Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 305
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1. Технико-экономическая характеристика предприятия
1.1. Характеристика предприятия и его деятельности.
1.2. Организационная структура управления предприятием
1.3. Программная и техническая архитектура ИС предприятия
2. Анализ существующих разработок и выбора стратегии автоматизации учета.
2.1. Сравнительный анализ готовых решений
2.2. Сравнительный анализ способов приобретения ИС.
2.3 Сравнительный анализ компаний – разработчиков ИС
2.4 Сравнительный анализ стратегий внедрения ИС
3. Обеспечение эксплуатации ИС
3.1. Риски разработки и внедрения ИС
Рисунок 3. Техническая архитектура Университета «Университет»[9]
Рисунок 4. Схема технической архитектуры факультета ИТ МФПУ «Университет»[10]
Компьютер сотрудника деканата обладает следующими усреднёнными характеристиками: процессор - Intel Celeron 440; частота процессора - 2.00 ГГц; оперативная память – DDR 2 ГБ; жесткий диск – 120 ГБ; материнская плата со встроенным графическим и звуковым процессором, а так же встроенной сетевой картой; 4 USB-порта.
Компьютер в лекционном зале обладает следующими характеристиками: процессор – Intel Atom 330; частота процессора – 1.60 ГГц; оперативная память – DDR 1 ГБ; жесткий диск – 120 ГБ; материнская плата со встроенным графическим и звуковым процессором, а так же встроенной сетевой картой; 3 USB-порта.
Компьютер в компьютерной лаборатории обладает следующими характеристиками: процессор – Intel Core i3-4330; частота процессора – 3.50 ГГц; оперативная память – DDR3 4 ГБ; жесткий диск – 500 ГБ; материнская плата со встроенным графическим и звуковым процессором, а так же встроенной сетевой картой; 3 USB-порта.
Компьютер в кафедральном помещении обладает следующими характеристиками: процессор – Intel Atom 330; частота процессора – 1.60 ГГц; оперативная память – DDR 2 ГБ; жесткий диск – 120 ГБ; материнская плата со встроенным графическим и звуковым процессором, а так же встроенной сетевой картой; 3 USB-порта.
Программное обеспечение рабочих мест сотрудников деканата представлено в таблице 3
Таблица 3
Используемое программное обеспечение[11]
Компьютер |
Операционная система |
Базы данных |
Офисное ПО |
Специальное ПО |
ПК в деканате |
Windows 7 |
1C |
MS Office |
GosInsp, SEP |
ПК в лекционном зале |
Windows 7 |
----- |
MS Office |
----- |
ПК в компьютерной лаборатории |
Windows 7 |
1C |
MS Office |
----- |
ПК в кафедральном помещении |
Windows 7 |
----- |
MS Office |
----- |
Операционные системы Windows и другие программные продукты компании Microsoft имеют корпоративную лицензию на всех устройствах, используемых в университете. GosInsp также является лицензированной версией продукта. Помимо этого, на компьютерах установлена программа Symantec Endpoint Protection (SEP) для обеспечения защиты данных компьютера от вирусов и работы вредоносных программ. Остальные программные средства используются и распространяются свободно.
В корпусе Университета «Университет» на Семеновской, где и производится автоматизация, используются следующие сервера:
- MS ISA Server – прокси-сервер;
- MS Exchange Server – почтовый сервер;
- MS Active Directory – сервер для обеспечения единообразия настройки пользовательской рабочей среды, политик безопасности и прав доступа.
Все сервера работают под управлением одной серверной операционной системы - Windows Server 2003. Способ связи между серверами и их программная архитектура изображены на рисунке 5.
Рисунок 5. Программная архитектура корпуса на Семеновской Университета «Университет».[12]
2. Анализ существующих разработок и выбора стратегии автоматизации учета.
2.1. Сравнительный анализ готовых решений
В Университете «Университет» используется собственное отраслевое решение на платформе 1С система «Акада». В ней хранится вся информация об абитуриентах, студентах, выпускниках, преподавателях, учебных планах и другая сопутствующая учебному процессу информация.
Среди всего рынка программного обеспечения были выбраны те системы, которые в большей степени подходят для решения поставленной задачи. Сравнение требований и критериев выбранных разработок представлено в таблице 7 и таблице 8 соответственно.
1С:Документооборот — программный продукт российской фирмы «1С» на технологической платформе «1С:Предприятие 8». Продукт в первую очередь необходим для автоматизации документооборота. Система обеспечивает автоматизацию полного цикла работы с документами, также позволяет упорядочить взаимодействие между сотрудниками и осуществлять контроль использования рабочего времени. Учет документов реализован в соответствии с положениями действующей нормативной документации. Программа обеспечивает совместную работу пользователей, как в локальной сети, так и через интернет. Система отличается большой гибкостью, высокой степенью детализации сведений о хранящихся данных и широким спектром возможностей. Позволяет повысить эффективность управления рабочим временем, стандартизировать процессы, обеспечить полный контроль и сохранность документации и любой иной необходимой информации. Функционал системы постоянно расширяется.
IBM Lotus Notes - это ведущий интегрированный клиент для сервера IBM Lotus Domino, который не только обладает функциями планирования, работы с электронной почтой и календарем, но и является мощной платформой для использования приложений для совместной работы. IBM Lotus Notes предлагает инструментарий, расширяющий возможности совместной работы и повышения производительности.
Microsoft Dynamics AX — одно из решений для управления предприятием (ERP-систем). Это решение изначально было разработано датской компанией Damgaard Data A/S под названием Axapta. В 2000 году произошло слияние компании Damgaard с другой датской компанией Navision Software A/S. Объединенные компании изначально получили название Navision Damgaard, а затем название было изменено на Navision A/S. Летом 2003 года корпорация Microsoft завершила покупку объединённой компании.
Таблица 4
Сравнение существующих решений[13]
Требования |
1С:Документооборот |
IBM Lotus Notes |
Microsoft Dynamics AX |
Содержание всех задач |
+ |
+ |
+ |
Документооборот |
+ |
+ |
- |
Без дополнительных затрат на обучение сотрудников |
- |
- |
- |
Возможность видеть «горящие» задачи по всему подразделению |
- |
- |
+ |
Возможность отследить загруженность сотрудника в текущий момент времени |
- |
- |
- |
Таблица 5
Сравнение существующих решений[14]
Критерии |
1С:Документооборот |
IBM Lotus Notes |
Microsoft Dynamics AX |
---|---|---|---|
По функциональным возможностям |
Создание шаблонов документов Единое хранилище данных Создание таблиц с расчетами Печать документов Поддержка сетевых технологий Возможность работы с документами MS Office Выполнение математических формул |
Создание шаблонов документов Единое хранилище данных Создание таблиц с расчетами Печать документов Поддержка сетевых технологий Выполнение математических формул |
Поддержка сетевых технологий Интуитивно понятный интерфейс Создание таблиц с расчетами Возможность работы с документами MS Office |
По стоимости |
6 300 руб. -1 чел. |
5 295 руб – 1 чел. |
44 100 руб. –неогр. |
По сложности внедрения |
Требуется только установка на всех рабочих местах и специалист для настройки протоколов |
Требуется только установка на всех рабочих местах и специалист для настройки протоколов |
Требуется только установка на всех рабочих местах и специалист для настройки протоколов |
По степени защищенности информации |
Защита с использованием пароля БД Защита с использованием пароля пользователя |
Защита с использованием пароля БД Защита с использованием пароля пользователя |
Протоколирование работы пользователей с шифрованием Защита с использованием пароля пользователя |
На основании данных, которые приведены в таблицах, можно утверждать - оптимального решения для данной задачи нет, так как финансовые затраты на внедрении одного из них составят минимум $ 5500. А также, при внедрении потребуют дополнительные временные ресурсы на специалистов - это не только дополнительные затраты на изучение и внедрение, но и обучение сотрудников университета по использованию нововведений.
2.2. Сравнительный анализ способов приобретения ИС.
Существует три способа приобретения ИС:
- покупка готовой ИС;
- покупка и доработка ИС;
- разработка собственной ИС.
Покупка готовой ИС:
Перед тем как приобретать готовое решение необходимо оценить не только сам программный продукт, но узнать больше о фирме поставщике, чтобы компания была уверена, что требуема поддержка программного обеспечения будет осуществляться.
Преимущества:
- не требуется время на разработку;
- система тиражирована;
- часто имеется возможность выбора из нескольких готовых систем;
- помимо ИС покупаются и бизнес процессы.
Недостатки:
- необходима адаптация под организационную структуру, функциональные требования и т.д.;
- система тиражируема: вопросы защиты, новизны и др. вызывают определенные опасения;
- высокая степень риска;
- потребности сотрудников в функционале системы будет удовлетворены не полностью.
Покупка и доработка ИС:
В этом случае покупается ядро системы, а остальное доделывается.
Преимущества:
- покупаемое ядро является отлаженным и законченным компонентом;
- возможная доработка именно требуемой функциональности;
- не надо платить за то, что компании не нужно.
- Недостатки:
- необходим отдел информационных технологий;
- схема эффективна, если объем работ по доведению относительно невелик;
- часто можно доработать только в рамках информационной модели ядра.
Разработка собственной ИС:
Существует два подхода разработки информационной системы:
- привлечение сторонних программистов;
- создание системы осуществляется внутренними специалистами.
Оба подхода содержат свои преимущества и недостатки. Для обоих решений, преимуществами и недостатками является следующие факторы:
Преимущества:
- Хорошая адаптация к предъявляемым требованиям;
- Индивидуальный проект;
- Возможность быстрого изменения.
Недостатки:
- Необходимо создавать команду, либо отрывать от работы текущих сотрудников ИТ отдела;
- Часто учитываются пожелания руководства в ущерб качеству разработки;
- Проект может захлебнуться:
-
- из-за нехватки квалификации внутренних специалистов;
- из-за ухода ведущих специалистов;
- из-за нехватки внутренних ресурсов.
-
- Часто плохая документированность системы.
Основным же преимуществом привлечения внутренних специалистов является знакомство с предметной областью и внутренней организацией данных, что позволяет значительно сократить время на изучение проблемы и выявления узких мест.
Способ разработки собственной ИС наиболее оптимален и имеет множество достоинств:
- Данная система будет отвечать всем требованиям;
- Будут задействованы лишь собственные специалисты (благодаря которым также не требуется тратить дополнительного времени на изучение существующих в Университете «Университет» систем и технологий);
- будут реализованы только те функции, которые необходимы и подходят организации.
На данный момент в университете действует мощнейший инструмент хранения, обработки и оборота данных «1С: Акада». Данная система является открытой, что позволяет специалисту при необходимости расширить функционал под потребности каждого отдела. Так же достоинством выступает простота обращения и факт знакомства с интерфейсом и логикой данного продукта, это позволит сократить временные затраты на обучение сотрудников до минимума.
2.3 Сравнительный анализ компаний – разработчиков ИС
Таблица 6.
Сравнительный анализ готовых решений[15]
№ п/п |
Параметр |
1С |
IBM Lotus Notes |
Microsoft Dynamics AX |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Продолжение таблицы 6 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Распространёность |
Распространён |
Мало распространен |
Средне Распространён |
2 |
Средняя стоимость |
80000-1000000 |
120000-150000 |
70000-100000 |
3 |
Платформа |
1с:предприятие |
IBM Domino Administrator |
Microsoft |
4 |
Удаленный доступ |
Есть |
Нет |
Нет |
5 |
Актуальность |
Актуально |
Актуально |
Актуально |