Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации) (Анализ и оценка степени риска).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс обнаружения причин появления рисков и их оценки, фактически это анализ возможности того, что появится конкретное отрицательная ситуация и негативно окажут влияние на достижение целей проекта. Две составляющие, к которым относятся оценка рисков и методы их минимизации является основой для анализа рисков.

Различают качественный и количественный анализ.

Качественный анализ включает в себя методы и подходы к

количественной оценке нормально степени риска.

Количественный анализ рисков дает возможность численно определить размеры отдельных рисков и риска предприятия в целом. Данный вид анализа традиционно проводят на основе методов математической статистики.

Алгоритм проведения анализа риска:

  • определение внутренних и внешних факторов, повышающий и снижающий определенный вид риска;
  • анализ найденных факторов;
  • необходимо дать оценку определенного вида риска с финансовой стороны (с применением двух методов, таких как выявление финансового состояния и ликвидности предприятия);
  • определение допустимой степени риска;
  • проанализировать выбранные операции по степени риска;
  • разработка мер по минимизации риска.

На сегодняшний момент наиболее результативным является комплексный подход к анализу рисков.

С помощью комплексного подхода можно получить полное описание о вероятных результатах осуществления проекта, а также он позволяет обширное использование математических методов для анализа рисков. [22, С. 21]

Определение возможных рисков, описание источников и факторов, которые могут повлиять на степень выявленных рисков все это позволяет сделать качественный анализ рисков. Помимо этого, нужно описать и дать оценку выраженную в денежном эквиваленте всех вероятных последствий предположительного осуществления идентифицированных рисков и предложить меры по снижению этих последствий, при этом сделав расчеты оценки в денежном выражении вероятных мероприятий. В процессе качественного анализа рисков анализируются причины появления рисков, которые сопутствующие их динамике, затем необходимо дать описание вероятного ущерба от реализации рисков и их стоимостную оценку.

Оценка рисков - это определение количественным или качественным способом величины (степени) рисков.

В абсолютном выражении риск может характеризоваться как величина вероятных потерь в имущественном или денежном выражении.

В относительном выражении риск характеризуется как величина вероятных потерь, в виде которой удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие расходы ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход.


В зависимости от вероятной величины потери можно выделить:

  • величина не превышает расчетной прибыли, называется допустимой;
  • величина больше расчетной прибыли называется критической;
  • потери, превышающие все имущество предприятия называется катастрофиче ский.

В случае если получилось сделать прогноз и дать оценку вероятной потери по данной процедуре следовательно была получена количественная оценка риска. Если разделить абсолютную величину вероятных потерь на расчетный показатель расходов или доходов, то можно получить количественную оценку риска в относительном выражении.

Вероятность наступления события может быть определена:

  • объективный метод - выявление предположительного проявления события на базе вычисления частоты, с которой проявляется данная ситуация;
  • субъективный метод - наличие индивидуальных данных, которые базируются на всевозможных предположениях, носит название субъективный метод.

Далее можно рассмотреть методы оценки риска.

Нижняя максимальная величина выпуска продукции, при которой доход равен нулю, то есть критический размер производства все это позволяет определить метод целесообразности расходов.

Исследование статистики потерь и доходов с целью выявления степени риска можно определить статистическим методом.

Использование основной информации о риске похожих проектов и сделок позволяет провести метод аналогий.

Итог мнений экспертов о предположительных рисках является основой для применения метода экспертных оценок. Метод экспертных оценок дает возможность быстро и без лишних затрат времени получить данные, которые нужны для выработки управленческого решения.

Самыми популярными методами получения экспертных оценок можно выделить: метод "Дельфи", метод "снежного кома", метод "дерева целей", матричный метод и т.п.

Выявление возможности банкротства предприятия позволяет применить метод оценки платежеспособности и финансовой устойчивости. Анализу подвергаются информация, которая находится в документах годовой бухгалтерской отчетности.

Основными критериями неплатежеспособности, характеризующими структуру баланса, являются:

  • коэффициент текущей ликвидности;
  • коэффициент обеспеченности собственными средствами;
  • коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности.

Методы финансового анализа помогают выявить слабые места в ведении деятельности предприятия, дать характеристику его ликвидность, финансовую устойчивость, рентабельность.


1.2 Приемы и методы управления риском

Существуют различные приемы и методы управления риском, которые направлены на снижение степени риска или исключение вероятности возникновения самой рисковой ситуации в процессе предпринимательской деятельности. Выделяют методы управления рисками:

а) экономические риски, которые в свою очередь подразделяются на:

-локализация;

-компенсация;

б) компенсация, которая в свою очередь подразделяется на:

  1. диссипацию;
  2. передачу;
  3. уклонение.

Рассмотрим более подробно каждый из них.

Уклонение от риска или избежание, суть данного метода состоит в создании мероприятий, которые полностью исключат риск. Данный способ позволяет полностью избежать возможных потерь, но также если посмотреть с другой стороны, он не позволяет получить прибыль, которая связана с рисковой деятельностью.

Передача риска или трансферт заключается в том, что предприятие передает ответственность за риск другому экономическому субъекту. Очень часто риск передается с помощью страхования и общих и специальных условий контракта. Особенности страхования рисков предпринимательства заключается в следующих вариантах передачи рисков:

  • передача рисков поставщикам сырья и материалов (передача рисков связанная с потерей или потерей имущества);
  • передача рисков с помощью заключения договора поручительства;
  • передача риска, осуществляемая с помощью заключения определенных контрактов.

Диссипация риска - ранжирование риска между стратегическими партнерами. Для субъектов предпринимательства относятся распределение ответственности между участниками деятельности.

Диверсификация деятельности - это форма организации деятельности предприятия, которая предназначена для минимизации риска с помощью распределения его между рисковыми товарами таким образом, что увеличение риска от продажи или покупки одного означает снижение риска от продажи или покупки другого.

Таким образом, диссипация риска в деятельности предпринимательства основывается на разделение рисков, препятствующих их концентрации.

Диверсификация осуществляется с помощью локализации или по другому можно назвать лимитирование риска. Существует различие между диверсификацией, которая применяется для снижения риска всех операций организации в целом, и лимитированием, которое применяется для минимизации риска конкретной операции.


Сущность лимитирования состоит в том, чтобы установить лимит ограничений как сверху, так и снизу, которое будет способствовать минимизации риска. Лимитирование как прием управления рисками используют в потребительских кредитах, займы. Так, например, ограничение размеров выдаваемых кредитов одному заемщику позволяет уменьшить потери в случае невозврата долга. [9, С. 48]

Следующий прием управления риском выступает компенсация, которая предназначения для разработки механизма предупреждения рисковых ситуаций, а также исключения источников возникновения риска. Выделяют приемы компенсации риска к которым относится самострахование, страхование, привлечение внешних ресурсов, поддержка государственных и муниципальных органов, резервы, передача финансирования на договорной основе и спонсорство.

Далее можно более подробно рассмотреть каждый из перечисленных приемов компенсации риска.

Самострахование характеризуется тем, что создаются собственные страховые фонды, необходимы для покрытия вероятных убытков или потерь, взяв за основу систему страховых компаний. Задачей самострахования является покрытие убытков связанных с временными затруднениями финансовой деятельности. Для этого в компании разрабатываются специальные резервные и страховые фонды. Резервные фонды создаются для покрытия убытков связанных с ликвидацией компании или непредвиденных расходов, также обязательства.

Создание резерва на покрытие непредвиденных расходов является одним

из способов управления рисками, который характеризуется тем, что необходимо установить соотношение между вероятными рисками, которые оказывают влияние на стоимость активов и величиной средств, необходимых для ликвидации последствий проявления рисков.

Стратегическое планирование является еще одним методом компенсации. Данный метод способствует реализации таких видов управления, как распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация, организационно-стратегическое предвидение.

Привлечение внешних ресурсов в виде кредитования и финансирования выступают как еще один метод управления риском приема компенсации. Финансирование организации возможно только при устойчивой кредитной системы. Банкам невыгодно брать на себя дополнительные риски и поэтому некоторые коммерческие банки закладывают повышенный процент, чтобы компенсировать возможные потери от невозврата кредита.

Методы финансирования рисков:

  • сокращение риска (резервный фонд, займы, самострахование);
  • передача риска (страхование, передача финансирования на основе договора, спонсорство).

В определенных условиях руководителю проще передать систему риск- менеджмента сторонним организациям, подобная тенденция называется аутсорсингом. Обычно подобные услуги предлагают страховые компании, а в случае управления финансовыми рисками - то банки и другие финансовые компании.

Самым важным и популярным методом снижения риска является страхование.

Необходимо учесть, что выше перечисленная классификация приемов и

методов риск-менеджмента позволяет эффективно решать вопрос о

соотношении тех или иных мероприятий. Например, компания для защиты от

пожара проводит ряд стандартных мероприятий, а оставшийся возможный

ущерб страхует по договору с большой франшизой и определенным лимитом

ответственности. Таким образом, в данном проиллюстрированном примере

применяются мероприятия трех разных классов, что обеспечивает как минимизацию вероятности появления ущерба, так и софинансирование остаточного ущерба самой фирмой и страховой компанией.

1.3 Особенности коммерческого риска и его основные характеристики

Одной из разновидностей предпринимательского риска, согласно классификации по основным сферам, областям деятельности предприятия, являются коммерческие риски.

Коммерческий риск представляет собой риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Существуют следующие основные причины коммерческого риска:

  • снижение объемов реализации вследствие падения спроса (потребности) на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснения его конкурирующими товарами (товарами-заменителями), введение ограничений на продажу;
  • повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;
  • непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей коммерческой операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно-постоянных расходов);
  • непредвиденные потери товара;
  • снижения качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;
  • повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы;
  • сложности, возникающие при приемке товаров (услуг) покупателем, в том числе задержка, отказ, что повышает расходы предприятия;
  • низкая платежеспособность покупателя на момент осуществления коммерческой операции;
  • отказ клиента от оплаты товара (услуги) надлежащего качества, количества;
  • форс-мажорные обстоятельства. [18, С. 32]