Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект (Политика содействия занятости молодежи в системе государственной молодежной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное учреждение «Областная молодежная биржа труда» было создано в 1997 г. с целью организации временной и постоянной занятости несовершеннолетних граждан, временной занятости студенческой и учащейся молодежи, временной и постоянной занятости молодежи, профориентации и профобучения молодого поколения. Для достижения этой цели ГУ «ОМБТ» создало свои филиалы и предприятия, и открывает представительства на территории всех муниципальных образований Волгоградской области. В настоящее время в ГУ «ОМБТ» функционирует 6 филиалов:

«Волгоградский социально-деловой центр», (2001 г.)

«Военно-патриотический лагерь труда и отдыха «Афганец», (2002 г.)

«Служба занятости молодежи г. Волгограда», (1998)

«Новоаннинский», ( 2000 г)

«Суровикинский», (2001)

«Волжский» (2003 г.)

Представляет интерес более подробное освещение работы данных филиалов.

Филиал «Волгоградский социально-деловой центр» (создан в 2001г.).

Основными направлениями его работы являются:

-проведение профконсультаций, профотбора для молодежи;

-организация и проведения информационно-справочных бесед в вузах и ссузах г. Волгограда;

создание новых рабочих мест для молодежи;

-направление различных категорий молодежи на временную и постоянную работу на территории Волгоградской области;

-оказание молодежи консультационной помощи юриста, экономиста, психолога;

-проведение программы социальной адаптации «Искусство трудоустройства» в вузах и ссузах города;

-оказание психологической помощи, поддержки студенческой молодежи;

-формирование банка данных временных, сезонных, постоянных рабочих мест для студентов и выпускников вузов и ссузов по заявкам работодателей.

Еще до создания центра в 1997 г. началась подготовка по созданию и открытию центров студенческого трудоустройства в высших и средних специальных учебных заведениях. Всего по Волгоградской области было открыто 13 центров, в первый год работы в них обратилось1 452 человека, в следующий - 2937 чел, а в 2018 г.эта цифра составила 3 400 человек. За период с 2008 по 2018г.г. в центры студенческого трудоустройства обратились 15 739 человек. Сформирован банк данных студентов и выпускников учебных заведений на временные и постоянные рабочие места свыше 8 000 человек.

В ВГСХА были созданы студенческие сельскохозяйственные отряды, которые работали на полях Волгоградской области. Затем эти направления работы были обобщены и трансформированы в социально деловой центр.

Специалисты социально-делового центра большое внимание уделяют клубным формам работы со студентами, разрабатываются методические пособия для проведения программ социальной адаптации, таких как «Искусство трудоустройства», «Начинающий предприниматель», «Карьера молодой девушки». Они способствуют отработке умений и навыков поиска работы, обучают приемам психологической защиты.


Филиал «Военно-патриотический лагерь труда и отдыха «Афганец» (создан в 2002 г.) Он реализует многопрофильные программы по работе с молодежью, сохранению и развитию детского спорта, формированию качеств лидера, патриотическому и трудовому воспитанию молодежи, подготовке ее к военной службе.

Кроме вышеуказанных филиалов можно отметить открытие различных предприятий по всей Волгоградской области с 2010 по 2018 г.г:

молодежный магазин и кафе в г. Новоаннинский;

пекарня в г. Суровикино;

мини-прачечная «Юнсервис» в г. Михайловке;

кондитерский цех в Городищенском районе;

шелкографический цех в г. Волгограде.

Все эти предприятия способствуют снижению напряженности на рынке молодежной занятости именно в Волгоградской области, т.к. в г. Волгограде у молодежи больше возможностей в плане выбора места работы, переквалификации и поиска дополнительного заработка.

Немаловажным является и то, что предприятия различной направленности, организуемые на местах, позволяют подготовленным специалистам вернуться в районы области и тем самым, обеспечивать высокий квалификационный уровень работающих на селе.

Б) Основные пути оптимизации деятельности службы занятости г. Волгограда и Волгоградской области.

Главной целью Службы является обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости, мер социальной защиты, условий для достойной жизни и свободного развития человека, предупреждение массовой безработицы и снижение ее уровня, уменьшение социальной напряженности в связи с реструктуризацией отраслей промышленности. Одной из главных задач областной службы занятости является осуществление профориентационной работы и переобучения незанятого населения с учетом способностей и интересов личности.

Как отмечалось, на сегодняшний день функции службы занятости многообразны. В ряд этих направлений целесообразно отнести пути оптимизации на некоторых из них следует остановиться подробнее.

Для эффективного осуществления анализа и прогнозирования спроса и предложения на рабочую силу, необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Наиболее перспективным представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы оптимизации занятости целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам.


Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное образование". Служба занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных программ, рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов и сельских населенных пунктов, ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

Что касается оказания услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения, в них необходима разработка новой концепции развития системы профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров профориентациии психологической поддержки. Профориентационные услуги должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, же лающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.


Таким образом, в итоге целесообразно отметить то, что система занятости молодежи в Волгоградской области на современном этапе совершенствует свою структуру и направления деятельности и отдельные субъекты (Молодежная биржа труда, Государственная служба занятости) определяют направления работы на региональном уровне в рамках единой концепции молодежной занятости в Российской Федерации.

Заключение

В настоящее время российское общество находится в сложной социально-политической и экономической ситуации. Проведенные реформы негативным образом отразились на слабо защищенных слоях населения, к которым относят детей, женщин, стариков, инвалидов. В ходе всеобщего обнищания населения особо заметным стало снижение экономического статуса такой социально-демографической группы, как молодежь.

Проведенный анализ изучаемой проблемы убедительно показал, что молодежь на рынке труда, в силу разных субъективных и объективных причин, оказывается востребованной на низкостатусных должностях, в большинстве своем не сулящих высоких зарплат. Таким образом, молодежь попадает в категорию социально незащищенных слоев населения.

В связи с произошедшими изменениями у современной молодежи, с одной стороны, появилось больше возможностей и путей интеграции в общество, но, с другой стороны, сложившаяся в стране ситуация привела к возведению «барьеров», существенно ограничивающих усвоение и выполнение молодым поколением определенных социальных ролей. Таким образом, можно говорить о том, что процесс социализации современной молодежи стал сложным и противоречивым.

Основная задача государственной политики на рынке труда сегодня состоит в минимизации социально-экономических издержек безработицы и повышении мобильности и конкурентоспособности рабочей силы. К числу некоторых причин безработицы можно отнести несоответствие спроса рынка труда и предложения по подготовке специалистов, нежелание работодателей брать выпускников сразу после учебы без опыта работы.

В работе проанализированы пути взаимодействия служб занятости с органами образования и образовательными учреждениями в сфере трудоустройства выпускников. В качестве одного из главных направлений политики занятости следует считать усиление координации между материальной поддержкой и другими функциями служб занятости, (трудоустройством молодежи). В настоящее время главными стратегическими целями государственного регулирования занятости и снижения безработицы должны стать повышение экономической и социальной эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование экономических отношений занятости.


Нормативная база в сфере занятости представлена ФЗ «О занятости населения», рядом Постановлений Правительства а также нормативно-правовыми актами Волгоградской области, которые регулируют порядок квотирования рабочих мест для определенных категорий населения, закрепляют гарантии безработных.

Обеспечение оперативного регулирования и снижение напряженности на рынке труда молодежи в условиях циклически меняющегося спроса и предложения на рабочую силу - это важнейшие задачи, решение которых ставят перед собой службы занятости регионов. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.

В области оптимизации деятельности служб по трудоустройству молодежи целесообразно улучшение качества рабочих мест (перспективы профессионального роста, оплаты труда и обогащения его содержания) как ключевой проблемы, стоящей перед политикой занятости. Преимуществом России при этом является высокий уровень образовательного и профессионально-квалифицированного потенциала населения. По качеству подготовки кадров по ряду профессий и специальностей наша страна до недавнего времени занимала одно из ведущих мест в мире. Однако быстрое снижение заработной платы и падение престижа большого количества профессий и специальностей, требующих труда высокого качества, приводит сегодня к тому, что страна теряет накопленный человеческий капитал. Сегодня многие выпускники вузов лишены возможности трудоустройства по специальности, многие же сами устраиваются на работу в коммерческие структуры. Этот процесс усугубляется тем, что молодежь все чаще отдает предпочтение не получению образования и приобретению квалифицированных профессий, а примитивным видам занятий, быстро приносящих значительные доходы.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости. Она является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.