Файл: Понятия, классификация и задачи учета материально-производственных запасов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 342

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

1.1 Понятия, классификация и задачи учета материально-производственных запасов

1.2 Оценка материально-производственных запасов

1.3 Движение материалов и их документационное обеспечение

1.4 Методы учета заготовления материалов

1.5 Синтетический и аналитический учет материалов

1.6 Учет НДС по приобретению материалов

1.7 Раскрытие информация материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности

ГЛАВА 2 УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ НАО КНОРУС-АКС

2.1 Общая характеристика организации

2.2 Учетная политика организации

2.3 Учет заработной платы

2.4 Учет производственных запасов

2.5 Учет основных средств

2.6 Учет расчетов с подотчетными лицами

2.7 Учет расчетов с поставщиками

2.8 Учет кассовых операций

2.9 Учет себестоимости

2.10 Учет операций на расчетном счете

2.11 Учет реализации и финансовых результатов

2.12 Учет расчетов с бюджетом

2.13 Составление отчетности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

В данной курсовой работе необходимо рассмотреть основные, общие положения по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Данная работа состоит из двух частей – теоретическая и практическая. В первой части работы изложить основные положения по учету материально-производственных запасов (МПЗ):

- основные понятия, общие положения учета материально-производственных запасов,

- определить цели и задачи учета,

- рассмотреть документационное обеспечение по движению материально-производственных запасов,

- определить методы учета заготовления материалов,

- рассмотреть синтетический и аналитический учет МПЗ,

- рассмотреть учет НДС по приобретенным ценностям,

- раскрыть информация в отчетности об учете МПЗ.

В практической части работы необходимо рассмотреть конкретную ситуацию по учету МПЗ, рассмотреть синтетический и аналитический учет, а также документооборот по конкретным исходным данным.

В данной работе необходимо согласно методически указаниям разработать учетную политику предприятия, на основе которой будет производиться учет по МПЗ. На основании первичной документации, которую также необходимо заполнить по движению МПЗ, необходимо отразить операции в синтетическом учете и составить отчетную информацию на основе данных операций. Данные о движении МПЗ по синтетическому учету необходимо отразить в оборотной ведомости и журнале-ордере.

Рассмотрению данным вопросам посвящена курсовая работа

ГЛАВА 1 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

1.1 Понятия, классификация и задачи учета материально-производственных запасов

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01 от 09.06.2001) материально-производственные запасы (МПЗ) часть имущества:

- используемая в качестве сырья, материалов при производстве продукции, выполнение работ, оказания услуг, предназначенных для продажи;


- используемая для управленческих нужд организации.

В составе МПЗ входят следующие группы оборотных активов:

Материалы – часть МПЗ, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей силой производственный процесс предприятия, в которые используются однократно. Они целиком потребляются в производственном цикле и полностью переносят стоимость на производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг),

- инвентарь и хозяйственные принадлежности – часть МПЗ, используемая в качестве средств труда в течении не более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев,

- готовая продукция, предназначенная для продажи, являющаеся конечным результатом производственного процесса,

- товары – часть МПЗ, приобретенные у юридических лиц с целью их продажи или перепродажи без дополнительной обработки.

В зависимости от роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их разделяют на следующие группы:

- сырье и основные материалы,

- вспомогательные материалы,

- покупные полуфабрикаты,

- отходы производства,

- топливо,

- тара и тарные материалы,

- запасные части,

- инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Основные задачи учета производственных запасов:

- правильное и своевременное документальное оформление всех операций,

- контроль за поступлением и заготовлением материальных ценностей,

- контроль за сохранностью материальных ценностей в местах хранения и на всех стадиях обработки,

- систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их продажей,

- своевременное осуществление расчетов с поставщиками производственных запасов

1.2 Оценка материально-производственных запасов

Одним из важнейших моментов правильной организацией учета материальных ресурсов является оценка.

Согласно ПБУ 5/01 материально-производственных запасов принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактических затрат, связанных с их приобретением и доставкой. Фактическими затратами на приобретение могут быть:

- суммы, уплаченные в соответствии с договором поставщику (продавцу),

- суммы, уплаченные организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей,


- невозмещаемые налоги, уплаченные в связи приобретением материальных ценностей,

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные ценности,

- затраты по заготовке и доставке материальных ценностей до места их использования, включая расходы по страхованию,

- затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением материалов и произведены до даты оприходования материалов на складах организации.

В фактическую себестоимость материальных ценностей включаются также заготовительно-складские расходы:

- содержание заготовительного аппарата, материальных складов,

- охрана материалов,

- оплата сборов за извещение о прибытии материалов и за взвешивание грузов,

- потери от недостачи материалов в пути и на складах.

Фактическая себестоимость материальных ценностей, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Фактическая себестоимость материальных ресурсов, полученной организацией безвозмездно, определяется исходя из их рыночной стоимости на дату оприходования. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.

Фактическая себестоимость материальных ценностей, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит их изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и предусмотренных ПБУ 5/01.

Материальные ценности, на которые цена в течении года снизилась либо морально устарели или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по цене возможной реализации, если она ниже первоначальной стоимости приобретения, с отнесением разницы в ценах на финансовые результаты организации.

Материальные ценности, не принадлежащие организации, но находящиеся в ее пользовании и распоряжении в соответствии с условиями договора, принимаются к бухгалтерскому учету на забалансовые счета в оценке, предусмотренной договоре.

Фактическую себестоимость материалов можно рассчитать только при окончании месяца, когда бухгалтерия будет иметь слагаемые этой себестоимости (платежные документы поставщиков материалов, за перевозку, погрузочно-разгрузочные работы и прочие расходы).

Движение материалов происходит на предприятии ежедневно, и документы на приход и расход оформляются своевременно. Большинство предприятий ведут текущий учет по твердым ценам. Ими могут быть плановые либо средние закупочные цены.


В случае использования в текущем учете покупных (договорных) цен по окончании месяца рассчитывают суммы и процент транспортно-заготовительных расходов для доведения их до фактической себестоимости.

При использовании плановых цен ежемесячно рассчитывают суммы и проценты отклонений фактической себестоимости от плановой.

Для правильной организации учета материально-производственных запасов на предприятиях разрабатывается номенклатура – ценник. Номенклатура – систематизированный перечень наименований материалов, запасных частей, топлива и других, используемых на данном предприятии.

Каждому наименованию материалов присваивают числовое значение – номенклатурный номер.

В номенклатуре-ценике указывается учетная цена и единица измерения материалов.

Предприятие при выборе учетной политики на предстоящий год может предусмотреть один из следующих методов оценки материалов, списываемых на производство:

- по средней цене (средневзвешенной) себестоимости,

- по себестоимости первых по времени закупок (метод FIFO)

- по себестоимости последних по времени закупок (метод LIFO)

Метод LIFO с 01 января 2008 года для целей бухгалтерского учета отменен. В параграфе будет рассмотрена сущность первых двух методов.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости вида (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в отчетном месяце

При методе FIFO производственные запасы списываются на производство последовательно в порядке их поставок на предприятие по принципу: первая партия приход – первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене закупленной партии, затем второй и т. д.

Преимущества метода в том, что он позволяет получать в остатке суммы материальных ценностей по ценам последних по времени закупок, наиболее близко совпадающих с текущей рыночной стоимостью.

В налоговом учете стоимость материально-производственных запасов складывается так же, как и в бухгалтерском учете из фактических затрат организации на их приобретение. В некоторых случаях эти затраты могут не совпадать в бухгалтерском и налоговом учете. Например, это касается процентов по кредитам и займам, взятым для оплаты сырья. В налоговом

учете они входят в состав внереализационных расходов (п. 1 ст. 265 НК РФ), в бухгалтерском учете они учитываются в стоимости материалов (если они начислены до оприходования материалов). (2, 505-515)


1.3 Движение материалов и их документационное обеспечение

Процесс движения материалов состоит из трех основных стадий:

- стадии поступления материалов в организацию,

- стадии расходования материалов в организации,

- стадия выбытия материалов из организации.

На первой стадии производятся принятие материалов к учету на основе первичных документов и их стоимостная оценка.

Материалы поступают в организацию путем:

- приобретения материалов за плату,

- изготовления материалов самой организацией,

- поступления материалов в счет вклада в уставный капитал,

- безвозмездного получения материалов,

- поступления материалов в обмен на другое имущество,

- поступления материалов в результате ликвидации основных средств и иного имущества.

На второй стадии происходит расходование материалов – их отпуск на производство продукции, исправление брака, обслуживание производства и для управленческих нужд организации.

На третьей стадии осуществляется учет материалов, выбывших из организации вследствие различных причин.

Выбытие материалов из организации может происходить по следующим основным причинам:

- списание материалов (морально устаревших, пришедших в негодность, по истечению срока хранения, выявления недостач, хищений и порчи, в том числе форс-мажорных обстоятельствах),

- продажа (реализация материалов),

- передача материалов в счет вклада в уставный капитал других организаций,

- безвозмездная передача материалов в обмен на другое имущество,

- передача материалов в счет вклада по договору простого товарищества (совместной деятельности).

Все операции по движению (поступление, перемещение, расходование, выбытие) МПЗ должны оформляться первичными учетными документами.

Для оформления и учета хозяйственных операций по движению материалов установлены следующие унифицированные формы первичной учетной документации. Перечень этих документов отражен в соответствии с таблицей 1

Таблица 1 – Перечень документов по движению МПЗ

№ формы

Наименование формы

М-2

Доверенность

М-2а

Доверенность

М-4

Приходный ордер

М-7

Акт о приемке материалов

М-8

Лимитно-заборная карта

М-11

Требование накладная

М-15

Накладная на отпуск материалов на сторону

М-17

Карточка учета материалов

М-35

Акт об оприходовании материальных ценностей ,полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений