Файл: Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Винсента Ван Гога «Хижины».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема моей курсовой является: «Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Винсента Ван Гога «Хижины»».

Обращение к истории мирового искусства стало главной тенденцией культуры современности.

В своей курсовой я буду изучать: взаимодействие цветов друг с другом, влияние и взаимодействие цветовых контрастов друг с другом, новые для себя техники в искусстве.

Целью моего курсового проекта является анализ картины Ван Гога «Хижины», разборка стиля и техники художника, повышение качества и навыков работы с гуашью .

Основные задачи:

  • Сделать полный анализ картины художника;
  • Изучить новые техники написания гуашью;
  • Понять какие контрасты существуют и уметь их использовать на практике.

Глава 1. Исторические сведения

1.1 Биография Ван Гога. История написания картины

Винсент Ван Гог (родился 30.03.1853 – умер 29.07.1890 года) - художник был постимпрессионист из Нидерланд, его работы в своё время оказали влияние на живопись 20 веков. За 10 лет он создал более 2100 произведений, включая около 860 картин маслом. Большинство критиков не замечало Ван Гога до его самоубийства, которое он совершил в возрасте 37 лет, причинами которого стали годы нищеты, тревог, бед.

«Хижины» - картина Ван Гога, которая была написана им в мае 1890 года, за несколько месяцев до смерти.

Ван Гог приехал в Овер-сюр-Уаз в мае 1890 года по приглашению доктора. Блуждая по небольшому городку, художник нашёл несколько бедных домов, напоминавших ему родную Голландию. Он возвращался к ним несколько раз, и каждый раз создавал картины, изображающие хижины в разных ракурсах. В картине нет трагизма. Сам Ван Гог в письме к брату Тео отмечал:

«Сейчас пишу этюд - старые крытые соломой домики, на переднем плане хлеба и поле цветущего гороха, на заднем - холмы…»

Оригинальный размер картины составляет 60×73 см (1809×2300). Картина поступила в Эрмитаж в 1948 году из Государственного музея искусства в Москве.

Глава 2. Анализ картины


2.1 Разбор собственной техники и стиля работ Ван Гога

Полотна Ван Гога отличаются своей резкостью и несдержанностью, собственно такими же качествами обладал и сам художник. Его живопись производила впечатление на современников и даже зачастую пугала их. На сегодняшний день Винсент Ван Гог является одним из самых популярных и похищаемых художников в мире.

Ван Гог - серьезный и методичный живописец. Однако из популярных мифов мы знаем, что он был невменяемым человеком, который бездумно наносил краски на холст. В тоже время Винсент возможно лучше многих разбирался в материалах и инструментах для искусства живописи, знал и умел пользоваться этими знаниями, а также всегда тщательно продумывал свои композиции и тщательно описывал свои мысли в письмах брату.

«В моих мазках нет никакой системы, — писал Ван Гог своему младшему брату Тео. — Я кладу их на холст неравномерными ударами кисти и оставляю как есть. Кое-где получается пастозность кое-где полотно не закрашено, есть незаконченные места, следы поправок, грубость, но в результате, по-моему, получается впечатление достаточно волнующее, чтобы вызвать досаду у людей с предвзятыми представлениями о технике. Тени на картине отсутствуют, а цвет наложен плоскостно, как на японских гравюрах», — так комментирует свою манеру сам художник.»

Винсент Ван Гог старался создавать большое количество работ за определенное время.

В письмах своему брату Тео, Винсент много пишет о колорите своих работ. Цветовые решения своих произведений объясняет, в письмах, которые зачастую очень даже не походит на реальность:

«Вместо того, чтобы в точности передавать увиденное, я более произвольно использую цвета, чтобы мощнее передать мои собственные ощущения».

Техника Ван Гога называется импасто. Это когда художник наносит толстый слой краски на холст. В результате данной техники мазки становятся более заметны, что придаёт картине всяческую фактуру. Винсент любит наносить густой цвет кистью или мастихином. Иногда Ван Гог пишет цветные завитки, размазывая пальцем краску, наложенную на холст. (см. Приложение, рис.1) Именно из-за его техники работы обладают рельефной поверхностью, практически трехмерной. Колорит многих картин художника выглядит по-разному, в зависимости от источника освещения.

Описание цветового и колористического анализа картины

В «Хижинах» преобладает спокойный колорит в основном теплых бледно-жёлтых и холодных сине-зелёных оттенков. Однако резкие и нервные мазки, «поднимающиеся» вверх и сливающиеся с потоком, идущим сверху, создают чувство напряжённости и скрытой тревоги.(см. Приложение, рис.2-3)


Искусство Винсента выделяет динамическое начало в природе. Склон холма с хижинами поднимается, как морская волна, клубятся облака, кольцами вьется дым, спиралями и жгутами скручиваются в одно целое кусты и деревья. (см. Приложение, рис.4) Пульсирующие мазки стремительным водопадом скатываются по кровлям домов, по склону холма, увлекая за собою взгляд завороженного зрителя.

Разберемся какие же контрасты присущи для этой картины. Если рассматривать «Хижины» не вглядываясь в детали, то картина походит больше под нюансный контраст. Колорит в основном более менее подходит цвет к цвету, так как в основном это близкие тонально цвета, взятые из «одной» цветовой гаммы. Но если приглядываться к деталям, то можно заметить к примеру контраст дополнительных цветов. (см. Приложение, рис.5). Черепичная крыша оранжево-красного цвета хорошо контрастирует с зеленой дорогой. Крыша, стоящая рядом с черепичной, охристого цвета контрастирует с небом, и со стенами домов. Ярко выраженное пятно желтого цвета на поле, замечательно будет контрастировать с фиолетовым пятном немного выше, под домом.(см. Приложение, рис.5)

Помимо контраста дополнительных цветов, можно наблюдать контраст теплого и холодно, теплым в нашем случае будет являться передний план картины, цветущее поле, а холодным станет небо, за счет его синих тонов.

Контраст светлого и темного, его можно наблюдать как в цветном так и в черно-белом вариантах картины. Данный контраст тоже представляется разными способами. Первый способ, это отдельно рассмотренное небо.(см. Приложение, рис.6). Если рассматривать небо в цветном варианте, то сможем заметить, что оно состоит из различных оттенков синего, а конкретно ультрамарина, который далее разбавляется белилами и уходит совсем в белый. Более выраженным контрастом светлого и темного конечно будет небо и общая целостность картины. Контраст светлого и темного, среди зеленого, тобишь дорожка и кусты, а также среди цветущего поля, можно считать не настолько выраженными. В них скорее используется лишь средний диапазон цветов. Иное дело в голубом небе, которое уходит как в белый, так и в тёмный, насыщенный ультрамарин. Для того, чтобы рассмотреть более точно данный контраст во всей картине, более лучше и легче, стоит перевести картину из цветной системы в черно белую.(см. Приложение, рис.7) После того как мы это сделали, мы можем заметить, что наши предположения оказались правильными, и контраст светлого и темного там явной присутствует. Самым ярким, светлым пятнышко, является облако, далее стена одной из хижин и заборчик перед ними. Далее на у темнее: цветущее поле, стены оставшихся хижин, холмы за хижинами, зеленая тропинка, и конечно небо с различными его оттенками. Проводя разбор этого контраста так подробно, мы можем здесь вывод, что в этой картине состоялось объёмное пространство, так как некоторые элементы углубляются, а другие выходят вперёд.


Контраст цветового сопоставления. Если рассматривать полноценно картину, можно заметить, что она якобы делится на полосы трех цветов: синий, зеленый, желтый. Контраст цветового сопоставления как раз происходит между двумя из них, между синим и жёлтым. Однако в данном творчестве он не столь сильно заметен, так как его границы более легкими делает проходящая между полоса зеленого цвета. Теперь более научным языком. Небо и цветущее поле контрастируют между собой, с помощью контраста цветового сопоставления. Однако проходящая между ними псевдо полоса зеленого цвета, то есть хижины и поля, скрывают, делают менее заметным этот контраст.

Оптические эффекты и символика цвета в картине

Ну что же, разберемся с основными эффектами, и со скрытыми на первый взгляд элементами. Картины Ван Гога, благодаря его резким, неспокойным мазкам целостно рассматривать полотно картины лучше из далека, в близи его картины выглядят не особо хорошо, за счет его рваных и неспокойных мазков. Мазки – это как раз то, что первое бросается в глаза. Почему же они привлекают столько внимания? Немногие художники и творцы могли позволить себе писать так агрессивно, если так можно выразиться, в основном многие писали спокойные картины, спокойными мазками, неторопливыми движениями кистей. А тут такой переворот в жизни искусства. Также мазки Ван Гога отличаются от других, за счет своих особых качеств: изогнутости линий, особой прорисовки контуров. В «Хижинах» Винсента нет ни одной прямой линии, все его мазки идут отнюдь не ровно и создается впечатление, что они сжимают предметы. Помимо изогнутых линий критики отмечают размашистость мазков на многих картинах.

Что же касается символики цвета. Во многих картинах Ван Гога присутствует особое цветовое, колористическое решение, которое зачастую не похоже на реальность, от слова совсем. Почему же это так произошло? Как объяснял сам художник, его цветовая гамма зависит не от того, что он видит, а от полноценной композиции, которая получится в конечном итоге. В произведениях Винсента является доминантном как раз-таки общая цветовая гамма, как над сюжетом, так и над объектами, над формами и жанрами картин. Ван Гог по большей степени не идет в противовес с канонами живописи. По «Хижинам» заметно, что он предпочитает не создавать больших контрастов, ему более предпочтительней брать близкие цвета друг к другу, как например: оранжево-красный с охристым оранжевым; голубой с оливковым; жёлтый с жёлто-зелёным; и так далее.