Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1.Понятие источников права социального обеспечения
1.2. Классификация источников права социального обеспечения
1.3. Проблемы систематизации источников права социального обеспечения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Анализ международных норм права социального обеспечения
2.2. Конституция РФ как основной источник права социального обеспечения
Социальные права и обязанности в некотором роде схожи с политическими, но их юридическая цель несколько иная. Они, прежде всего, созданы для реализации деятельности человека по обеспечению себя какими- либо материальными или духовными благами. К ним можно отнести право на труд, охрану семьи, жилище, социальное обеспечение, охрану здоровья и благоприятные условия труда. Таким образом, человек, имеющий права и обязанности политического и социального типа, является обладателем своеобразного «щита», которое воздвигает ему государство.
Это наиболее молодая группа свобод. Она начала формироваться в конце девятнадцатого века и полноценно оформилась уже в двадцатом столетии. Так, было принято, что каждому необходимо гарантировать право на социальное обеспечение при достижении определённого возраста, на случай возникновения болезни, получения инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и так далее. Кроме этого, значительное внимание было уде - лено и праву на образование. Следующим этапом стало обеспечение охраны здоровья и получения медицинской помощи, экологически чистой среды и возмещение ущерба, если таковое не является возможным. На этом социально-экономические права и свободы человека не заканчиваются. Особое внимание было уделено материнству и детству. В законодательных документах многих стран предусматривается предоставление особой помощи и попечения. Также государством защищается и семья. Следует запомнить, что под социальными правами понимают возможность человека как гражданина обеспечиваться необходимыми условиями жизни, чтобы он имел возможность принимать участие в жизни общества и пользоваться имеющимися благами. Из наиболее важных составных элементов следует выделить следующее:
- охрана здоровья;
- безопасный для здоровья и жизни досуг;
- социальная защита;
- высокий жизненный уровень, как отдельного человека, так и всей семьи;
- возможность добровольно соглашаться (или нет) на брак;
- защита отцовства и материнства.
Сама Конституция явилась фактически общей идеей для многонациональной страны и позволила создать прочное духовное пространство для всех наций и народностей, проживающих в РФ, так как она гарантировала права и свободы всем гражданам, независимо от их национальности, веры и расы, что способствовало сохранению в стране межнационального и межконфессионального согласия. Соответственно запрет на создание общественных объединений по национальному и религиозному признакам позволил предотвратить распространение идей национального экстремизма и религиозного фундаментализма и избежать конфликтов на этой почве .
Специфика конституционного правового регулирования проявляется в том, что Конституция открывает широкий простор для полного претворения в жизнь ее основополагающих положений. Конституционные положения, ее принципы составляют юридическую базу, на основе которой создаются нормы всех отраслей права — административного, финансового, гражданского, уголовного, трудового и т. д. Любой нормативно-правовой акт (законы, указы, постановления и др.) основывается на Конституции. Другими словами, она является основой, источником всех законодательных актов.
Конституция и принятые на ее основе законы обеспечивают демократизацию всех сторон нашей жизни и обновление общества, процветание страны и рост благосостояния народа, служат мощной правовой базой сотрудничества со многими странами мира, которые РФ считает своими надежными и перспективными партнерами.
Провозгласив себя демократическим, правовым государством, РФ объявила высшими ценностями человека его права и свободы, законные интересы.
Таким образом, согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Указанной норме соответствуют положения ст. 7 Конституции РФ, в которой не только закреплен социальный характер российского государства, но и охраняются и гарантируются такие права, как право на труд и здоровье, пенсионное обеспечение и обеспечение пособиями, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан.
2.3. Анализ российских норм права социального обеспечения
Кодификационным законом, нормы которого регулируют общественные отношения не только в сфере социального обеспечения, являются Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан»[20] от 22 июля 1993 г. Основы закрепляют понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. Впервые в источнике права такого высокого уровня нашло конкретное закрепление содержание этого права с учетом специфики субъектов — его носителей. В частности, отдельно предусмотрено право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах; лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы.
К числу гарантий осуществления медико-социальной помощи гражданам Основы относят: первичную медико-санитарную помощь, скорую и специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Преобразования, начавшиеся в 1985 году, повлекли за собой снижение уровня жизни, что отразилось и на государственных пособиях. Законодательство тех лет насчитывало значительное количество нормативных актов, издаваемых законодательными и исполнительными органами, которые еще более запутывали и без того нестройную систему законодательств о детских пособиях. Так, на момент выхода Указа Президента РФ от 10 декабря 1993 г. «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» (в дальнейшем - Указ Президента от 10 декабря 1993 г.) в стране насчитывалось более 13 всевозможных «семейных» пособий и иных социальных выплат.
Законодательная попытка создания единой системы пособий на детей была предпринята в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»[21]. Данный закон с изменениями и дополнениями действует и в настоящее время. Принятое в его развитие Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г., детализировало отдельные положения, касающиеся процедурных вопросов[22].
Отдельное внимание хотелось бы уделить истории регулирования материнского капитала. В самом начале XXI века Российская Федерация, стоявшая на первых ступенях построения демократического общества, приступила к активному реформированию значительного спектра общественных отношений, исключением не стала и сфера социального обеспечения. Была принята Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года[23], которая определяет приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.
Так, в сфере стимулирования рождаемости и укрепления семьи государством определены такие приоритетные задачи:
- формировать систему общественных и личностных приоритетов, сфокусированных на семью с большим количеством детей (двух и более);
- повысить благосостояние и уровень и качество жизни семьи;
- создать социально-экономические условия, благоприятные для рождения и воспитания детей, в том числе возможности для самореализации молодежи посредством получения общего и профессионального образования, а как следствие и работы с достойной оплатой труда, и возможности обеспечить детей удовлетворяющими условиями для проживания;
- обеспечить работающим гражданам, имеющим детей, условия, благоприятные для сочетания трудовой деятельности и выполнения семейного долга и др.
Само же словосочетание «материнский капитал» впервые прозвучало 10 мая 2006 года в послании Президента Владимира Путина Федеральному собранию РФ[24]. Было отмечено, что государство, обязано оказать поддержку женщине, принявшей решение родить второго ребенка, если оно заинтересовано в увеличении гражданского капитала. В качестве данной поддержки был обозначен первичный, базовый материнский капитал, поступающий в распоряжение женщины, который утвердит ее социальный статус, поможет решить возможные проблемы, вызванные решение родить второго ребенка. Также было обозначено целевое назначение данной поддержки, т.е. средствами можно распорядиться следующим образом:
- для решения жилищного вопроса (покупка жилья, в том числе с использованием механизмов кредитования) по достижению ребенком трехлетнего возраста;
- на образование детей
- в накопительную часть своей собственной пенсии.
Были определены и плановые сроки реализации данной программы не менее десяти лет, подразумевая, что по истечении данного срока государство будет принимать решение руководствуясь социально-экономическим и демографическим положением в стране.
В последующем, в числе мер, призванных положить конец демографическому кризису, Указом Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 была утверждена «Концепция демографической политики РФ до 2025 года»[25]. Данная Концепция одной из форм дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, впервые на правовом уровне закрепляет предоставление материнского (семейного) капитала.
Правовое понятие «материнский (семейный) капитал» появилось в нашем законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»[26]. Создание исследуемой меры обозначило движение в сторону к новой стадии развития российской семейной политики в России, характеризующейся изменениями статусных и материальных взаимоотношений между семьей (женщиной) и государством»[27].
Введение в качестве одной из форм государственной поддержки семей, имеющих детей, материнского капитала в Российской Федерации, безусловно, стало огромным шагом на пути решения демографических проблем. Необходимо отметить, что в зарубежных странах с низким уровнем рождаемости также предпринимаются попытки достижения положительного баланса между смертностью населения и воспроизводством человеческого капитала.
Например, в Великобритании разработан достаточно интересный механизм стимулирования рождаемости. В случае рождения ребёнка открывается доверительный счет в кредитной организации с определенным начальным капиталом. В дальнейшем родители могут ежегодно пополнять его. При достижении ребенком возраста семи лет на данный счет поступают денежные средства в качестве государственной помощи, при этом сумма такого «государственного» взноса зависит от состоятельности семьи. Однако получение подобной государственной помощи накладывает на родителей ограничения по распоряжению накопленными на доверительном счете денежными средствами: их разрешается потратить на приобретение ценных бумаг либо внести в кредитную организацию в качестве вклада. По достижении восемнадцати лет ребенок вправе распоряжаться накопленными денежными средствами по своему усмотрению.
Однако анализ опыта зарубежных стран по ведению демографической политики в аспекте стимулирования рождаемости показывает, что большинство стран не внедряет усложненные механизмы государственной поддержки, как это сделано в Великобритании, и в Российской Федерации, а ограничивается назначением единовременного пособия при рождении ребенка. Как, например, в Италии, Австралии, Франции.
Таким образом, упоминание о материнском капитале в Российской Федерации впервые произошло в Послании Президента Федеральному Собранию, и уже спустя непродолжительное время был сделан важнейший шаг на законодательном уровне. Был принят Закон о дополнительных мерах государственной поддержки, это событие стало одним из самых значимых решений государственной власти по социальной значимости на пути построении действительно социального государства, провозглашенного в Конституции Российской Федерации[28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время большинство принимаемых законов — это изменения в ранее принятые законы, что свидетельствует о низком уровне правотворческой деятельности, нарушении принципов сохранения стабильности правового пространства, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Ускоренное законотворчество приводит к тому, что на практике широко используется тезис «давайте примем закон, а потом внесем в него изменение».