Файл: «История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предпринимательство зародилось в тот момент, когда люди начали заниматься натуральным обменом. Довольно примитивные технологии, ручной труд и общинный уклад жизни привели к необходимости обмена одного товара на другой. Наиболее предприимчивые граждане быстро догадались, что, при создании дефицита на определенный вид товара, можно поднять его стоимость и тем самым, сделать более ликвидным[11, с.56].

С зарождением капитализма образ делового предприимчивого человека стал постепенно складываться в то, что мы сегодня привыкли понимать под словом «бизнесмен».

Капитализм, возникший на Западе, приобрел новое значение, появились новые его формы, типы и направления, которых прежде нигде не было. Торговцы существовали во всем мире крупные и розничные, занятые местной и ино­земной торговлей, производились ссудные операции всех видов, существовали банки с самыми разными функциями, напоминающими западные банки XVI века. Повсюду, где государственные учреждения нуждались в денежных средствах, возникал заимодавец, который финансировал войны, всевозможные поставки и строительство при освое­нии новых стран, выступал колонизатором, плантатором, который использовал труд рабочих или рабов, в конце концов, заимодавец являлся «спекулянтом» в различного рода денежных опе­рациях. Представители предприниматель­ства такой формы были капиталистическими авантюристами, существовавшими во всем мире. Их шансы на успех, исключая торговые и финансовые операции, могли носить чисто иррационально-спекулятивный характер, либо были направлены на насилие, добычу выгоды, которая извлекалась в ходе воен­ных действий или при длительной эксплуатации государственных подданных[5, с.50].

Наряду с этим ти­пом капитализма Западу стал известен и дру­гой, выраженный в рациональной капиталистической организации свободного труда.

Европа пришла к капитализму через религию. Протестантизм, который возник в противовес католицизму, создал новую модель этики, где главной ценностью стал упорный труд, а не накопление денег как осязаемого эквивалента божественной благодати. Германия, Англия и Голландия жили по принципу: если ты трудишься в поте лица, считаешь каждую копейку и заставляешь ее работать, в итоге ты успешный член своего общества, ты избран богом и будешь спасен[5, с.98].

В Германии наилучших экономических успехов добились протестанты: именно они являлись основой предпринимательства и высококвалифицированных технических специалистов. Характерной чертой протестантских обществ является ведение коммерции в качестве богоугодного вида деятельности, а не только ради увеличения личного потребления. Не одно поколение людей, воспитанных на принципах уважения к труду, сделали европейскую экономическую модель такой, какой она существует сегодня.


Вывод: Таким образом, предпосылкой для формирования предпринимательства послужили: во-первых разделение труда, требующее обмена натуральным продуктом; во-вторых, особое отношение к самой деятельности, рассматривавшее труд как особый способ самореализации, что в итоге закрепилось как отдельная деятельность, ориентированная на успех и удовлетворение потребностей.

2.2 Основные этапы развития предпринимательства за рубежом

Древний Период

В древнем мире основная экономическая деятельность большинства людей была связана с сельским хозяйством, но вместе с тем в городах широко распространялась коммерческая деятельность, или предпринимательство. На Среднем и Ближнем Востоке предпринимательство считалось весьма почитаемым занятием. Многие из дошедших до нас папирусов и глиняных дощечек имеют записи торгового характера.

Наиболее активными купцами повсеместно признавались финикийцы и греки, которые способствовали активному развитию предпринимательства греки. В отличие от частной предпринимательской деятельности, торговля считалась функцией городов-полисов[12, с.67].

Деятельность предпринимательских организаций древнего мира преимущественно ограничивалась торговлей. Кроме того, у греков существовала довольно мощная добывающая отрасль, хотя объемы производства обрабатывающих предприятий были невелики; в большинстве таких предприятий, организованных в форме товариществ, работало всего несколько рабочих, главным образом рабов.

Рим продолжил традицию греков, но у них еще существовали крупные по тем временам банковские учреждения, предприятия по пошиву одежды, изготовлению кирпичей и посуды, рудники и плавильные мастерские. Тем не менее, предпринимательство древнего мира в основном было представлено торговыми предприятиями и предпринимателями, которые занимались торговлей, кредитованием и откупом налогов [9, с.38].

Средневековый период

После падения Римской империи торговля, ремесла и промышленность продолжали развиваться в основном на Востоке, на Западе же крупномасштабная торговля почти отсутствовала вплоть до начала XIII века, когда ее возрождением занялись итальянские города. Средневековое производство преимущественно было ремесленным и домашним и основывалось на ручном труде.


Каждый крупный средневековый город имел два типа предпринимателей. К первому типу относились те, кого можно назвать мелкими капиталистами. Данная группа включала странствующих купцов, владельцев лавок, мелочных и уличных торговцев, которые обслуживали небольшой местный рынок. Вторая группа объединяла крупных предпринимателей, руководящих из своих контор разнообразной торговой и банковской деятельностью, а также членов ремесленных гильдий и цехов[1, с.81].

Предприниматели использовали различные формы организации предприятий. В мелком предпринимательстве обычной формой являлось единоличное хозяйство. Купеческая элита, как правило, организовывала товарищества.

На протяжении почти всего Средневековья основная часть торгового оборота приходилась на странствующих купцов, которым приходилось покрывать огромные расстояния и постоянно сталкиваться с опасностями. Общий товарооборот был невелик, поэтому и норма прибыли оказывалась низкой. Тем не менее, число активных торговцев было непропорционально велико. Покупая товары, они постоянно перебирались с одной ярмарки на другую[3, с.25].

Период Нового Времени

С середины XVI века появляются акционерные общества. Самыми знаменитыми среди таких акционерных компаний были английская Ост-Индская компания, учрежденная в 1600 году и голландская Ост-Индская компания, учрежденная в 1602году. Последнюю, принято считать первой акционерной компанией современного уровня, так как она была основана как постоянная организация, хотя первоначально ей было выдано разрешение только на 21 год, срок действия этого документа постоянно продлевался на протяжении почти двух столетий. Кроме этого, она имела уставной капитал с самого начала, тогда как у английской Ост-Индской компании он появился только в 1657 году[1, с.95].

Наделенные, в соответствии с разрешением, огромными привилегиями, Ост-Индские компании представляли собой настоящие государства в государстве. Они могли чеканить собственные деньги и принимать законы, содержать армию и флот, объявлять войны и подписывать мирные договоры. Голландская компания посылала свои корабли в Японию и на Яву и владела значительной частью Океании. Английская компания много лет управляла Индией на свое усмотрение. В период с 1683 по 1692 годы английская компания выплатила своим владельцам 400% прибыли на вложенный капитал. За время существования голландской империи, на протяжении почти 200 лет, ее Ост-Индская компания, сотрудничая с Амстердамской биржей и Амстердамским банком, получала в среднем 16% прибыли в год на вложенный капитал[5, с.42].


После 1760 года под влиянием промышленной революции в производстве начали применять машины, паровые двигатели и тяжелое оборудование, таким образом, производство начало теснить торговлю. Новая группа предпринимателей-промышленников, или промышленных капиталистов - пришла на смену торговцам, получив приоритет в деловых кругах. Но, в отличие от торговых предприятий, первоначально развитие промышленности начиналось на ограниченной территории - в Западной Европе и в Северной Америке.

Пришедшееся на тот же период строительство железных дорог не только позволило расширить рынок сбыта, но и создать спрос на тяжелое оборудование, что сильно ускорило развитие массового производства.

С начала 1800-х годов в промышленности преобладали мелкие и средние производители. На протяжении почти всего XIX века в рамках одной отрасли успешно взаимодействовали и сосуществовали давальческие системы, мануфактурное и ремесленное производство. Например, в хлопчатобумажной промышленности, капиталисты более охотно применяли давальческую систему, но кустарям удавалось нередко сохранить свою независимость. Надомная работа с давальческим сырьем с одинаковым успехом делалась как для фабрик, так и для независимых подрядчиков. В конечном итоге, технологические изменения и возросшая конкуренция интенсифицировали все эти формы организации производства[2, с.75].

Одной из основных причин увеличения средней численности занятых на предприятиях было массовое производство. Например, к 1853 компания «Нью-Йоркская центральная железная дорога» уже имела 2500 акционеров, а в железнодорожной компании «Делавэр и Гудзон» работало 4200 человек. К концу XIX века компании некоторых производителей достигли размеров, которые были громадными по сравнению с началом столетия. Так, в XVIII веке на фабрике Боултона насчитывалось 1000 рабочих, а на предприятии Аркрайта работало 300 человек. В 1899 средняя численность занятых в американских промышленных фирмах составляла всего 22 человека, однако в компании «Карнеги стил» трудилось 40 тыс. человек. Спустя 50 лет компания «Дженерал моторз» сообщила, что на нее работают более 600 тыс. человек[1, с.24].

Несмотря на впечатляющий рост предпринимательства, долгосрочная политика развития предприятий в основном отсутствовала. Промышленники продолжали специализироваться лишь на тех деловых операциях, которые они хорошо знали, и избегали диверсификации. Кроме этого, они не разрабатывали сами и не стремились воспользоваться преимуществами уже разработанных новых инструментов и методов управления, маркетинга и финансов. Тем временем государство на протяжении всего XIX века проводило постепенную либерализацию хозяйственного законодательства[11, с.43]. В начале столетия выдача грамоты о присвоении статуса корпорации и разрешения на ведение операций предполагала установление особых отношений с государством; такие грамоты и разрешения имели транспортные организации общего пользования, например компании по строительству и эксплуатации дорог и каналов.


Слабости и недостатки предпринимательской структуры не остались незамеченными. Постепенно методы ведения дел улучшались. Тремя главными причинами такой эволюции были: общий процесс экономического роста, следствием которого стало укрупнение предприятий; действия самих предпринимателей, направленные на решение проблем ценовой конкуренции и преодоление слабой финансовой политики; изменения в экономической и социальной институциональной системе, такие как, рост профсоюзного движения и усиление роли государства, которые поставили перед предпринимателями целый ряд новых проблем [11, с.63].

В конце XIX - начале XX веков фирмы, применявшие в производстве товары для национального и международного рынков, высокопроизводительные энергоемкие технологии, как правило, вкладывали средства в профессиональный менеджмент. Хотя существовали и другие способы достижения экономии, на масштабах производства и объеме рынка.

И для торговцев древней Месопотамии, и для мелких капиталистов-владельцев небольших магазинчиков, и для современных многонациональных корпораций прибыль всегда была и остается важнейшим критерием их деятельности, поэтому вполне разумное обобщение состоит в том, что большинство предприятий постоянно балансирует между успехом и провалом, причем успех приходит реже, чем банкротство[1, с.75].

Во время великих депрессий, подобных депрессии 1930-х годов, корпоративный сектор в целом несет убытки, и многие фирмы терпят банкротство. Даже в периоды наивысшего экономического подъема число банкротств остается высоким. Многие из образовавшихся в результате слияний и поглощений компаний, не смогли сохранить свои господствующие позиции на рынке, так как оказались не в состоянии предотвратить проникновение в свои отрасли новых и, в конечном счете, превосходящих их соперников. По множеству причин, главным образом из-за банкротств, лишь немногие фирмы в течение долгого времени остаются «на плаву». В действительности из каждых пяти компаний четыре прекращают свое существование впервые 10 лет. Тем не менее, имеется несколько очень старых фирм, как американских, так и европейских.

История немецких пивоварен, французских винных погребов и датских и шотландских винокуренных заводов начинается задолго до американской Декларации независимости; отдельные предприятия такого рода возникли еще до открытия Америки. Некоторые европейские банки также очень стары. Основанный в 1609 Банк Амстердама был первым банком к северу от Альпийских гор. Образование Банка Англии относится к 1694. До наших дней дожила британская компания «Гудзонз бей компани» («Hudson's Bay Company»), получившая королевскую грамоту с разрешением на ее создание в 1670 и превратившаяся в канадскую корпорацию в 1970.