Файл: Понятие источников права социального обеспечения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На наш взгляд, системообразующие источники права социального обеспечения должны содержать цели и задачи вводимого правового регулирования, раскрытие основополагающих понятий, обеспечение равенства социальных прав и возможностей, гарантированности определенного социального стандарта, предоставление субъектам правоотношений возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям.

Расширение предмета права социального обеспечения, появление новых видов социальных выплат, услуг увеличивает количество источников права, что обуславливает необходимость их системности, соподчиненности, непротиворечивости, скоординированности, разработки единой научно обоснованной социальной концепции, отвечающей международным стандартам, направленной на решение ключевых проблем в праве социального обеспечения и прежде всего на гарантии реализации права человека на жизнь с помощью норм социального обеспечения, на достойный ее уровень.

Право социального обеспечения, несмотря на огромный массив нормативных правовых актов в сфере социальной защиты человека, не должно трансформироваться в социальное право с безграничным, неопределенным собственным предметом и методом правового регулирования. Размывание самостоятельной, общепризнанной отрасли права социального обеспечения приведет к снижению эффективности правового регулирования, хаосу и в конечном итоге к тому, что социальная система станет неуправляемой.

На современном этапе назрела крайняя необходимость и появились предпосылки проведения кодификации в законодательстве о социальном обеспечении. Окончательное решение данной проблемы в ближайшее время затруднено из- за ее сложности, бесконечных непродуманных, спонтанных, экспериментальных реформ, индифферентности, незаинтересованности законодательных органов. В этой связи целесообразна поэтапная систематизация источников по отдельным видам социального обеспечения, примеры чему уже имеются (законы о детских пособиях, об охране здоровья, о социальном обслуживании), обсуждение проекта Пенсионного кодекса РФ.

В условиях, когда социальная защищенность человека зависит от места его жительства, степени социально-экономического развития региона проживания, возможности бюджета и усиливающейся тенденции передачи на уровень субъектов РФ всё большего числа социальных выплат и услуг, представляется чрезвычайно важным принятие в первую очередь кодифицированного системообразующего источника на уровне Федерации в виде Основ законодательства о социальном обеспечении или иного акта, закрепляющих единый социальный стандарт по уровню, видам, условиям обеспечения, который не может быть понижен в субъектах РФ ни при каких обстоятельствах, и разграничивающих компетенцию в сфере правового регулирования социального обеспечения. Это позволит снизить существующее научно не обоснованное расслоение в социальном обеспечении, избавиться от усмотренческого подхода и тем самым снять социальную напряженность в обществе.


Реалии сегодняшнего дня таковы, что процесс защиты человека в трудных жизненных ситуациях является многоуровневым, что находит непосредственное отражение в источниках права. Это уровень Федерации, региона, муниципалитета, социально-партнерских соглашений, коллективного договора, индивидуального трудового договора. Сочетание государственного регулирования с договорным

будет возрастать, при этом не должно быть подмены одного источника другим, всё, что ниже федерального стандарта, может рассматриваться лишь в качестве дополнительного обеспечения, направленного на повышение качества жизни, но не в качестве замены этого стандарта.

Эффективная система защиты прав человека на различных уровнях предполагает внимание законодателя к закреплению финансовых обязательств по реализации передаваемых Российской Федерацией полномочий в сфере социального обеспечения. С целью сохранения гарантированного социального стандарта, принципа равноправия граждан, проживающих в разных регионах, субъекты социально-обеспечительных отношений должны располагать достаточными финансовыми средствами.

Для повышения уровня гарантий социальных прав человека, создания равных возможностей в получении государственной помощи и поддержки первичные нормы по основным видам социального обеспечения должны содержаться прежде всего в законах. Иные нормативные правовые акты могут закреплять лишь правовой механизм их реализации.

Разработка источников права социального обеспечения, отвечающих критериям социального государства, общепризнанным принципам и нормам международного права, в качестве основной цели предполагает не борьбу с бедностью, а предупреждение обнищания, создание условий жизни, достойной человека как личности, а не на уровне прожиточного минимума (физиологических потребностей).

Список использованных источников

I. Нормативные правовые акты.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. – 25 декабря; Российская газета. 2014. – 23 июля.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.12.2017)
  3. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала" от 28.07.2010 № 241-ФЗ (последняя редакция)
  4. Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 31.12.2017 № 495-ФЗ) Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. (ст. 255-257).
  5. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
  6. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
  7. Федеральный закон от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"
  8. Закон г. Москвы от 23.11.2005 N 60 (ред. от 28.12.2016) "О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве"
  9. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. − 2007. − № 1 (часть I). – Ст. 19; Собрание законодательства РФ. − 2015. − № 48 (часть II). – Ст. 6714.
  10. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ. − 2010. − № 31. – Ст. 4179; Собрание законодательства РФ. − 2016. − № 7. – Ст. 916.
  11. О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала: федер. закон от 20.04.2015 № 88-ФЗ // Собрание законодательства РФ. − 2015. − № 17 (часть I). – Ст. 2463.
  12. Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 42. - ст. 5009; Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 27. – Ст. 3754.

II. Юридическая практика

  1. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Определение Конституционного Суда РФ от 10.10.2002 № 258-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. - № 2.

III. Учебники, монографии, статьи, диссертации

  1. Ахмедшина, А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. - 2009. - № 1. - С. 103.
  2. Благодир, А.Л. К вопросу о структуре Особенной части права социального обеспечения // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2011. - № 3 (13).
  3. Благодир, А.Л. Право социального обеспечения: система отрасли: Монография. - Киров. - 2011. - С. 177.
  4. Бороздина, Е.А., Здравомыслова, Е.А., Темкина, А.А. Материнский капитал: социальная политика и стратегии семей [Электронный ресурс]// GE№DERPAGE: сайт. - Режим доступа: http://ge№derpage.ru/?p=481. (дата обращения: 03.03.2016).
  5. Гусева Т.С. Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования // Семейное и жилищное право. 2012. - № 6. - С. 7-10.
  6. Дмитриев, С. Человеческий капитал в современной России / С. Дмитриев // Современное право. – 2015. - № 4. – С. 77-80.
  7. Добромыслов, К. В., Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум . - Москва: Книжный мир. - 2010. - 416 с.
  8. Дурягина, А. Многодетные семьи - поддержка и защита / А. Дурягина // Домашний адвокат. – 2015. - № 11. – С. 35-36.
  9. Естественное движение населения в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru. (дата обращения: 15.03.2016).
  10. Зайцев, Л. Материнский капитал вклад в пенсию матери / Л. Зайцев // Социальное и пенсионное право. – 2014. - № 3. – С. 49-51.
  11. Корсаненкова, Ю.Б. Некоторые проблемы правового регулирования предоставления материнского капитала // Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения: Материалы 6-й Международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. - Москва. - 2010. - С. 578.
  12. Криулин, А. Проблемы собственного жилья для молодых семей / А. Криулин // Семейное и жилищное право. – 2015. - № 5. – С. 24-36.
  13. Новые меры поддержки материнства и детства: рост уровня жизни семей с детьми или рост рождаемости? Анализ мер поддержки материнства и детства, внедренных в 2007 году в Российской Федерации / Л.Н. Овчарова, А.И. Пишняк, Д.О. Попова. - Москва: Независимый институт социальной политики. - 2007. - С. 22.
  14. Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г.// Российская газета. 2006. - 11 мая.
  15. Прокатов С. Материнский капитал – социально-экономическая проблематика реформирования закона / С. Прокатов // Юридические технологии. – 2014. - № 4. – С. 24-26.
  16. Смирнова, Л. Помощь и поддержка семьи государством – инвестиции в будущее / Л. Смирнова // Юридический журнал. - 2015. - № 6. – С. 75-78.
  17. Тяжева, В. Роль консультирования семьи в процессе получения материнского капитала // Международная молодежная научная конференция XXXVII Гагаринские чтения. Москва. - 2011. - Т.7. - С. 859 – 860 с.