Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект (Политика содействия занятости молодежи в системе государственной молодежной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых на территории Российской Федерации в настоящее время проживает 28,5 млн. человек в возрасте 16-29 лет, что составляет пятую часть всего населения России, или треть численности населения в трудоспособном возрасте, из них 2,5 млн. - неработающая и не учащаяся молодежь. Во-вторых, что самое главное, они - будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие.

В последние годы в литературе появляется все больше работ, посвященных проблеме безработице в молодежной среде. В этих работах исследуются масштабы современной молодежной безработицы, анализируются причины незанятости, предлагаются конкретные государственные меры по трудоустройству молодежи: создание системы профцентров, организация малого бизнеса, квотирование рабочих мест, сезонная и временная работа. Кроме того, проблема занятости молодежи находится в поле зрения законодательных и исполнительных органов государственной власти, политических партий и движений.

Проблемы занятости молодежи и ее регулирования исследованы в литературе различными авторами в историческом, экономическом, социологическом и правовом аспектах.

Региональный опыт реализации социальной политики исследуется М.Л. Коробовым, Н.Я. Синицкой. Сущность и механизмы реализации социальной политики в муниципальном образовании проанализированы Н.А. Волгиным, В.К. Егоровым, С.В. Калашниковым.

Объект - безработная молодежь трудоспособного возраста.

Предмет - социально-правовые аспекты решения проблем безработицы в молодежной среде.

Цель работы – раскрыть государственную социальную политику в сфере занятости молодежи - региональный аспект.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- проанализировать государственную молодежную полити­ка в сфере безработицы;

-исследовать особенности организации деятельности социальных служб по трудоустройству молодежи на федеральном и региональном уровнях;

Оценить деятельность служб по трудоустройству молодежи в Волгоградской области, определить пути ее оптимизации.

В исследовании применялись следующие методы:

Теоретические:

проблемно-хронологический, позволяющий исследовать историю решения вопроса занятости молодежи в РФ, теоретического анализа (законодательно-нормативные акты Российской Федерации, Волгоградской области, сравнительного анализа (материалов из опыта деятельности социальных служб в сфере занятости молодежи).


Практические:

включенного наблюдения - участие в деятельности социальных служб и органов занятости Волгоградской области (Волгоградская областная молодежная биржа труда).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1 .Теоретические аспекты государственной и региональной политика содействия занятости молодежи в РФ

1.1 Политика содействия занятости молодежи в системе государственной молодежной политики

«В условиях современного российского общества наблюдается ярко выраженная тенденция количе­ственного увеличения и качественного изменения социальных проблем» [10, С. 31]. Одной из таких проблем стала занятость молодежи. Трудоустрой­ство молодежи в настоящее время существенно затруднено: нет прежней системы распределения выпускников высших учебных заведений на рабочие места в соответствии с полученной специальностью; молодым людям сложно устроиться на работу ввиду недостатка трудового опыта; деятельность служб заня­тости по трудоустройству молодых людей не имеет надлежащей организационной и финансовой основы.

Недостаточно эффективное разрешение проблемы занятости молодежи оказывает негативное влияние на потенциальные возможности участия молодого поколения в развитии российского общества, пре­пятствуя саморазвитию и самоактуализации.

В связи с этим принципиальным становится дальнейшее изучение и разработка государствен­ной молодежной политики в области занятости, ее эффективная реализация с учетом использования инновационных подходов и технологий вовлечения молодежи в трудовую деятельность.

В законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как «деятель­ность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок (доход)» [2].


Букин В.П. утверждают, что «эконо­мическая категория "занятость" есть совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей в оплачивае­мых рабочих местах, в получении дохода» [12, С. 39].

Аналогичное определение занятости имеется и у зарубежных авторов. Так, Полякова Н считает, что «занятость означает тот факт, что трудоспособные члены общества самостоятельно или в сообществе с другими членами общества осуществляют какой- либо вид общественно полезного труда, которым они обеспечивают средства для удовлетворения своих потребностей и для удовлетворения определенных общественных потребностей» [18, с. 18].

Мы определяем занятость молодежи как сложное социально-политическое явление, выступающее важнейшей частью общественного воспроизводства, прежде всего воспроизводства рабочей силы общества. Оно связано со всеми сферами жизнедеятельности: производством, распределением, обменом, потреб­лением, культурой населения, образом жизни, соци­альным благополучием и консолидацией общества.

Анализ молодежи как многопланового феномена современного общества позволяет проблему ее заня­тости определить как многоаспектную.

К политическому аспекту занятости, в том числе молодежи, относится вся существующая и потенци­альная нормативно-правовая база, позволяющая осу­ществлять эффективные мероприятия по содействию ее занятости различными социально-политическими институтами и субъектами политики на разных уровнях политической деятельности (макро-, мезо- и микро­уровнях) и развитию механизма их взаимодействия. В сфере их внимания и деятельности постоянно должны находиться следующие проблемы: занятость молодежи, в том числе учащихся и выпускников учебных заведений, демобилизованных военнослужа­щих; включенность молодежи в непроизводственные и производственные формы деятельности, в том числе предпринимательство и фермерство; формирование системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью; профилактика преступности и безнадзорности среди несовершен­нолетних; поддержка социально значимых программ и проектов молодежных и детских организаций; участие в организации досуга, развитии творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.

К экономическому аспекту занятости молодежи относят все явления, связанные с использованием личного фактора производства, которые характери­зуют его с позиций экономической эффективности. Это отношения по поводу продуктивного потребле­ния рабочей силы; отношения, связанные с наймом, предпринимательской деятельностью; совокупность отношений, возникающих на рынке труда (под воз­действием спроса, предложения рабочей силы, ее цены, конкуренции).


Социальный аспект занятости молодежи включает многообразие явлений и их форм. Прежде всего это явления, выражающие удовлетворение материальных и духовных потребностей, развитие действительных и потенциальных способностей человека. Например, волонтерство (добровольчество) студенческой моло­дежи в общественно-политических некоммерческих организациях и объединениях как форма вторичной занятости осуществляется во имя достижения социально значимых целей, а не для получения материальной выгоды. Иначе говоря, волонтер отдает приоритет социуму в ущерб индивидуалистическим целям [20, с. 18]. Волонтерство как общественно полезная деятельность способствует наиболее полному усво­ению норм человеческих взаимоотношений, соци­ально значимых ценностей, формированию новых, гуманистических мотивов деятельности и принятию общественных потребностей [12, с. 77].

В социальном аспекте занятости можно выделить профессиональную занятость, при которой наиболее полно используются и развиваются способности человека.

Политические, социальные и экономические аспекты занятости как стороны одного явления взаи­мообусловлены и находятся в неразрывном единстве.

Основным механизмом, регулирующим занятость и безработицу среди молодежи в целях поддержания их на желательном уровне, является рынок труда, роль которого состоит в реагировании на изменения спроса на рабочую силу и ее предложения. В связи с разразившимся мировым финансово-экономичес­ким кризисом уровень безработицы вырос, особенно среди молодежи, что вызывает необходимость активизации государственной политики в области ее занятости. Существуют мнения, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным [9, с. 91]. Значительную роль в реше­нии проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентаци­онные мероприятия [18, с. 15]. Для решения данной проблемы, вероятно, недостаточно стандартного набора диагностических методик. Современный рынок труда требует не только специфических способностей и склонностей, но и немалой личной зрелости. В наши дни жизненный успех определя­ется не столько усвоенными знаниями и навыками, сколько личностной позицией. Обучение молодого поколения должно быть построено в максимально возможной мере с учетом интересов и жизненных планов юношей и девушек.


В целях развития творческого, научного и про­фессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономичес­ких преобразований в стране, воспитания патрио­тизма и гражданской ответственности на период до 2025 г. разработана «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», основные направления которой включают инфор­мирование молодых людей о возможностях, кото­рые предоставляет им общество, вовлечение их в социально-политическую, экономическую и соци­окультурную практику, развитие инновационной активности; помощь отдельным группам молодых граждан (инвалидам, сиротам и др.). «Государ­ственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успеш­ной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономиче­ское и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности» [10, c. 58].

Политика государства в решении проблемы занятости молодежи должна учитывать социально-экономическую ситуацию в стране и в конкретном регионе. Возможно, следует вернуться к практике квотирования и распределения мест на предприятиях и в организациях города и области. При этом введение такой практики не должно быть обязательным для каждого выпускника высших учебных заведений. Создание банка вакансий при учебном заведении во многом ускорит процесс трудоустройства и активизирует взаимодействие работодателей и учебных заведений в организации рабочих мест для молодежи. Предприятия могут оказывать материальную поддержку в виде дополни­тельной стипендии талантливым студентам, подпи­сания трудового контракта по окончании обучения, организации практик и стажировок.

Государственная молодежная полити­ка является важнейшим направлением го­сударственной деятельности. По причине социальной незащищенности, из-за недо­статка общественного внимания данная со­циальная группа может быть определена как дестабилизирующая общественная сила. Одновременно с этим именно на молодежь возлагается ответственность за определе­ние будущего страны, и созидательные про­цессы в мире. Необходимо направлять госу­дарственную социальную политику прежде всего на эффективное использование со­зидательного потенциала молодых граждан стран.

Государственную молодежную политику признают специфическим направлением де­ятельности, осуществляемой законодатель­ными и исполнительными органами власти, главная цель которой реализовать творче­ский потенциал молодежи и обеспечить ей успешное вхождение в самостоятельную жизнь. Реализация государственной моло­дежной политики совместно осуществляет­ся государством, политическими партиями и общественными объединениями.