Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект (Политика содействия занятости молодежи в системе государственной молодежной политики).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
В качестве объекта государственной социальной политики в сфере занятости молодежи выступают граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения.
К числу ее субъектов относят государственные органы вместе с их должностными лицами, молодежные объединения и ассоциации, а также самих молодых граждан.
Становление и реализация государственной социальной политики в сфере занятости молодежи достигается за счет функционирования системы специального законодательства о государственной социальной политике в сфере занятости молодежи, государственного регулирования социальной политики в сфере занятости молодежи, планового и финансового обеспечения государственной социальной политики в сфере занятости молодежи. Государственная молодежная политика формируется и реализуется на двух уровнях: федеральном и региональном. Муниципальный уровень реализует муниципальную молодежную политику.
Координацией и направлением деятельности всех государственных и вне правительственных организаций по решению проблем сферы занятости молодежи занимается Комитет по делам молодежи при Правительстве России и комитеты, управления, отделы по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе РФ.
Сфера деятельности указанных выше организаций охватывает наиболее важные проблемы:
а проблемы занятости молодых граждан, особое место занимают выпускники учебных заведений и демобилизованные военнослужащие; а проблемы привлечения молодых граждан к производственным формам деятельности, в частности к предпринимательству и фермерству; а организация систем социальных служб, осуществляющих индивидуальную работу с подростками и молодежью; а контроль за преступностью и безнадзорностью в среде несовершеннолетних;
а оказание поддержки молодежным и детским организациям в реализации социально значимых программ; а участие в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.
Государственная молодежная политика имеет следующие основные цели:
а содействовать социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;
а не допускать дискриминацию молодых граждан по возрастному цензу;
а создать все необходимые условия для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
а расширить возможности молодых людей в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
а реализовать инновационный потенциал молодого населения в интересах общественного развития и самой молодежи.
Организация государственной молодежной политики в Российской Федерации имеет в основе конституционные гарантии равенства прав и свобод граждан, при реализации которых в отношении молодежи выполняются следующие принципы:
- Принцип участия заключается в привлечении молодого гражданина к непосредственному участию в процессах формирования и реализации политики и программ, затрагивающих молодежь и гражданское общество в целом.
- Принцип социальной компенсации обеспечивает социальную и правовую защищенность молодых граждан, необходимую при восполнении ограниченности их социального статуса, которая обусловлена их возрастом.
- Принцип гарантий предоставляет молодым гражданам гарантированный государственный минимум социальных услуг в рамках обучения, воспитания, духовного и физического развития, охраны здоровья, профессиональной подготовки и трудоустройства, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.
- Принцип приоритета оказывает предпочтение общественной инициативы по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.
Социальная направленность системы информационного обеспечения молодежи позволяет расширить возможности молодых граждан осуществлять самостоятельные и осознанные действий, направленные на защиту своих прав и законных интересов, выбор профессий, вида обучения, трудоустройства, организацию отдыха, решение различных бытовых вопросов.
Специальные федеральные ведомства при поддержке органов по делам молодежи субъектов РФ, с участием молодежных и детских общественных объединений, научных коллективов ведут работу по созданию и поддержанию единой общероссийской информационной системы для молодежи. Практика Российской Федерации планирует создать обширную систему социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан - молодых людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и так далее.
Федеральное законодательство о молодежной политике опирается на основные теоретические аспекты:
-молодежную политику позиционируют как самостоятельное направление государственной деятельности; а государством проводится молодежная политика посредством органов управления и координации, причем степень государственного вмешательства государства находится в обратной зависимости от степени активности самих молодых граждан;
- оценка эффективности организации молодежной политики учитывает интересы, потребности, желания молодежи, ее постоянно меняющиеся требования к качеству образования, вопросам трудоустройства, организации досуга и сферы услуг.
Государственную муниципальную политику в РФ реализуют все уровни власти, она представляет собой самостоятельную, ориентированную на конкретные проблемы молодых граждан систему мер и программ.
1.2 Принципы реализации государственной социальной политики в сфере занятости молодежи на муниципальном уровне
Муниципальная молодежная политика является совокупностью целей и мер, которые принимают органы местного самоуправления для того, чтобы создать и обеспечить условия и гарантии для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив.
Муниципальной молодежной политикой реализуются главные задачи, которые ставит перед собой государственная молодежная политика. Ею предполагается поэтапное решение следующих задач:
а обеспечить соблюдение прав молодого населения; а обеспечить гарантии в сфере труда и занятости молодого населения;
а содействовать и поддерживать предпринимательскую деятельность молодых граждан; а оказывать поддержку молодым семьям; а гарантировано предоставлять необходимые социальные услуги;
а оказывать поддержку талантливым молодым людям;
а сформировать необходимые условия для физического и духовного развития молодежи; а оказывать поддержку молодежным и детским объединениям;
а вовлекать молодежь в активную социальную жизнь, информировать молодых граждан об имеющихся возможностях их развития; а интегрировать молодых людей, которые оказались в трудных жизненных ситуациях, в общественную жизнь;
а создать условия для активного вовлечения молодого населения во все социально-экономические, политические и культурные процессы, протекающие в государстве и обществе;
а воспитывать молодые поколения в патриотическом духе, прививать уважение к общепризнанным принципам и нормам международного права;
а расширять перспективы, стоящие перед молодыми гражданами, определяющими свой жизненный путь достижения личного успеха;
а осуществлять профилактику и противодействие асоциальным явлениям и экстремизму в среде молодежи;
а оказание поддержки молодежным общественным объединениям;
а оказание поддержки молодежным совещательным органам;
а развивать международное молодежное сотрудничество [13,С. 45].
Муниципальную молодежную политику определяют, как важнейший инструмент по формированию, развитию и активному использованию потенциала молодого поколения. Муниципальные образования проводят государственную молодежную политику посредством отраслевых органов местной власти, которым в соответствии с п. 34 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поручены функции, организовывать и осуществлять мероприятия, направленные на работу с детьми и молодежью.
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения основными задачами государственной политики РФ в сфере организации занятости населения являются:
- развивать людские ресурсы для труда;
- обеспечивать равные возможности для всех граждан РФ вне зависимости от их пола, возраста и других факторов на реализацию прав добровольного труда и свободного выбора занятости;
- создавать все необходимые условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития граждан;
- поддерживать трудовые и предпринимательские инициативы населения, осуществляемые с соблюдением законодательства, а также содействовать и развивать их способности в сфере производительного, творческого труда;
- обеспечивать социальную защиту граждан в вопросах занятости, проводить специальные мероприятия, способствующие трудоустройству той части населения, которая особо нуждается в социальной защите и испытывает трудность при поисках работы;
- предупреждать массовую и сокращать длительную (более одного года) безработицу;
- поощрять работодателей, которые сохраняют имеющиеся и занимаются созданием новых рабочих мест, прежде всего, по отношению к гражданам, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают трудность при поисках работы;
- сочетать самостоятельность, присущую органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в решении вопросов трудоустройства граждан;
- координировать деятельность в сфере занятости населения с деятельностями в иных экономических и социальных политических направлениях;
- координировать деятельность каждого государственного органа, профессионального союза, а также иного представительного органа, работника и работодателя при осуществлении разработки и реализации мероприятий, направленных на обеспечение занятости граждан и контролем за ним;
- осуществление международного сотрудничества по решению проблем трудоустройства граждан и т.д. [15,С 28].
Программы по обеспечению занятости населения подразделяются по следующим трем уровням:
- федеральные или общегосударственные,
- программы субъектов Российской Федерации (представлены республиканскими, краевыми, областными, автономных округов и т.д. — в общей сложности 89 программ);
- местные или локальные (распространяются на территорию органа местного самоуправления).
Осуществляя государственные полномочия, направленные на реализацию муниципальной молодежной политики, органы местного самоуправления МО г. Тула имеют право:
а на издание актов по вопросам реализации государственных полномочий;
а на изъявление обоснованных предложений в органы, обладающие полномочиями по составлению и исполнению бюджета, в части на уточнение соответствующего норматива в случаях изменений в течение финансового года ожидаемого объема расходов на осуществление государственных полномочий по сравнению с утвержденными нормативами;
- на внесение в установленном порядке предложений в органы государственной власти Московской области г. Тула по принятию, изменению нормативных правовых актов муниципального образования, регулирующих вопросы в области государственной молодежной политики. а на получение от органов государственной власти МО г. Тула консультативной и методической помощь по вопросам осуществления переданных государственных полномочий.
Среди главных обязанностей органа местного самоуправления определены следующие:
- определять органы и должностные лица местного самоуправления, которые будут уполномочены на осуществление деятельности в рамках реализации государственной политики выбранного направления;
- вести учет и обеспечивать надлежащее использование материальных средств, которые были переданы для того, чтобы осуществлять полномочия; а использовать финансовые средства, которые были выделены в рамках целевого назначения;
- предоставлять специально уполномоченным органам исполнительной власти РТ отчеты о том, как осуществляются переданные им государственные полномочия и расходуются финансовые средства; а предоставлять информацию, материалы и документы, по которым осуществляются государственные полномочия, на запросы органа государственной власти.