Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (Анализ бизнес-процесса строительства).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы совершенствования бизнес-процесса строительства
1.1 Обоснование необходимости совершенствования бизнес-процессов
1.2 Обоснование эффективности совершенствования бизнес-процессов
2. Анализ внешней и внутренней среды департамента строительства
2.1 Анализ внешней среды департамента строительства
2.2 Анализ внутренней среды департамента строительства
3. Совершенствование бизнес-процесса строительства
3.1 Анализ бизнес-процесса строительства
3.2 Рекомендации по совершенствованию бизнес-процесса строительства
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления. И прежде всего они нужны в инвестиционной политике, при проведении на предприятии технической реконструкции, в процессе внедрения новой техники и технологии.
В курсовом проекте предметом исследования является методы совершенствования бизнес-процессов на примере процессов строительства.
Объектом исследования является бизнес-процесс строительства.
Целью исследования данного курсового проекта является совершенствование бизнес-процесса строительства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Обосновать необходимость и эффективность совершенствования бизнес-процессами и провести их теоретический анализ;
- Проанализировать внешнею и внутреннею среду организации;
- рассмотреть предложению по совершенствованию бизнес-процесса строительства.
Актуальность данного курсового проекта связана с необходимостью снижения издержек на процесс строительства, в том числе средствами совершенствования бизнес-процессов.
1. Теоретические основы совершенствования бизнес-процесса строительства
1.1 Обоснование необходимости совершенствования бизнес-процессов
На данном этапе развития экономики России, процессный подход к управлению или так называемое процессное управление развивалось достаточно стабильно и прагматично (только во время кризиса 2008-2009 гг. и в 2014 г. многие компании откладывали начало консалтинговых проектов, что вполне предсказуемо в условиях жесткой оптимизации). Однако в целом, широта, глубина, и качество его применения оставляет большой потенциал для роста до уровня развитых стран.
По оценке Владимира Репина – российского эксперта в области внедрения процессного управления, большинство российских компаний в области управления процессами по международной интегрированной модели технологической зрелости – «CMMI», находится на первом или на втором уровне зрелости, некоторые приближаются к третьему, небольшая часть — к четвертому. Очень мало организаций, работающих на пятом уровне. Данная модель представлена на рис. 1.
Рисунок 1 – Международная модель технологической зрелости «CMMI»[6].
Оценка, высказанная Владимиром Репиным, имеющим большой опыт руководства и выполнения консалтинговых проектов в области процессного управления, по различным объективным (например, относительно позднее распространение методик процессного управления в России) и субъективным причинам (например, присущая некоторым руководителям ментальность, которая заключается в отсутствии рассмотрения собственного персонала как важнейшего ресурса организации) свидетельствует о низкой культуре работы с процессами в большинстве российских компаний.
Очень важным фактором, который замедляет развитие процессного управления в России – недостаточная конкуренция и слабая насыщенность рынков. А именно, во многом появление и применение процессного подхода к управлению на Западе стал возможным из-за изменения рыночной конъюнктуры и возможностей информационных технологий. Приблизительно с 70х годов производители перестали диктовать условия потребителям на рынке, все больше увеличивалось количество фирм, рынки становились более насыщенными и конкурентными. Также, развитие процессного управления совпало с качественным и количественным ростом вычислительных возможностей аппаратных средств и появлением новых парадигм в программировании, например, возможностью повторного использования, применения компонент.
В России же, об удовлетворении клиентских ожиданий и потребностей, настоящей ориентации на клиента и предоставления качественного сервиса, стали задумываться после насыщения рынков, обострения возросшей конкуренции. Например, свидетельством этому может послужить ситуация на рынке мобильной связи в начале 2000x годов, когда усилия менеджмента ведущих операторов связи были направлены на обслуживание сервиса сверх роста клиентской базы, а не на совершенствование организационного развития и сервиса для клиентов.
Таким образом, текущая ситуация с уровнем зрелости процессного управления в российских компаниях позволяет говорить об актуальности обоснования необходимости внедрения процессного подхода для первых лиц российских компаний.
При моделировании бизнес-процессов очень важно использовать цикл «PDCA», так как это позволит сделать модели более ценными для потребителей различного уровня. Например, модель процесса, включающая в себя использование цикла «PDCA» приведена на рис. 2.
Рисунок 2 – Использование цикла «PDCA» при моделировании бизнес-процесса.[6]
Также, следует отметить, что при внедрении процессного подхода и управлении бизнес-процессами необходимо обязательно использовать все элементы цикла «PDCA», иначе управление не будет корректным и оправдает вложенных в него средств.
Иначе говоря, цикл как система, при отсутствии какого-либо своего элемента не достигает своей системной цели.
1.2 Обоснование эффективности совершенствования бизнес-процессов
Введем понятия (не строго математические) двух основных свойств процесса, это стабильность и воспроизводимость.
Стабильный процесс (в широком смысле) — процесс, поведение которого по ряду показателей можно предсказать на некоторую перспективу с определенной степенью точности, достаточной для принятия управленческих решений.[6]
Воспроизводимый процесс (в широком смысле) — стабильный процесс, показатели которого находятся в пределах установленных требований (допусков) в течение интервала времени, приемлемого с точки зрения возможности принятия управленческих решений.[6] Рассмотрим применение вышеперечисленных свойства процесса на рис. 3.
На графике, представленном на рис. 3 показаны результаты протекания гипотетического бизнес-процесса в виде кривой фактических значений. Также на нем представлен целевой и средневзвешенный результат протекания бизнес-процесса в виде линии номинального значения показателя и линии среднего значения.
На рис. 3, что очень важно, также присутствуют установленные руководством целевые показатели гипотетического бизнес-процесса – верхняя и нижняя граница значений процесса.
Рисунок 3 – График изменения значений показателей процесса.[6]
Если можно обоснованно спрогнозировать определенные значения показателей на определенный следующий период времени на базе каких-либо данных за предшествующий период, то можно говорить о стабильности процесса. (можно воспользоваться методикой Шухарта и определить статистическую управляемость процесса).
Если значения выходов процесса все время находятся в определенном диапазоне нижней и верхней границы, то можно сказать о выполнении свойства воспроизводимости процесса.
Обычно, когда организации не занимаются процессным управлением, то процессы могут быть стабильными, но не воспроизводимость. Тогда, очевидно, что организация, не применяющая процессный подход к управлению не является полноценно эффективной, так как выходы (результаты) процесса будут по определенной статистической частоте выдавать несоответствующую продукцию, брак, что повлечет за собой снижение качества, большое количество рекламаций у клиентов и снижение прибыльности, эффективности всей организации.
На графике, представленном на рис. 4 показано распределение значений показателя и функция потерь Генити Тагути. Тагути показал, что в ближайшей окрестности номинального значения показателя вид функции потерь представляет собой параболу. Функция потерь показывает величину потерь ресурсов различного вида, которые возникают в организации при отклонении значений показателя процесса от номинального.[6]
Рис. 4 демонстрирует случай так называемого центрированного процесса (среднее значение показателя совпадает с номинальным). Общая величина потерь организации, связанных с выполнением данного процесса, будет пропорциональна площади под графиком, который получается при перемножении распределения значений показателя и функции потерь Тагути. Для центрированного процесса эти потери располагаются на рис. 4 внизу слева. Справа на том же рисунке показан так называемый смещенный процесс (среднее значение показателя отличается от номинального) и потери, которые возникают для такого процесса (внизу справа). Очевидно, что потери будут минимальны, если среднее значение показателя совпадает с номинальным («попадание точно в цель»), а распределение показателя относительно узкое (минимальная дисперсия).[5]
Рисунок 4 - Потери организации при смещенном и центральном процессе.[6]
Таким образом, можно подтвердить высказанную вначале гипотезу о том, что экономическая эффективность (отражающаяся в виде эффективности использования ресурсов для достижения результатов) у организации имеющий стабильный, воспроизводимый и регламентированный процесс будут всегда меньше, чем потери в случае нестабильного и невоспроизводимого процесса.
2. Анализ внешней и внутренней среды департамента строительства
2.1 Анализ внешней среды департамента строительства
Проведем стратегический анализ внешней макросреды или так называемый SLEPT - анализ. SLEPT - анализ выявляет наиболее значимые положительно и отрицательно влияющие факторы макросреды, в частности и для строительного бизнеса в России, используя актуальные сведения о состоянии 5 групп факторов макросреды:
Социальные;
Правовые;
Экономические;
Политические;
Технологические.
Таким образом, проведем SLEPT - анализ и приведем его в форме таблицы 1.
Таблица 1 SLEPT-анализ департамента строительства
Группа факторов |
Факторы |
Значение фактора (Ai) (-5…+5) |
Вес фактора (pi) (0…1) |
Взвешенная оценка, Ai * pi |
S |
1. Высокий уровень безработицы |
+2 |
0,1 |
1,9 |
2. Медленный рост уровня социальной защищенности |
+3 |
0,3 |
||
3. Высокий уровень образования |
+4 |
0,3 |
||
4. Неблагоприятная демографическая ситуация (падение рождаемости и рост смертности) |
-2 |
0,1 |
||
5. Отсутствие государственных программ развития регионов страны, благодаря привлечению трудовых ресурсов из других регионов, заинтересованных высоким уровнем материального поощрения |
-1 |
0,2 |
||
L |
1. Низкая прозрачность законодательства, а также малое число законов прямого действия |
-5 |
0,3 |
-4,2 |
2. Усложненные и неоднозначно определенные процедуры оформления документов по отводу земли и выполнению технических условий |
-5 |
0,3 |
||
3. Слабая судебная система (отсутствие прямых механизмов защиты собственности) |
-3 |
0,3 |
||
4. Устаревшая и недоработанная система проектных норм и СНиПов |
-3 |
0,1 |
||
E |
1. Медленный рост уровня доходов населения |
-4 |
0,3 |
-2,3 |
2. Неустойчивость экономики, связанная с сырьевой направленностью и зависимостью от мировой конъюнктуры цен на нефть |
-5 |
0,3 |
||
3. Довольно большие вложения инвестиционных средств в отрасль строительства |
+3 |
0,2 |
||
4. Высокие местные земельные налоги, арендная плата, налог на имущество |
-1 |
0,1 |
||
5. Местные географо-экономические особенности (высокий уровень издержек на теплоносители и как следствие, относительно низкая конкурентоспособность на внешнем рынке) |
-1 |
0,1 |
||
P |
1. Стабилизация политической власти |
+4 |
0,3 |
2,1 |
2. Стремление правительства к стагнации |
+1 |
0,1 |
||
3. Открытая внешняя политика |
+4 |
0,2 |
||
4. Недостаточное целевое финансирование жилищно-строительных программ |
-3 |
0,1 |
||
5. Поддержка ипотечного кредитования органами государственной власти |
+3 |
0,2 |
||
6. Поощрение местными властями точечной застройки |
-3 |
0,1 |
||
T |
1. Стремление к мировым стандартам |
+3 |
0,3 |
-2,5 |
2. Недостаточность инвестиционных ресурсов для разработки, внедрения и широкого использования собственных технологических разработок |
-5 |
0,3 |
||
3. Устаревшие технологии производства многих видов отечественных строительных материалов |
-5 |
0,3 |
||
4. Непоспевание предприятий-производителей строительных материалов за темпами строительства, что вынуждает потребителей материалов закупать их в других регионах или же за рубежом, что приводит к увеличению стоимости кв. м. жилья. |
-4 |
0,1 |