Файл: Роль мотивации в поведении организации (ООО «Драйв»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной курсовой работы определена сложностями, возникающими при создании рациональной системы стимулирования и мо­тивации труда работников на практике, так как многочисленные старания по приспособлению классических теорий мотивации к максимально реальным условиям работы сотрудников фирм во многих аспектах не систематизирова­ны, а это вызывает существенные затруднения в использовании технологий и методов мотивации. Сложность организации системы стимулирования со­трудников на практике тоже определена слабой степенью изученности сти- муляционных аспектов работников, занятых в определенных видах произ­водства и отраслях экономики.

Целью курсовой работы является разработка и анализ мероприятий с целью совершенствования системы мотивации труда персонала на предприятии.

В соответствии с поставленной целью в работе были определены сле­дующие задачи:

1. Охарактеризовать основные направления структуры управления и деятельности компании ООО «Драйв».

  1. Провести финансово-производственный анализ деятельности ком­пании ООО «Драйв».
  2. Провести исследование современных направлений и теоретических основ мотивации труда, а также ее роли в части повышения эффективности работы предприятия.
  3. Выявить проблемы в сфере стимулирования труда и мотивации со­трудников компании ООО «Драйв».
  4. Разработать план мероприятий для совершенствования системы мо­тивации и стимулирования труда работников компании ООО «Драйв».

Объектом исследования является компания ООО «Драйв».

Предметом исследования выступают мотивационные аспекты работы с сотрудниками компании.

В работе использовались методы системного подхода, сравнительно - сопоставительные методы - синтез, аналогия, классификация, анализ, а также статистические методы количественных показателей.

Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области управления персона­лом: Гаврикова С.С., Губская М.А., Орехова Л.Л. , Кравченко Е.Г., Кушнарева И.В., Бугаева М.В., Пазухина Ю.П., Гультяев В.Е., Царёва А.Н. и других.

Исходя из цели и задач курсовая работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты мотивации персонала


1.1 Понятие и значение мотивации сотрудников компании

Основная особенность управления кадрами в наше время - это немало­важная роль личности сотрудника. Следовательно, нужно выработать обнов­ленный подход к управлению кадрами. Данный подход заключается в ни­жеследующем:

        1. использование новых технологий в управлении кадрами.
        2. выработка философии кадрового управления.
        3. выработка и создание совместной системы ценностей, установки поведения, социальных норм, которые регламентируют поведение отдельно взятой личности.
        4. изобретение модели совершенной службы кадрового управления. [3, C.25]

В управлении кадрами стимулирование рассматривается как вопрос ак­тивизации мотивов сотрудника (внутренняя мотивация) и создания стимула (внешняя мотивация) для повышения эффективности его труда. В связи с этим как синонимичные термину мотивация используются также термины мотивирование и стимулирование.

«Мотивация» (мотив) происходит от греческого слова «motiv» и от ла­тинского «movo» - двигаю. Мотивация может быть растолкована по-разному. Учитывая мнение множества исследователей-специалистов в области чело­веческих ресурсов, мотивацией можно назвать процесс связывания целей со­трудника и целей компании, чтобы наиболее полно удовлетворить потребно­сти той и другой стороны, это система разных методов воздействия на со­трудников с целью достижения поставленных целей и компании, и сотрудни­ка. [8, C.27]

Российский исследователь в области кадрового менеджмента Веснин В.Р. полагает, что мотивация - это «внешнее или внутреннее побуждение эконо­мического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, на­личие интереса к такой деятельности и способы ее стимулирования, побуж­дения».

Сущность мотивации заключена в том, чтобы сотрудники предпри­ятия или фирмы исполняли свои рабочие обязанности в соответствии с пре­доставленными им обязанностями и правами, с принятыми управленческими решениями. Цель мотивации - сформировать комплекс условий, которые будут побуждать человека к выполнению действий для достижения целей с достижением максимального эффекта. Функция мотивации заключена в том, что она влияет на членов трудового коллектива предприятия в форме общественного воздействия, побудительных мотивов к эффективному труду, индивидуальных и коллективных поощрительных мер. [21, C.116]


Современные теоретические подходы к мотивации предполагают пред­ставления, которые сформулированы психологией, изучающей механизмы и причины определенных целей в поведении человека. С этой позиции мотива­ция может быть определена как основной двигатель поведения человека, в основе которого находится взаимосвязь мотивов, потребностей и целей чело­века. Следовательно, общая характеристика мотивационного процесса можно представить, определив используемые для его пояснения соответствующие понятия.

Цели - это желаемые объекты или их состояние, к обладанию которы­ми стремятся люди.

Потребности - это состояние человека, который испытывает нужду в объектах, необходимых для его существования. Потребности представляют собой источник активности человека, причины целенаправленности его дей­ствий.

Мотивы - это побуждение человека к действию, направленное на цель (результат).

Трудовой мотив - это непосредственное побуждение сотрудника к ра­боте (деятельности), целью которого является удовлетворение его потребно­стей. Мотив труда может быть сформирован лишь в том случае, если трудо­вая деятельность выступает если не единственным, то основным способом получения блага. Важную роль для формирования мотива труда играет оцен­ка вероятностей достижения цели.

Мотив труда может быть сформирован тогда, когда в распоряжении субъекта управления имеется необходимое количество благ, соответствую­щее обусловленным социально потребностям человека. Для получения блага требуется личное трудовое усилие человека. Трудовая деятельность дает возможность сотруднику получать данные блага с меньшими моральными и материальными издержками, чем любые иные виды деятельности, а также приносит значительную степень удовлетворения. Ведущие мотивы, опреде­ляющие поведение сотрудников, называются мотивационным комплексом (ядром), который имеет собственную структуру и зависит от определенной рабочей ситуации. Мотивы, управляющие человеком, весьма и весьма слож­ны, подвергаются частым изменениям и формируются с помощью целого комплекса внешних и внутренних факторов - образования, способностей, ма­териального благосостояния, социального положения, общественного мнения и т.д. Таким образом, прогнозирование поведения сотрудников при разных системах мотивации вызывает большие затруднения. [6, C.48]

Если потребности влияют на людей с помощью стремления к их удов­летворению, то руководство организаций должно моделировать такие ситуа­ции, при которых сотрудники могли бы почувствовать, что они могут удов­летворить свои потребности с помощью определенных типов поведения, приводящих к достижению задач предприятия. В любом случае знание ис­тинного мотива поведения человека в организации может помочь избеганию потери квалифицированного работника, предотвратить возможные конфлик­ты в коллективе.


Схема процесса мотивации, которая в полной мере отражает его много­ступенчатость и цикличность, а также взаимосвязь потребностей, целей и мо­тивов, показана на рисунке 1

Эта схема весьма условна и дает только самые общие представления о взаимосвязи мотивов и потребностей. На практике мотивационный процесс возможно значительно более сложен.

Рисунок 1. Схема мотивационного процесса

Мотивация как функция управления может быть реализована через систему стимулов, и любое действие человека должно иметь для него отри­цательные или положительные последствия с учетом достижения его целей или удовлетворения его потребностей. Изучение поведения сотрудников по­зволяет руководству создавать мотивационные структуры, с помощью кото­рых оно осуществляет создание команды. [20, C.87]

В наши дни организация с эффективной системой мотивации - это одна из самых сложных проблем менеджмента на практике.

Следовательно, мотивация труда является важнейшим фактором ре­зультативности работы, и в данном качестве она представляет собой основу трудового потенциала сотрудника, совокупной системы свойств, которые влияют на деятельность компании. Таким образом, можно сделать вывод, что связь стимулирования труда, мотивации и результатов деятельности нераз­рывно связана с приобретенными навыками труда - ценностями, потребно­стями, стимулами, мотивами, но именно трудовая мотивация является источ­ником трудовой деятельности личности. Эффективная производственная и трудовая деятельность возможна только при наличии оптимальной системы мотивации труда.

Следовательно, самое важное значение мотивационной системы за­ключено в том, чтобы организовать стимулирование производственного по­ведения сотрудников предприятия, направляя его на достижение стоящих пе­ред предприятием стратегических задач, то есть объединить стратегические задачи предприятия и материальные интересы сотрудников. Таким образом, для того, чтобы построить эффективную систему мотивации, требуется изу­чение применяемых в настоящее время систем стимулирования и теоретиче­ских основ мотивации.

1.2 Основные методы мотивации персонала

Мотивация труда является внешним побуждением, элементом трудовой ситуации, влияющим на поведенческие аспекты человеческой дея­тельности в области труда, материальной мотивационной оболочки сотруд­ников. Также оно имеет нематериальную нагрузку, которая позволяет со­труднику реализовывать себя как сотрудника и личность одновременно. Стимулом является все то, что человек ценит в той или иной мере степени.


Стимуляция трудового процесса подразумевает моделирование ситуа­ции, при которой в результате активного труда человек будет выполнить свои обязанности более производительно и более эффективно, другими сло­вами, выполнит большее количество заданий, чем планировал ранее. В дан­ной ситуации стимулирование труда помогает сотруднику осознать, что он может выполнять свою работу с большей производительностью, и появляет­ся желание, рождающее, в свою очередь, потребности более производитель­ного труда. [19, C.191]

Система мотивов и стимулов должна ориентироваться на определен­ный уровень - нормативную базу трудовой деятельности. Вступление чело­века в трудовые отношения обозначает, что он должен выполнять некоторый спектр обязанностей за заранее запланированное вознаграждение. В данной ситуации стимулирование еще не существует в проекте. Это сфера контроли­руемой деятельности и здесь задействованы мотивы избегания, которые свя­заны с боязнью наказания за невыполнение предъявляемых требований. На­казаний, которые связаны с потерей материальных благ, должно быть как минимум 2: разрыв трудовых отношений или частичная выплата вознаграж­дения. Система стимулирования берет свое начало из административно- правовых способов управления, но не может заменить их, поскольку стиму­лирование труда имеет эффективность, если органы управления могут до­биться того уровня, за который производится оплата. Цель стимулирования - не просто побудить человека вообще работать, а побудить его делать больше (лучше) того, что обуславливается трудовыми отношениями.

Многочисленные опросы, проведенные в различных предприятиях, по­казали, что максимально эффективными поощрениями люди считают мате­риальные: денежные премии, улучшение жилищных условий, путевки в дома отдыха, ценные подарки. Материально-денежная стимуляция дает возмож­ность регулировки поведения объектов управления на основании использо­вания разных денежных санкций и выплат.

Основная часть дохода наемного сотрудника - это зарплата, основные ее формы - повременная заработная плата, устанавливающаяся с учетом временной выработки. Сдельная заработная плата зависит от объема и ка­чества выпущенной продукции. На нее оказывают влияние такие факторы .как внедрение научной организации, совершенствование нормирования тру­да, перегруппировка рабочей силы, модернизация рабочих мест, сокращение излишнего персонала, усиление заинтересованности в более квалифициро­ванном и сложном труде.