Файл: Баланс и отчетность (Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, виды и назначение бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.2 Пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности и их требования
1.3 Качественные характеристики бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.4 Нормативно-законодательное регулирование составления отчетности в России
2 ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1 Структура и содержание бухгалтерского баланса
2.2 Структура и содержание отчета о финансовых результатах
2.3 Содержание пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах
3. Достоверность, или надежность. В отечественной и зарубежной учетной практике сложились разные подходы к данной характеристике. Так, согласно МСФО информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и пользователи могут положиться на нее. Надежность информации не гарантируется ее существенностью или уместностью. А в соответствии с ПБУ 4/99, где говорится, что отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности, достоверной считается отчетность, сформированная и составленная по правилам, установленным нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. По-видимому, считается, что этого достаточно для получения достоверной информации[12].
Кроме того, чтобы быть достоверной и уместной, информация должна быть своевременной. В России установлены конкретные даты представления отчетности, которые должны четко соблюдаться бухгалтерами. Но проблему своевременности можно трактовать шире, чем простое соблюдение установленных сроков. Годовая отчетность, представленная своевременно, тем не менее, отражает хозяйственную деятельность годичной давности, а в ряде случаев - более старую. Можно представить, какие трудности в управлении организацией испытывает ее руководитель или другой пользователь отчетной информации, пытающийся принять нужное решение на основе данных отчетности, отражающей события более чем годичной давности. Проблема своевременности остается одной из наиболее острых проблем учета и отчетности[13].
4. Полнота, или целостность означает отсутствие пропусков информации, которые могут дезориентировать пользователя. Например, дополнительная расшифровка состава основных средств, или дебиторской задолженности по срокам погашения, или сегментов бизнеса позволит пользователю принимать более обоснованные решения. В международных стандартах финансовой отчетности полнота информации увязывается с затратами на ее получение, а в российском законодательстве полнота определяется как отражение в учете всех фактов хозяйственной жизни организации, ее филиалов и подразделений на основе принципа рационального ведения бухгалтерского учета в зависимости от конкретных условий хозяйствования и размеров организации.
5. Правдивость следует рассматривать шире, чем простое документирование хозяйственных операций (на этом делается акцент в российском законодательстве), хотя документ является необходимым условием правдивости. Часто бухгалтерская оценка (особенно это касается финансовых активов), основанная на документах, не отвечает рыночным реалиям[14].
6. Нейтральность, или непредвзятость, информации - это отсутствие пристрастных оценок, нацеленных на оказание влияния на какую-либо категорию пользователей. Информация не является нейтральной, если при отборе или определенном представлении она влияет на решения и оценки пользователей таким образом, что достигаются предопределенные результаты или последствия[15].
7. Приоритет содержания перед формой. Многие проблемы в области бухгалтерского учета связаны с несоответствием юридической формы оформления операций и их экономическим содержанием. Например, финансовая (долгосрочная) аренда может быть оформлена как текущая, кредитование - как финансирование и пр. Данное требование зафиксировано в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», где говорится, что организация должна отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования[16].
8. Осмотрительность, или консерватизм подразумевает большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов[17]. Осмотрительность, однако, не позволяет создавать чрезмерные запасы, сознательно занижать активы или доходы или преднамеренно завышать обязательства и расходы. Соблюдать принцип осмотрительности необходимо вследствие неопределенности хозяйственной жизни. Примерами применения принципа осмотрительности российскими организациями являются создание резерва по безнадежным долгам и на обесценение ценных бумаг, а также оценка материально-производственных запасов и финансовых активов по низшей стоимости[18].
9. Сопоставимость. Для определения тенденций развития организации необходимо обеспечить методологическое единство отчетности, составленной в разные периоды времени. Вместе с тем сохранение организацией неизменной учетной политики (методов ведения учета и составления отчетности) в течение длительного времени не всегда возможно в силу меняющейся конъюнктуры рынка или законодательства. Влияние изменения методов учета на финансовые результаты, финансовое положение или движение денежных средств организации должно оцениваться в денежном выражении и доводиться до пользователя информации. Так, изменение методов оценки материально-производственных запасов может существенно повлиять на величину прибыли. Российские организации представляют отчетные данные за два года - на начало года (т.е. за прошлый год) и конец года. По российским нормам регулирования бухгалтерского учета данные предшествующего года подлежат корректировке в случае их несопоставимости с отчетными данными текущего года. Причины каждой корректировки должны быть раскрыты в пояснениях к финансовой отчетности. Таким образом, очевидно законодательное требование соблюдения принципа сопоставимости[19].
10. Периодичность отчетности. Непрерывная хозяйственная жизнь организации требует периодического подведения итогов. Останавливать для этого хозяйственные процессы нецелесообразно, а в большинстве случаев невозможно. Для составления отчетности деятельность организации останавливается условно и разбивается на временные отрезки - отчетные периоды. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» отчетный период определяется как период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность. В Положении по ведению бухгалтерского учета приводятся более конкретные даты составления отчетности. Так, годовая бухгалтерская отчетность российских организаций составляется за год, за период с 1 января по 31 декабря включительно[20].
Кроме того, организации составляют квартальную и месячную отчетность. Современные технические средства, используемые для обработки информации, позволяют получать отчеты ежедневно.
1.4 Нормативно-законодательное регулирование составления отчетности в России
Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации в то время выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности[21].
Согласно Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов[22].
Следовательно, первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а
также создан правовой механизма регулирования бухгалтерского учета[23].
В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет уполномоченный федеральный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности[24]. Появление этого документа трудно переоценить - в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерской отчетности наравне с предоставлением достоверной информации о финансовом состоянии и финансовых результатах деятельности экономического субъекта названо предоставление информации о движении денежных средств за отчетный период. Сейчас требование о том, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление не только о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности, но и об изменениях в ее финансовом положении, содержит ПБУ 4/99.
В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской (финансовой) отчетности как информации о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.
В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах», Указы Президента РФ, например, Указ от 1 апреля 1996г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп», Постановления Правительства РФ, например, Постановление от 6 марта 1998г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1995г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.
Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России[25].
Согласно статьи 21 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:
1. Федеральные стандарты;
2. Отраслевые стандарты;
3. Рекомендации в области бухгалтерского учета;
4. Стандарты экономического субъекта.
Стандарт бухгалтерского учета - это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета (п. 3 ст. 3 Закона № 402-ФЗ). Международные стандарты (МСФО) не поименованы в числе документов в области регулирования российского бухгалтерского учета, они лишь являются основой при разработке федеральных и отраслевых стандартов[26].
2 ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ФОРМ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
2.1 Структура и содержание бухгалтерского баланса
Баланс - старейший вид обобщения данных о финансово-экономической жизни компаний. Точные данные о происхождении бухгалтерского баланса неизвестны. В архивах компании Франческо Датини впервые в истории можно найти документально подтверждённый принцип применения двойной записи при отражении операций по счетам. Кроме этого в его торговой компании в первой половине 1390-х был составлен первый годовой бухгалтерский баланс, прототип современного. Первые теоретические сведения о нём были получены только в 1494 году, когда вышла в свет работа Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», содержавшая первое описание не только баланса, но и бухгалтерии в целом[27].