Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект (Политика содействия занятости молодежи в системе государственной молодежной политики).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
Более того, перед органами местного самоуправления ставится задача оказания необходимого содействия специально уполномоченному органу исполнительной власти по контролю за тем, как осуществляются органом местного самоуправления его государственные полномочия, и происходит возврат неиспользованных финансовых средств, а также материальных средств при прекращении осуществления государственных полномочий.
Органы местного самоуправления отчитываются об осуществляемых ими государственных полномочий в следующем порядке: органами местного самоуправления предоставляется специально уполномоченным органам исполнительной власти отчет об осуществляемом государственном полномочии по социальной политике в сфере занятости молодежи, а также по расходованию выделенных финансовых средств в формах и сроках, установленных согласно нормативным правовым актам Российской Федерации и соответствующих муниципальных образований.
Передача государственных полномочий органу местного самоуправления характеризуется неограниченным сроком. Неисполнение или ненадлежащее исполнение органом местного самоуправления какого-либо требования по действующему законодательству в сфере государственной молодежной политики может являться основанием прекращения данным органом местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий согласно закону при условиях:
- неисполнение или ненадлежащее исполнения органом местного самоуправления требования по согласно действующему законодательству в отношении проведения мероприятий, реализующих государственную молодежную политику;
- неисполнение органом местного самоуправления либо его должностным лицом предписания по устранению нарушения действующего законодательства;
- появление изменений в федеральном законодательстве или законодательстве, благодаря которым орган местного самоуправления теряет возможность осуществлять государственные полномочия.
Муниципальная молодежная политика определяется муниципальными властями как кадровая политика будущего, она является вложением сил и средств в будущее, ее стратегической целью является создание необходимых условий по реализации и развитию потенциала молодежи, повышению ее конкурентных преимуществ при вступлении во все сферы жизни государства и общества.
Главная задача заключается не в оказании поддержки муниципальным образованием по отношению к молодёжи, а, напротив, в привлечении молодых граждан к работе над увеличением городских благ, то есть, молодежь должна превратиться в главную созидательную силу развития города.
Деятельность муниципальной молодёжной политики направляется на конструктивное использование огромного потенциала молодого поколения и преобразование его в важнейший ресурс при решении проблем муниципального образования. В тех случаях, когда молодые граждане являются востребованными, получают обширный ряд перспектив для самореализации в современном мире, становится возможным достижение двух существенных прорывов: прежде всего, социально-экономическое развитие города ускоряется за счет дополнительного импульса, а также, молодые граждане вдохновляются жизненными надеждами, что является основным способом борьбы с негативными явлениями в молодежной среде.
Глава 2. Анализ деятельности социальных служб г. Волгограда и Волгоградской области как основа реализации молодежной политики в сфере занятости
2.1 Особенности деятельности служб по трудоустройству молодежи в г. Волгограде и Волгоградской области
молодежь занятость государственный политика
Для эффективной реализации молодежной политики в сфере занятости необходимо определить направления деятельности субъектов системы занятости молодежи. Максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы - вот основная задача высших органов власти нашей страны в области социальной политики. Для ее выполнения была разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственная служба занятости населения. Такая служба имеет свои центры занятости и в г. Волгограде. Актуальность проблемы незанятости молодежи обуславливает тот факт, что областная служба занятости отдает сейчас приоритет в своей активной политике именно молодежному трудоустройству.
С 2000 г. на территории области действует Закон «О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Волгоградской области». Квотирование осуществляется для наиболее незащищенной молодежи: сирот; лиц, из неполных и многодетных семей; лиц, освобожденных из воспитательных колоний; выпускников всех видов образовательных учреждений и др. Для получения помощи по трудоустройству молодым людям следует только зарегистрироваться в службе занятости.
В регулировании рынка труда Волгоградской области участвуют 8 городских и 21 районный отдел занятости. Главной целью службы является обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости, мер социальной защиты, условий для достойной жизни и свободного развития человека, предупреждение массовой безработицы и снижение ее уровня, уменьшение социальной напряженности в связи с реструктуризацией отраслей промышленности.
В настоящее время функции службы занятости, в том числе в отношении молодежи, многообразны и предполагают:
Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства.
Важно отметить, что для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Наиболее перспективным представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы создаются персонифицированные банки данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве. Важным показателем банка вакансий является число предприятий, организаций, учреждений сообщающих сведения о наличии вакансий в службе занятости (около 10%). Вместе с увеличением количества работодателей, активно сотрудничающих со службой занятости, растет заявляемое ими количество вакансий. Среднегодовое количество вакансий в 2012 году составило 23301 единицу, что намного больше среднегодового показателя заявленного количества вакансий 2011 года (21169 единиц) В 2016 г. эти данные составили 23500 и в 2018 году 24400 вакансий соответственно.
Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам.
Распределение долей вакантных рабочих мест для служащих и рабочих устойчиво держится соотношении 33% - служащие, 67% - рабочие. В течение 2012 года предложения работодателями вакансий увеличилось с 16890 до 17349 единиц.
Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников. Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, и необязательно через службу занятости. [19]
Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения.
В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Службы занятости городов и сельских поселений, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.
Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения.
Одним из направлений деятельности городского центра занятости является профориентация и обучения незанятого населения. За 2018 г. здесь получили новые профессии и повысили квалификацию 1300 человек. Более 60% из них составили молодые люди.
Обучение ведется более чем по 40 специальностям: секретарь-референт, оператор котельной, финансовый менеджер, бухгалтер, каменщик и др. Профессиональное обучение носит краткосрочный характер. Его продолжительность устанавливается образовательными программами и составляет от 1 недели до 6 месяцев. Обучение оплачивает центр занятости из средств федерального бюджета. По окончании учебы выпускникам выдают документ, подтверждающий квалификацию.
Следует обратить внимание на особенности регистрации безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи. Для этого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин долженбыть трудоспособного возраста и обладать способностью к систематическойработе по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронятьпредложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его готовность трудиться, и желание иобязанность принять предложение о подходящей работе.
Выдача гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.
Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий.
Обеспечение оперативного регулирования и снижение напряженности на рынке труда в условиях циклически меняющегося спроса и предложения на рабочую силу, смягчение последствий миграционных потоков -это важнейшие задачи, решение которых ставит перед собой служба занятости Волгоградской области. Решение проблемы занятости в идеале, естественно во многом зависит от предложения рабочих мест на рынке труда и от спроса на эти рабочие места желающими трудиться и реализовывать свое право на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, поэтому оптимизация подходов к организации занятости молодежи с учетом передового опыта представляется возможной при реализации основных направлений деятельности.
При этом необходимо учитывать функции Комитета по делам молодежи как основного связующего звена между молодежью, образовательными учреждениями, готовящими специалистов и службами занятости как потенциальными работодателями. Для совершенствования работы Комитета по делам молодежи в направлении развития политики занятости можно предложить следующую модель.
2.2 Взаимодействие субъектов государственной молодежной политики
Проанализируем сферу занятости на примере Волгоградской области и пути ее оптимизации
А) Анализ деятельности областной молодежной биржи труда г. Волгограда и Волгоградской области
Система органов трудоустройства в нашей стране населения начала формироваться во второй половине 1960-х годов. Потребность в ее создании возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формы комплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор, переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальные перемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрами предприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания. Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, а также нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестью кадров.