Файл: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НОТАРИАТА В РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В подтверждение данной позиции В.А. Заломов приводит ряд сходных черт, типичных для правового статуса как российских, так и немецких нотариусов. Например, и в Российской империи, и в Германии нотариусы официально считались государственными служащими, но при этом они не имели тех прав и привилегий, которые полагались госслужащим, в том числе отсутствовало право нотариусов на пенсии и получение жалования.

Таким образом, проведенный анализ представленных в современной российской юридической литературе позиций относительно характера возникновения отечественного нотариата позволяет сделать следующие выводы:

1. В современной отечественной юридической науке сформировались две противоположные позиции относительно происхождения отечественного нотариата: первая из них признает, что нотариат сформировался на базе российского опыта совершения регистрационных действий; вторая настаивает на заимствованном характере института нотариата.

2. Обе указанные позиции ведут свое происхождение из дореволюционной литературы, в которой был впервые поставлен вопрос о происхождении российского нотариата.

3. Представители теории автохтонного происхождения отечественного нотариата апеллируют к истории российского права, в котором начиная со времен феодальных республик предусматривался некий порядок совершения юридически значимых действий, часто характеризуемый современными авторами как протонотариальный.

4. Представители теории заимствованного характера российского нотариата указывают на несомненное сходство в правовом статусе нотариусов и регулировании их деятельности в Российской империи и в Германии.

5. Представляется более убедительной позиция, настаивающая на том, что возникший в 1866 г. в Российской империи нотариат имел заимствованный характер.

1.2.Назначение нотариата в России

Основным нормативным правовым актом, регулирующим правовой статус нотариата в России, являются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате[16] (далее Основы), имеющие статус федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 1 Основ нотариат в России призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ[17], конституциями (уставами) субъектов РФ, Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени России (в прежней редакции рассматриваемой нормы говорилось не о конституциях (уставах) субъектов РФ, а о конституциях республик в составе России; соответствующее терминологическое изменение внесено Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ, чем норма согласована с Конституцией РФ).


Как отмечалось в Постановлении Конституционного Суда России от 19 мая 1998 г. № 15-П[18], данная норма гарантирует доказательственную силу и публичное признание нотариально оформленных документов. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении КС России РФ от 23 декабря 1999 г. № 18-П[19], нотариальная деятельность носит публично-правовой характер, а нотариальные действия, совершаемые как государственными, так и частными нотариусами от имени России, являются публично значимыми действиями.

Согласно пункту «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ[20] вопросы нотариата находятся в совместном ведении России и ее субъектов. Соответственно, нотариальная деятельность регулируется не только Основами и иными законодательными актами РФ, но и законами субъектов РФ, например, Законом г. Москвы от 19 апреля 2006 г. № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» (далее – Закон г. Москвы о нотариате), Законом Санкт-Петербурга от 16 января 2009 г. № 803-3 «Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге» (далее – Закон Санкт-Петербурга). В этой связи, представляется целесообразным упомянуть о примечательности нормы ст. 1 Закона г. Москвы о нотариате, провозглашающей, что нотариат в г. Москве как институт гражданского общества действует в целях защиты гарантированных Конституцией РФ прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени России[21].

Нотариальные действия в России совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Согласно ч. 3 ст. 2 Основ[22] при совершении нотариальных действий нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой, обладают равными правами и несут одинаковые обязанности. Там же установлено, что оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.

Нотариусы совершают нотариальные действия в России в соответствии с Основами. При этом необходимо иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 39 Основ порядок совершения нотариальных действий нотариусами устанавливается Основами и другими законодательными актами РФ и субъектов РФ[23].

В ч. 3 ст. 1 Основ[24] закреплена необходимость ведения реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «реестр нотариусов"). Согласно данной норме указанный реестр ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение «федеральный орган юстиции»), которому и делегировано полномочие по установлению порядка ведения такого реестра.


Данная часть также определяет открытый характер содержащихся в реестре нотариусов сведений, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, и предусматривает необходимость размещения таких сведений на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети Интернет[25].

Кроме того, рассматриваемая часть предусматривает выдачу территориальным органом федерального органа юстиции (при этом в юридико-технических целях введено сокращенное обозначение "территориальный орган юстиции") лицу, внесенному в реестр нотариусов, по его просьбе выписки из реестра нотариусов, содержащей сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса. При этом установлен срок выдачи такой выписки - в течение двух рабочих дней после дня обращения соответствующего лица.

Федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в соответствии с п. 1 и подп. 3 п. 3 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»[26], является Минюст России. Приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. № 25 утверждены Положение о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечень главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации[27], а Приказом Минюста России от 3 марта 2014 г. № 26 – «Положение об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечень управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации[28].

В случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района[29].

С нормой ч. 4 ст. 1 Основ согласуется положение п. 3 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[30], в котором в рамках определения прав органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, предусмотрено, что органы местного самоуправления поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.


Соответственно рассматриваемым положениям Федеральным законом от 23 июня 2014 г. № 165-ФЗ ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена п. 12, предусматривающим право органов местного самоуправления муниципального района на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса.

В ч. 6 ст. 1 Основ[31] предусмотрено, что нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. В развитие данной нормы в ст. 6 Основ закреплен запрет нотариусу заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности. Кроме того, исходя из норм гражданского законодательства РФ в ч. 5 ст. 24 и ч. 3 ст. 29 Основ[32] предусмотрено, что соответственно нотариальная палата и ФНП могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения их уставных задач.

1.3. Функции нотариата

Основные направления деятельности нотариата отражаются в его функциях, которые характеризуют сущность и специфику нотариальной деятельности. Функциям нотариата присущ особый характер, вытекающий из публично-правового характера нотариальной деятельности и особенностей компетенции нотариуса, действующего в рамках бесспорной гражданской юрисдикции[33].

Функции нотариата – это основные направления его деятельности, которые отражают сущность и правовую природу нотариата, определяются его местом в государственном механизме и направлены на решение основных задач, возлагаемых на нотариат действующим законодательством[34].

Функции нотариата имеют следующие особенности:

1) правовой характер;

2) социальный характер;

3) наличие специфического внутреннего содержания;

4) реализация в общественных отношениях;

5) взаимосвязь с функциями государства.

В современных условиях главными факторами, определяющими содержание и направления модели функций отечественного нотариата, являются:

1) продолжающееся реформирование системы государственного управления, связанное с модификацией системы и структуры органов государственной власти и перераспределением их полномочий, с изменением самой сущности управленческого воздействия на общественные отношения;


2) процесс развития судебной системы, ее реформирования и совершенствования;

3) развитие законодательства, в том числе внесение масштабных и принципиальных изменений в гражданское законодательство России, а также в процессуальное законодательство[35].

В юридической литературе классифицируют функции нотариата по различным основаниям. Одни авторы подразделяют их исходя из публично-правового и частноправового содержания нотариальной деятельности[36].

На этой основе все функции нотариата делят на две большие группы:

1) функции нотариата, которые вытекают из публично-правового характера нотариальной деятельности;

2) функции нотариата, которые вытекают из частноправового содержания нотариальной деятельности[37].

В каждую из названных групп входит разное количество функций.

Так, в первую группу входят:

- правоохранительная, которая выражается в обеспечении законности в сфере гражданского оборота;

- правоприменительная, которая означает разрешение юридических дел в отношении конкретных фактических ситуаций (например, совершение исполнительных надписей);

- предупредительно-профилактическая, которая может осуществляться по нескольким направлениям, включающим обеспечение доказывания в суде и разрешение гражданско-правовых дел бесспорного характера[38].

Другие ученые рассматривают указанные функции как однопорядковые правовые явления.

Представляется наиболее структурированным изложение нотариальных функций по видам, предложенное В.В. Ярковым[39]. Ученый подразделил функции нотариата на социальные, содержательные и доказательственные.

1. Социальные функции характеризуют место нотариата в системе органов гражданской юрисдикции и правовой системе России. Среди социальных функций выделяются:

а) предупредительно-профилактическая;

б) правореализационная;

в) правоохранительная;

г) фискальная.

Предупредительно-профилактическая функция нотариуса способствует тому, что нотариат:

- предупреждает возникновение споров уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения, тем самым профилактически снижая количество гражданско-правовых споров;

- в значительной степени облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров и процесс доказывания в суде, поскольку нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, позволяют суду яснее выявить истинную волю сторон и менее опровержимы, чем документы в простой письменной форме;