Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 169
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1.Понятие источников права социального обеспечения
1.2. Классификация источников права социального обеспечения
1.3. Проблемы систематизации источников права социального обеспечения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Анализ международных норм права социального обеспечения
2.2. Конституция РФ как основной источник права социального обеспечения
В качестве доктринальных источников права в специальной литературе рассматриваются принципы права. В советской юриспруденции принципы права традиционно не признавались формальными источниками права, хотя им посвящалось значительное количество научных трудов. Г. Н. Манов пишет по этому поводу следующее: «Отмечая важную роль принципов права в правотворчестве и правоприменении, советская правовая доктрина вместе с тем не признавала за ними статуса источника права в формальном смысле. Это аргументировалось тем, что принципы права не имеют собственной формы выражения, а обладают формой того акта, составной частью которого они являются»[13].
В настоящее время в процессе реформирования государственно-правового устройства России вопрос о принципах права как источниках правотворческой и правоприменительной деятельности субъектов права приобретает особую значимость. При этом следует уточнить, что в данном случае принципы-источники рассматриваются как то, что питает мысли нормотворца, а не как форма выражения его деятельности.
Главным, на наш взгляд, должно стать стремление законодателя сформулировать и закрепить принципы, на которых строится содержание нормативных правовых актов исходя из норм, принципов Конституции, имеющих общеобязательную силу. Поэтому придание общеправовым принципам категории «источника» сегодня мало что изменит. Возможно, в отдаленной перспективе будут сформулированы принципы российского права в качестве самостоятельного источника права, лежащего в основе всей правовой системы, закреплены гарантии и процедура их реализации.
Наряду с принципами в юридической науке отдельными авторами высказывается мнение, что «правосознание должно быть источником права»[14].
Полная автономия правосознания, которое открыто выполняет роль источника права, — явление достаточно редкое. Такая метаморфоза может произойти в результате революций, реже — реформ, а также в связи с бездействием иных источников права по разным причинам. Наиболее очевидна революционная судьба правосознания. Весьма характерным явлением первых лет советской власти было частичное использование старого законодательства, если оно не противоречило революционному правосознанию[15].
Действующее законодательство не содержит отсылок к правосознанию, т.е. непосредственно этот термин не воспроизводится в текстах нормативных правовых актов. Однако широко используются слова, словосочетания, означающие элементы правосознания, — разумность, справедливость, общий смысл права и т.п. Таким образом, несмотря на отсутствие законодательного закрепления правосознания в качестве формы права, оно действует.
Соответствие источников права правосознанию — самое желаемое состояние, т.к. подобная гармония содержит залог эффективности правовых норм. Резкое, а тем более полное несовпадение этих явлений может привести к отмене источников права.
Анализ некоторых доктринальных нетрадиционных форм права позволяет выявить их некоторые общие признаки, отмеченные в юридической литературе[16].
Во-первых, они напрямую не связаны с творчеством органов государственной власти. Во-вторых, их письменное изложение может не отвечать требованиям законодательной техники. В-третьих, они могут не быть структурированы вообще или их строение сильно отличается от структуры нормативного правового акта. В-четвертых, они могут не иметь письменной оболочки, т.к. для них это обстоятельство не имеет значения. В-пятых, их объединяет судьба непризнанных форм права. В-шестых, пользователи данных форм находятся в чрезвычайно сложном положении, ибо должны сами обнаружить это ускользающее право, формализовать его для своих целей и затем сделать соответствующие выводы и оценки поведения субъектов. И еще важно: эти формы создаются при отсутствии прописанных правотворческих процедур. Нередко их возникновение, становление и совершенствование происходят в течение очень длительного периода времени и вне определенных стадий (процедур).
Представляется, что любая формальная система заранее установленных масштабов поведения обладает специфической недостаточностью. Заранее втиснуть все многообразие социальной жизни, ее индивидуальные стороны в типовые рамки трудно, а если учесть, что социальные процессы динамичны, то и невозможно. Какие-то стороны и черты социально значимого поведения людей, общественных потребностей и интересов всегда останутся вне общенормативного правового регулирования. Однако сама сущность права корректирует этот недочет системы общих норм, создает канал обратной связи норм права с общественными отношениями, вызывает к жизни «встречный» правообразующий и постоянно действующий процесс, одним из проявлений которого является восполнение пробелов в действующих правовых системах. Практическое восполнение пробелов в праве так или иначе связывается с развитием доктринальных форм права.
Верховенство нормативных правовых актов в системе источников права не должно являться основанием для вытеснения других форм. Нестабильность правопорядка, отсутствие полноценного режима законности, ослабление действенности формально признанных форм права приводят к активизации других регуляторов. Эта закономерность в современных условиях получает новые доказательства.
Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Анализ международных норм права социального обеспечения
Система источников права социального обеспечения достаточно сложна и противоречива. Она охватывает, как уже было сказано, международные договоры и нормативные правовые акты практически всех уровней и нормотворческих органов.
Рассмотрим содержание основных из них. Международные акты ООН, МОТ, Совета Европы, а также договоры, заключенные государствами в рамках СНГ, ратифицированные Российской Федерацией (или СССР), в силу ст. 15 Конституции РФ имеют приоритетное значение по отношению к национальному законодательству. К их числу относится Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Участвующие в данном международном договоре государства, приняли на себя юридические обязательства гарантировать каждому право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, и обеспечить право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Пакт предусматривает также, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Матерям в течение разумного периода до и после родов должна предоставляться особая охрана, а работающим матерям должен предоставляться в течение этого периода оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации.[17]
Конвенция «о правах ребенка» (1989 г.)[18], ратифицированная Россией, закрепляет социально-экономический и правовой статус ребенка; устанавливает возрастной критерий (18 лет), до достижения которого человек признается ребенком. Государства — участники данной Конвенции признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения и право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Право на особую заботу со стороны государства признается за неполноценным ребенком с целью обеспечения ему эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья и в итоге наиболее полного вовлечения такого ребенка в социальную жизнь.
Ратифицирована Россией и Конвенция «О равных возможностях лиц, обремененных семейными обязанностями» (1995г.), которая предусматривает социальную поддержку таких лиц с помощью различных мер, включая те, которые осуществляются через систему социального обеспечения.
К источникам права социального обеспечения данного уровня относится также Конвенция «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1985 г.), ратифицированная Российской Федерацией 3 июня 1988 г. В соответствии с этой Конвенцией государства проводят национальную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, основанную на принципе равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом; принимают меры по организации служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости, а также других связанных с ними служб, чтобы инвалиды имели возможность получать, сохранять работу и продвигаться по службе.[19]
К числу международных договоров как источников права социального обеспечения относятся также заключаемые странами Содружества Независимых Государств соглашения, нормы которых регулируют общественные отношения по социальному обеспечению граждан при переезде их из одного государства СНГ в другое.
2.2. Конституция РФ как основной источник права социального обеспечения
В современном мире будущее государства и судьба народа во многом зависят от того, есть ли у страны конституция, и если есть, то на каких принципах она основана и носит ли она светский характер или базируется на религиозных канонах. Право является каркасом общественных отношений, и конституция как Основной закон страны составляет не только правовую, но и политическую основу государства. Конституция РФ по своей сути явилась программным документом созидания нового государства и показала перспективы его развития. Ее своевременное принятие обеспечило успех национального государственного строительства, заложило основы рыночной экономики и сформировало условия для проведения демократических реформ.
Существующий в Российской Федерации и других странах юридический порядок во многом разработан благодаря основному закону - Конституции. По сути, этот документ представляет нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Главной особенностью конституции является тот факт, что она закрепляет или же учреждает основные цели деятельности и создания государства как субъекта правоотношений.
Безусловно, основой любой страны является её народ. Без этого элемента государство, по сути, не существует. Поэтому правовой статус человека и гражданина закрепляется в ключевом акте Российской Федерации. Следует отметить, что каждый индивид имеет спектр неотъемлемых свобод, которые даются ему от рождения. Помимо того, некоторые права входят в «пакет» гражданской связи человека и страны, гражданином которой он непосредственно является.
Глава 2 Конституции РФ включает нормы права, которые позволяют гражданам (как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства, на законных основаниях пребывающих на территории РФ) в полной мере реализовать их права на те или иные виды социального обеспечения.
Например, ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Неразрывно с данной нормой связано содержание ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, провозглашающей принцип государственной защиты материнства и детства, а также семьи; ст. 37 Конституции РФ, провозглашающей право каждого на реализацию своих трудовых возможностей и способностей, в том числе гарантии социального обеспечения каждого при безработице .
Конституция РФ выступает правовой гарантией демократической направленности страны. Без Конституции создать единую правовую основу осуществления реформ в РФ, которая должна служить ориентиром и определять основные направления демократического развития, было бы практически невозможно. Аналогичным образом значительно был бы затруднен процесс обеспечения баланса во взаимоотношениях между гражданином, обществом и государством. В отсутствие Конституции было бы очень трудно обеспечить всестороннюю свободу граждан и в то же время создать в обществе атмосферу законопослушания и строгого следования положениям закона. Кроме того, последовательно и динамично развивающийся в РФ процесс совершенствования законодательных основ и организационных структур государственной и общественной жизни также полностью основывается на положениях Конституции. В целом, конституционные нормы, являясь правовым базисом осуществляемых в стране реформ, служат в качестве стержневой основы для формирования всего остального массива законодательства.
Конституция РФ является документом, обязывающим государство увидеть, сохранить и обеспечить неповторимость каждой личности. Принятие Конституции способствовало выработке новой психологии активной гражданской позиции.