Файл: «История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из почти пяти миллионов компаний в США лишь около 100 появились ранее 1800. Примерно дюжина их по-прежнему остается в собственности основавших их семей, однако ни одна не стала, ни крупной, ни знаменитой. Старейшей компанией страны считается «Дж.Э.Роадс и сыновья» («J.E.Rhoads & Sons»), учрежденная в 1702 в Филадельфии и первоначально занимавшаяся производством товаров из кожи. Старейшим периодическим изданием является «Харперз Нью мансли мэгэзин» («Harper's New Monthly Magazine»), впервые вышедшее в 1850 и уже в наше время переименованное в «Харперз» («Harper's»). Среди страховых компаний выделяются старейшая компания по страхованию жизни «Фонд пресвитерианских священников» («Presbyterian Ministers Fund») (возникла в 1717) и старейшая компания по страхованию от пожара «Филадельфия контрибьюшншип» («Philadelphia Contributionship»), учрежденная в 1752.

На сегодняшний день Малый бизнес в Европе стимулирует развитие конкуренции, вынуждает крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, эффективность всей экономики ЕС напрямую зависит от успешной деятельности малого и среднего бизнеса. Поэтому, в рамках Евросоюза осуществляется политика поддержки малого предпринимательства, главная цель которой - сбалансирование интересов государства и бизнеса, обеспечение оптимальных условий для предпринимательской деятельности, увеличения конкурентоспособности малого бизнеса. Основные цели регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе: укрепление единого внутреннего рынка ЕС; устранение административных барьеров; унификация законодательной базы, усиление взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества. Уникальная система регулирования и поддержки малого бизнеса в Европе начала складываться в 70-х годах прошлого столетия.

Чтобы максимально стимулировать малое и среднее предпринимательство, в Европе были приняты меры, чтобы устранить административные препятствия для малого бизнеса. Первым делом были внесены изменения, касающиеся налога на добавленную стоимость, корректировки условий финансирования и изменения в социальную политику государств. Кроме того, была разработана Европейская хартия для малого бизнеса Европы. В данном документе правительства европейских стран признали значительный потенциал малых предприятий и подчеркнули важность создания благоприятных условий для повторных попыток создания собственного бизнеса, даже если прежние попытки предпринимателя были не очень удачными.

Положения Европейской хартии были учтены в Многолетней программе, и в первый же год было запущено 11 проектов по их внедрению. Государственное регулирование малого бизнеса в Европе осуществляется путём законодательства, разработки и реализации целевых программ финансового, технологического, информационного и кадрового содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Для стимулирования развития малого бизнеса были разработаны новые юридические модели (Европейская акционерная компания, Европейский пул экономических интересов), которые позволяют малым предприятиям из разных стран, вступающим в деловые отношения, эффективно решать проблемы разногласий правовых систем различных государств.


Вывод История предпринимательского дела за рубежом начинается со Средних веков. Уже в те времена купцы, ремесленники, торговцы и миссионеры представляли собой группу начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма тяга к богатству преобразовывается в желание получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей постепенно принимают цивилизованный и профессиональный характер.

3. Развитие предпринимательства в России

3.1 Зарождение предпринимательства в Древней Руси

Древняя Русь считалась страной городов, так как именно в городах развивалось предпринимательство, там сосредоточивалась основная масса товаров, которые продавались как внутри страны, так и за рубеж. Вокруг городов формировались промысловые и торговые поселения, где заключались договоры, совершались сделки. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества, включая князей и бояр. Купцы и предприниматели на Руси не были отдельным сословием[8, с.25].

История российского предпринимательства начинается с большим опозданием по сравнению с Америкой и Европой, несмотря на то, что купечество на Руси существовало с IX века. В то время это считалось не только профессией, но и отдельным социальным классом, «третьим сословием» после дворянства и духовенства, и делилось на три гильдии в зависимости от размеров капитала. Род занятий определялся сословным происхождением, а не только желанием создать собственное дело[9, с.27].

Купеческая деятельность главным образом, сводилась к торговле и перепродажам. Торговали всем: мехом, сырьем, лесом, продовольствием. Природных богатств было много, страна — большая, и необходимость обеспечения логистики обусловила появление судовладельцев и транспортных компаний [8, с.36]. Собственно, этим частный бизнес Древней Руси и ограничивался. Существовали также ростовщики, но их деятельность считалась аморальной на Руси во все времена, и превышение ростовщиком определённой процентной ставки преследовалось законодательно[8, с.38]. В России практически невозможно было стать предпринимателем «с нуля».

В XV—XVII веках предпринимательская деятельность начинает регулироваться специальными нормами: различного рода грамотами, судебниками, в соответствии с которыми с 1497 года вводится в действие нотариальная (крепостная) форма сделок. Широкое распространение получает письменный договор.


Крупнейшим памятником русского феодального права является Соборное Уложение 1649 года, которое представляло собой кодификацию всех основных отраслей законодательства. Уложение включало 967 статей и 25 глав по направлениям: о суде, вотчинах, богохульниках и т.д., однако распределения по конкретным отраслям права здесь не было[7, с.44].

Для разрешения частных споров в России того времени существовали третейские суды, которые назначались по просьбе сторон. Соборным Уложением было установлено, что решение третейского суда обязательно для исполнения, также уложением предусматривался вопрос сервитутов, который постепенно оформился в теоретическую базу понятий частной собственности.

После отмены крепостного права российское купечество увеличилось почти в два раза — со 125 до 230 тысяч. Люди, получив относительную свободу, смогли сами выбирать дальнейший путь развития. Отпущенные крестьяне получили возможность свободно наниматься на работу, накапливать капитал и начинать собственное дело, хотя делать это торопились далеко не все, так как культура предпринимательства в России в принципе отсутствовала[1, с.32].

В период правления Петра I начинается унификация российского законодательства в соответствии с европейским правом. Возникают передовые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, такие как: артели, компании, простые товарищества, товарищества на вере. Российскими предпринимателями совместно с иностранными пайщиками создаются акционерные компании. Развитие предпринимательской деятельности продолжает контролироваться государством посредством Берг-коллегии, Мануфактурколлегии и Коммерцколлегии. Деятельность Коммерцколлегии, которая занималась торговлей, регулировалась Регламентом 1719 года. В 1725 году с учетом иностранного законодательства был подготовлен проект нового Уложения, который включал четыре книги: «О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, опеке, торговле, брачном праве, наследовании) [8, с.89].

Вексельный устав, принятый в 1729 году имел большое значение для расчетов предпринимателей, но после смерти Петра I усилиями дворянских реакционеров кодификация была приостановлена, и Верховный Тайный совет постановил разобрать законы по старому Соборному Уложению, дополнив их положениями Указа о единонаследии. В 1800 году был принят Устав о банкротах, регламентирующий ведение учета и бухгалтерии всеми торговыми людьми по определенному образцу[2, с.13].


Предпринимательская деятельность на Руси столетиями велась в интересах укрепления государства и содержания многочисленной армии. Торговая жизнь имела особое значение в объединении и освоении русских земель. Большое количество людей занималось экономической деятельностью, и было заинтересовано в ее результатах.

Активное развитие предпринимательства в России было связано с характером народа сложившимся исторически - расчетливым, деятельным, целеустремленным. Важное место в развитии русского предпринимательства занимало купечество. Купцы-профессионалы и купеческий капитал, возникшие в XI веке являлись самой активной во всех отношениях частью населения. Купцы вели торговлю и промысловую деятельность артелями или компаниями. К XVII веку в городах складывается купеческая иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы[8, с.44]. Самые основательные предприниматели объединялись в торгово-промышленные ассоциации. Купцы, входившие в ассоциацию, обладали большими привилегиями в случае финансовых трудностей им предоставлялись кредит или безвозмездная помощь. Вступить в ассоциацию мог только состоятельный предприниматель. Кроме ассоциаций в русских городах существовали и другие профессиональные объединения предпринимателей.

Со времен Ивана Грозного символом русского предпринимательства стали купцы Строгановы, ставшие основателями солеваренного дела. Строгановы вели обширную торговлю с иностранными купцами, строили в России заводы, прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством. Эта династия предпринимателей просуществовала около 500 лет. Наряду с купцами Строгановыми успешно работали их конкуренты - крупные солепромышленники и торговцы Светешниковы, Шорины, Никитниковы и др. Нередко русские купцы наряду с торговлей какими-либо товарами участвовали в организации их производства. Так, например династия уральских заводчиков Демидовых, славившихся производством железа и оружия, которое продавали и за рубеж.

Вывод: Наибольшее распространение на Руси получила ярмарочная торговля, что было исторически обусловлено инициативным, свободным характером развития хозяйства в России, которому был чужд централизм и административный нажим. Для русских предпринимателей ярмарка была одной из самых доступных, понятных и привлекательных форм хозяйственного общения, которые развивались в рамках народных обычаев и традиций, в основе которых лежала жизнь крестьянской Руси.


3.2 Предпринимательство в России 19 века

Начало нового революционного этапа в истории предпринимательства России ознаменовало проведение в жизнь великой реформы 1861 года, благодаря которой большому количеству освободившихся крестьян позволили становиться наемными рабочими на частных предприятиях или даже самим организовать собственное дело. Отмена в России крепостного права в 1861 году стала важным событием в истории предпринимательства, развивается новая экономическая формация - капитализм, втягивающий в мировое товарное обращение окраины России, распространению наемного труда, росту капиталистических отношений[13, с.15].

Отмена крепостной зависимости крестьян от помещиков касалась небольшой части сибирского населения. Помещичьи крепостные крестьяне составляли лишь одну тысячную часть жителей Сибири. В 1858 -1859 годах в Сибири насчитывалось только 36 помещиков, владевших населенными имениями. Но отмена крепостной зависимости оказала влияние на рост переселения в Сибирь и распространение капитализма вширь - на сибирские окраины[1, с.24]. Оно вело к хозяйственному освоению новых земель, давало толчок разложению крестьянства на местах нового поселения. Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капиталистических отношений в сельском хозяйстве, но оставшиеся в нем докапиталистические пережитки его тормозили.

Для промышленной и торговой буржуазии центра развитие местной промышленности не было невыгодным. Опасаясь конкуренции со стороны сибирских товаров, для ее устранения была основана система кредитования сибирских купцов капиталистами центра. Они получали кредит в основном товарами, а не деньгами и таким образом, становились посредниками между европейскими и сибирскими рынками, а вовсе не самостоятельными предпринимателями, имеющими крупный капитал[11, с.47].

Сибирская буржуазия, продавала товары, получаемые из центра с высокой наценкой, скупала и перепродавала продукты сельского хозяйства и пушнину, прибегая к ростовщичеству, и поэтому считала торговлю более выгодным делом, чем организацию промышленного предпринимательства. Сибирские купцы обладали промышленными предприятиями, но они у них занимали второстепенное место по сравнению с торговлей.

На слабое развитие промышленности в Сибири влияла недостаточная заселенность и хозяйственное освоение территорий, что приводило к ограничению рынка сбыта промышленной продукции, удаленность от крупных промышленных центров при плохих путях сообщения. Местная промышленность не имела возможности конкурировать с более развитой промышленностью Европейской России и Урала[11, с.16].