенсию, награждение работников, достигших лучших рабочих показателей, лучших работников месяца, года, церемонии посвящения в рабочие и прочее были широко распространены в СССР. Общий смысл той идеологии, которой подчинялись все эти акции, – показать заботу предприятия о «человеке труда». Сейчас многие руководители считают, что хорошие традиции нужно возрождать. [10, с. 38]
1.2. Модели формирования организационной культуры. Механизмы организационной культуры
Роль организационной культуры состоит в формировании системы внешних и внутренних коммуникаций с тем, чтобы решить задачу совпадения или максимального сближения основных целей организации с целями ее членов и контрагентов. Это является основой для анализа и формирования общего уровня взаимодействия и решения проблем, чтобы процесс сотрудничества привел к взаимовыгоде и взаимопониманию.[8]
В современной литературе предлагаются различные модели формирования коммуникаций и культуры организации, на основании анализа нами предлагается модель, наглядно определяющая значимость культуры организации при формировании системы коммуникаций в структуре управления предприятия (рис.1.2).
Рис.1.2. Значение культуры в формировании норм, правил и процесса коммуникаций экономической системы
Источник: http//www.Grandars.ru.
Анализ множества определений организационной культуры позволяет выявить ряд компонент, являющихся бесспорными и наиболее часто упоминаемыми:
- Ценности могут существовать в различных формах: в форме предположений (на этапе активного поиска своей культуры), убеждений, установок и ценностных ориентации (когда культура сложилась в основном), норм поведения, правил общения и стандартов трудовой деятельности (при полностью сформировавшейся организационной культуре).
- Наиболее значимыми элементами организационной культуры признаются: ценности, миссия, цели компании, кодексы и нормы поведения, традиции и ритуалы.
- Ценности и элементы культуры не требуют доказательств, принимаются на веру, передаются от поколения к поколению, формируя корпоративный дух компании, соответствующий ее идеальным устремлениям.
- В основе большинства трактовок организационной культуры лежит понимание культуры в широком смысле слова.[8]
Требования к организационной культуре непрерывно растут, отражая рост достижений науки и техники, а также развитие духовной жизни общества. Подход к структурированию организационной культуры, включающий культуру условий труда и производства, культуру средств труда и трудового процесса более адекватным состоянию отечественной экономики. Организационную культуру нельзя понимать как некий монолит. Развитие организационной культуры осуществляется по таким важнейшим направлениям, как совершенствование техники, эстетизация производства, научная организация труда и управления. При ее описании можно выделить три уровня (таблица 1.3).[4, с.87]
Таблица 1.3
Уровни организационной культуры
Семиотический уровень |
|
Организационная культура в представлении стороннего наблюдателя |
Артефакты (манера одеваться, фирменный стиль, символы, девизы, церемонии) |
Когнитивный уровень |
|
Осмысленные и добровольно принятые правила общения |
Нормативно выраженные общие ценности и убеждения |
Мотивационный уровень |
|
Общие для членов организации основные ценности и негласные соглашения |
Основополагающие принципы и глубинные убеждения |
Источник: Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя/ под ред.В. Д. Красновой, А. Б. Привалова. 5-е издание.– М.: Проспект, 2014.
Вывод: Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Носителями организационной культуры являются люди. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится фактором организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на членов организации, модифицирующей их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее изучение имеет определенную специфику. Она играет очень важную роль в жизни организации и должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства.
2. Формирование и развитие организационной культуры в ОАО «ЦС «Север»
2.1. Характеристика, организационная структура управления ОАО «ЦС «Север»
Открытое акционерное общество «Центр судоремонта «Север» является крупнейшим судоремонтным заводом России. 9 июля 1946 года – Совет Министров СССР принял постановление о строительстве завода № 893. Первый государственный заказ для ВПК предприятие № 893 «Север» приняло к исполнению в 1954 году в виде дизель-электрической подводной лодки и ледокольного парохода «Прончищев», работы на котором начались 14 октября. С той поры на предприятии были отремонтированы сотни судов, и ныне «Север» – одна из ведущих российских судоверфей, специализирующаяся на ремонте и переоборудовании подводных лодок, надводных кораблей и судов любого класса и назначения (как гражданских, так и военных). 6 ноября 1962 года на завод для ремонта и модернизации пришла первая атомная подводная лодка – К-33.
В изменившейся обстановке государству стала не нужна постройка большого количества новых кораблей, что привело к уменьшению оборонного заказа. С 1998 года происходит ежегодное сокращение ассигнований на ремонт и содержание АПЛ.
За последнее десятилетие со стапелей верфи были спущены атомные подводные лодки проекта 667БДРМ – «Верхотурье», «Екатеринбург», «Тула», «Брянск», а также президентская лодка «Карелия».
К началу 2017 года на заводе были утилизированы 22 стратегических атомных подводных лодок классов «Янки» и «Дельта-1,2,3», 8 многогоцелевых АПЛ классов «Виктор-1,2,3», 2 АПЛ класса «Оскар-1», проводилась утилизация АПЛ класса «Тайфун» и пяти многоцелевых АПЛ классов «Виктор-1,3».
С начала своей деятельности верфь вернула к жизни 119 подводных кораблей, в том числе 84 с атомной энергетической установкой.
В 2007 году во исполнение Указа Президента РФ «Об ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» ФГУП «МП «Север» было переименовано в ФГУП «Центр Судоремонта «Север» и реорганизовано с присоединением к нему в качестве филиалов ряда судоремонтных предприятий (ФГУП), подведомственных Министерству промышленности и энергетики и Министерству обороны РФ.
Осенью 2014 года предприятие сменило форму собственности с федерального государственного унитарного предприятия на Открытое акционерное общество.
Помимо судостроения и судоремонта, «Север» специализируется на утилизации подводных лодок, производстве гребных винтов различного назначения, производстве судовой мебели и мебели потребительского назначения, огранке и шлифовке алмазов.
Одним из перспективных гражданских направлений, которое «Север» поступательно осваивает, остается нефтегазовое. Сегодня один из самых значимых проектов этого направления самоподъемная буровая установка «Арктическая», которая строится по заказу «Газфлота».
Предприятию необходимо обеспечивать конкурентоспособность своей продукции на рынке, а также создавать условия, обеспечивающие более эффективную производственную деятельность в условиях экономического кризиса в стране. Мероприятия по реструктуризации включает в себя комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию и развитие машиностроительного производства, осуществляемых в направлении оптимизации структуры выпускаемой продукции, диверсификации, изменения технологического уклада производства.
Сейчас стабильно каждые два года ОАО передает Северному флоту обновленный ракетный подводный крейсер стратегического назначения.
Возглавляет Общество (Головную организацию) Генеральный директор; ему подчинено шесть заместителей:
- Заместитель ГД по производству - первый заместитель ГД;
- Заместитель ГД по управлению персоналом;
- Заместитель ГД по финансам и коммерции;
- Заместитель ГД по безопасности;
- Заместитель ГД по экономическим вопросам;
- Заместитель ГД по дополнительным производствам.
Общество (головная организация) состоит из множества отделов и цехов как основного, так и вспомогательного производства. Структура управления головной организацией – линейно–функциональная. Достоинство данной структуры управления: специализированные руководители координируют все связи по определенным направлениям деятельности объединения между структурными подразделениями и работниками, работающими в различных функциональных отделах. Среди недостатков можно выделить сложность структуры, двойственность подчинения иногда приводит к конфликтам и к трудностям в принятии решений.
2.2. Основные показатели деятельности ОАО «ЦС «Север» за 2014-2016 годы
Приведение потенциала ОАО «ЦС «Север» в соответствие с изменчивостью внешней среды обусловило его устойчивое положение в кризисных условиях. Наиболее четкое представление о деятельности головной организации даёт анализ динамики технико-экономических показателей за последние три года, которые представлены в таблице 2.1. Следует отметить рост абсолютных величин показателей объёма реализации, объема продукции по стратегическим заказам, объёма произведенных механических изделий, объёма экспорта товарной продукции, размера среднемесячной заработной платы.