Файл: Государственная социальная политика в сфере занятости молодежи - региональный аспект (Политика содействия занятости молодежи в системе государственной молодежной политики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве объекта государственной со­циальной политики в сфере занятости мо­лодежи выступают граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные объединения.

К числу ее субъектов относят государ­ственные органы вместе с их должностными лицами, молодежные объединения и ассоци­ации, а также самих молодых граждан.

Становление и реализация государствен­ной социальной политики в сфере занятости молодежи достигается за счет функциониро­вания системы специального законодатель­ства о государственной социальной политике в сфере занятости молодежи, государствен­ного регулирования социальной политики в сфере занятости молодежи, планового и финансового обеспечения государствен­ной социальной политики в сфере занято­сти молодежи. Государственная молодеж­ная политика формируется и реализуется на двух уровнях: федеральном и региональном. Муниципальный уровень реализует муници­пальную молодежную политику.

Координацией и направлением деятель­ности всех государственных и вне прави­тельственных организаций по решению проблем сферы занятости молодежи за­нимается Комитет по делам молодежи при Правительстве России и комитеты, управ­ления, отделы по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе РФ.

Сфера деятельности указанных выше ор­ганизаций охватывает наиболее важные проблемы:

а проблемы занятости молодых граждан, особое место занимают выпускники учебных заведений и демобилизован­ные военнослужащие; а проблемы привлечения молодых граж­дан к производственным формам дея­тельности, в частности к предпринима­тельству и фермерству; а организация систем социальных служб, осуществляющих индивидуальную ра­боту с подростками и молодежью; а контроль за преступностью и безнад­зорностью в среде несовершеннолет­них;

а оказание поддержки молодежным и детским организациям в реализации социально значимых программ; а участие в организации досуга, разви­тия творчества, организации летнего отдыха детей и подростков.

Государственная молодежная политика имеет следующие основные цели:

а содействовать социальному, культур­ному, культурному и физическому раз­витию молодежи;

а не допускать дискриминацию молодых граждан по возрастному цензу;

а создать все необходимые условия для полного участия молодежи в социаль­но-экономической, политической и культурной жизни общества;


а расширить возможности молодых лю­дей в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;

а реализовать инновационный потенциал молодого населения в интересах обще­ственного развития и самой молодежи.

Организация государственной моло­дежной политики в Российской Федерации имеет в основе конституционные гарантии равенства прав и свобод граждан, при реа­лизации которых в отношении молодежи вы­полняются следующие принципы:

  1. Принцип участия заключается в при­влечении молодого гражданина к не­посредственному участию в процессах формирования и реализации политики и программ, затрагивающих молодежь и гражданское общество в целом.
  2. Принцип социальной компенсации обеспечивает социальную и правовую защищенность молодых граждан, необ­ходимую при восполнении ограничен­ности их социального статуса, которая обусловлена их возрастом.
  3. Принцип гарантий предоставляет мо­лодым гражданам гарантированный государственный минимум социальных услуг в рамках обучения, воспитания, духовного и физического развития, охраны здоровья, профессиональной подготовки и трудоустройства, объем, виды, и качество которых должны обе­спечивать необходимое развитие лич­ности и подготовку к самостоятельной жизни.
  4. Принцип приоритета оказывает пред­почтение общественной инициативы по сравнению с соответствующей де­ятельностью государственных органов и учреждений при финансировании ме­роприятий в области молодежной по­литики.

Социальная направленность системы ин­формационного обеспечения молодежи позволяет расширить возможности моло­дых граждан осуществлять самостоятель­ные и осознанные действий, направленные на защиту своих прав и законных интересов, выбор профессий, вида обучения, трудоу­стройства, организацию отдыха, решение различных бытовых вопросов.

Специальные федеральные ведомства при поддержке органов по делам молоде­жи субъектов РФ, с участием молодежных и детских общественных объединений, науч­ных коллективов ведут работу по созданию и поддержанию единой общероссийской информационной системы для молодежи. Практика Российской Федерации планиру­ет создать обширную систему социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан - молодых лю­дей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и так далее.

Федеральное законодательство о моло­дежной политике опирается на основные те­оретические аспекты:

-молодежную политику позиционируют как самостоятельное направление го­сударственной деятельности; а государством проводится молодежная политика посредством органов управ­ления и координации, причем степень государственного вмешательства го­сударства находится в обратной зави­симости от степени активности самих молодых граждан;


- оценка эффективности организации молодежной политики учитывает инте­ресы, потребности, желания молодежи, ее постоянно меняющиеся требования к качеству образования, вопросам тру­доустройства, организации досуга и сферы услуг.

Государственную муниципальную политику в РФ реализуют все уровни власти, она пред­ставляет собой самостоятельную, ориенти­рованную на конкретные проблемы молодых граждан систему мер и программ.

1.2 Принципы реализации государственной социальной политики в сфере занятости молодежи на муниципальном уровне

Муниципальная молодежная политика является со­вокупностью целей и мер, которые принимают органы местного самоуправления для того, чтобы создать и обе­спечить условия и гарантии для самореализации лично­сти молодого человека и развития молодежных объеди­нений, движений, инициатив.

Муниципальной молодежной политикой реализуют­ся главные задачи, которые ставит перед собой государ­ственная молодежная политика. Ею предполагается по­этапное решение следующих задач:

а обеспечить соблюдение прав молодого населения; а обеспечить гарантии в сфере труда и занятости молодого населения;

а содействовать и поддерживать предприниматель­скую деятельность молодых граждан; а оказывать поддержку молодым семьям; а гарантировано предоставлять необходимые соци­альные услуги;

а оказывать поддержку талантливым молодым людям;

а сформировать необходимые условия для физиче­ского и духовного развития молодежи; а оказывать поддержку молодежным и детским объединениям;

а вовлекать молодежь в активную социальную жизнь, информировать молодых граждан об име­ющихся возможностях их развития; а интегрировать молодых людей, которые оказались в трудных жизненных ситуациях, в общественную жизнь;

а создать условия для активного вовлечения молодо­го населения во все социально-экономические, по­литические и культурные процессы, протекающие в государстве и обществе;

а воспитывать молодые поколения в патриоти­ческом духе, прививать уважение к общепри­знанным принципам и нормам международного права;


а расширять перспективы, стоящие перед молоды­ми гражданами, определяющими свой жизненный путь достижения личного успеха;

а осуществлять профилактику и противодействие асоциальным явлениям и экстремизму в среде молодежи;

а оказание поддержки молодежным общественным объединениям;

а оказание поддержки молодежным совещательным органам;

а развивать международное молодежное сотрудни­чество [13,С. 45].

Муниципальную молодежную политику определяют, как важнейший инструмент по формированию, разви­тию и активному использованию потенциала молодого поколения. Муниципальные образования проводят го­сударственную молодежную политику посредством от­раслевых органов местной власти, которым в соответ­ствии с п. 34 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поручены функции, организовывать и осуществлять мероприятия, направленные на работу с детьми и молодежью.

В соответствии с действующим законодательством о занятости населения основными задачами государствен­ной политики РФ в сфере организации занятости населе­ния являются:

- развивать людские ресурсы для труда;

- обеспечивать равные возможности для всех граж­дан РФ вне зависимости от их пола, возраста и других факторов на реализацию прав доброволь­ного труда и свободного выбора занятости;

- создавать все необходимые условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития граждан;

- поддерживать трудовые и предпринимательские инициативы населения, осуществляемые с соблю­дением законодательства, а также содействовать и развивать их способности в сфере производитель­ного, творческого труда;

- обеспечивать социальную защиту граждан в во­просах занятости, проводить специальные меро­приятия, способствующие трудоустройству той части населения, которая особо нуждается в соци­альной защите и испытывает трудность при поис­ках работы;

- предупреждать массовую и сокращать длительную (более одного года) безработицу;

- поощрять работодателей, которые сохраняют име­ющиеся и занимаются созданием новых рабочих мест, прежде всего, по отношению к гражданам, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают трудность при поисках работы;

- сочетать самостоятельность, присущую органам власти субъектов РФ и органам местного само­управления в решении вопросов трудоустройства граждан;

- координировать деятельность в сфере занятости населения с деятельностями в иных экономиче­ских и социальных политических направлениях;


- координировать деятельность каждого государ­ственного органа, профессионального союза, а также иного представительного органа, работника и работодателя при осуществлении разработки и реализации мероприятий, направленных на обе­спечение занятости граждан и контролем за ним;

- осуществление международного сотрудничества по решению проблем трудоустройства граждан и т.д. [15,С 28].

Программы по обеспечению занятости населения подразделяются по следующим трем уровням:

  1. федеральные или общегосударственные,
  2. программы субъектов Российской Федерации (представлены республиканскими, краевыми, об­ластными, автономных округов и т.д. — в общей сложности 89 программ);
  3. местные или локальные (распространяются на территорию органа местного самоуправления).

Осуществляя государственные полномочия, направ­ленные на реализацию муниципальной молодежной по­литики, органы местного самоуправления МО г. Тула имеют право:

а на издание актов по вопросам реализации государ­ственных полномочий;

а на изъявление обоснованных предложений в ор­ганы, обладающие полномочиями по составлению и исполнению бюджета, в части на уточнение со­ответствующего норматива в случаях изменений в течение финансового года ожидаемого объема рас­ходов на осуществление государственных полномо­чий по сравнению с утвержденными нормативами;

- на внесение в установленном порядке предложе­ний в органы государственной власти Московской области г. Тула по принятию, изменению норма­тивных правовых актов муниципального образо­вания, регулирующих вопросы в области государ­ственной молодежной политики. а на получение от органов государственной власти МО г. Тула консультативной и методической по­мощь по вопросам осуществления переданных го­сударственных полномочий.

Среди главных обязанностей органа местного само­управления определены следующие:

- определять органы и должностные лица местно­го самоуправления, которые будут уполномоче­ны на осуществление деятельности в рамках реа­лизации государственной политики выбранного направления;

- вести учет и обеспечивать надлежащее использо­вание материальных средств, которые были пере­даны для того, чтобы осуществлять полномочия; а использовать финансовые средства, которые были выделены в рамках целевого назначения;

- предоставлять специально уполномоченным орга­нам исполнительной власти РТ отчеты о том, как осуществляются переданные им государственные полномочия и расходуются финансовые средства; а предоставлять информацию, материалы и доку­менты, по которым осуществляются государствен­ные полномочия, на запросы органа государствен­ной власти.