Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Нотариат в Российской Федерации
1.1. История развития нотариата в Российской Федерации
1.2. Понятие нотариата, его основные задачи и функции
Глава 2. Организация нотариата в Российской Федерации
2.1. Правовой статус нотариуса в Российской Федерации
В частности, каждый нотариус по должности является членом нотариальной палаты соответствующего субъекта Российской Федерации и несёт обязанности по содержанию своей нотариальной палаты. Нотариус обязан повышать свою квалификацию, хотя законодательством и не установлены конкретные формы и сроки для реализации этой обязанности.[30]
В то же время установление обязанностей нотариуса осуществляется законом в ином, чем в отношении прав нотариуса, порядке. Отсылка к законодательству субъектов Российской Федерации для целей установления обязанностей нотариуса отсутствует. Вместо этого в части второй ст. 16 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате указано, что нотариус выполняет свои обязанности «в соответствии с настоящими Основами, законодательством субъектов Российской Федерации и присягой». Слова «в соответствии» подразумевают, что законодательство субъекта Российской Федерации может лишь определять, каким образом будут исполняться обязанности нотариуса, но не создавать для него новых, не предусмотренных федеральным законом, обязанностей.
Органы нотариального сообщества также не вправе устанавливать для нотариусов обязанностей, а лишь могут принимать решения, регулирующие установленные федеральным законом обязанности, если такое право им предоставлено федеральным законом. Такая регламентация обязанностей нотариуса в полной мере соответствует конституционному принципу ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом.[31]
В завершение обзора правового статуса нотариуса следует упомянуть о механизмах контроля за деятельностью нотариусов и их ответственности, о чём подробнее будет рассказано далее. Контроль за законностью совершаемых нотариальных действий осуществляется судом. Общий контроль за деятельностью нотариуса, в форме проверок организации его работы, осуществляется нотариальной палатой, а для нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, органами юстиции.
За допущенные нарушения нотариус может в установленных случаях нести имущественную и дисциплинарную, а также уголовную ответственность, и ответственность в виде прекращения полномочий нотариуса в судебном порядке за допущенные в его деятельности нарушения.
2.2. Нотариальные палаты: организация и полномочия
Нотариат действует от имени государства, представляя его интересы в гражданско-правовых отношениях посредством совершения нотариальных действий строго в соответствии с законодательством РФ. В свою очередь, нотариат охраняет и частные интересы от произвольного вмешательства органов государства. В этом проявляется та двойственность, которая изначально присущая частному нотариату, позволяющая уравновешивать и частный, и публичный интересы.
Следует отметить, что вопрос относительно двойственности правового положения нотариальных палат является одним из актуальных в гражданском праве. Именно от организации деятельности нотариальных палат зависит контроль за профессиональной деятельностью нотариусов. Следствием хорошо налаженного контроля является обеспечение реализации и охраны прав и законных интересов лиц, обратившихся к нотариусу для получения квалифицированной юридической помощи.
Однако значимость нотариальной палаты [32] не ограничивается удовлетворением общественных запросов граждан и юридических лиц. Ее деятельность способствует становлению правового государства. [33]
По мнению О.М. Сычева, «одним из важных вопросов статуса нотариальных палат явился, как ни странно, вопрос об их количестве. Второй принципиальный вопрос – возможность передачи государством отдельных полномочий негосударственным организациям».[34]
В соответствии со ст. 24 Основ законодательства о нотариате «...нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой».[35]
Данное положение оспаривается В.С. Репиным, который полагает, что указание об обязательном членстве нотариусов должно быть устранено, поскольку оно противоречит ст. 30 Конституции РФ, которое предусматривает право каждого гражданина на объединение. Поэтому, по его мнению, в отдельном субъекте РФ может быть создано несколько нотариальных палат, но при условии исполнения требования добровольности объединения граждан. [36]
Для организации деятельности и координации работы нотариусов, занимающихся частной практикой, осуществления контроля за соблюдением их профессиональных обязанностей в каждом субъекте Российской Федерации, где есть такие нотариусы, образуется нотариальная палата. Как правило, в одном субъекте РФ существует одна нотариальная палата. В России есть нотариальные палаты, объединяющие нотариусов только одного нотариального округа, например, Нотариальная палата Санкт-Петербурга, Московская городская нотариальная палата. Большинство же палат объединяют нотариусов нескольких нотариальных округов. Так, членами Ленинградской областной нотариальной палаты являются нотариусы восемнадцати нотариальных округов, что соответствует числу административных районов в Ленинградской области.
Следует отметить, что Министерство юстиции РФ полагало, что создание нескольких нотариальных палат в одном субъекте РФ вполне допустимый процесс.[37] Однако специалисты в области нотариата (Г.Г. Черемных) отрицательно высказывались по вопросу создания параллельных нотариальных палат. [38]
Данная позиция нашла отражение и в проекте ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности», где в ст. 80 указано на то, что «нотариальная палата создается собранием нотариусов, осуществляющих свою деятельность в пределах субъекта Российской Федерации. На территории субъекта Российской Федерации создается и действует только одна нотариальная палата». [39]
Специалистов в области нотариата в большей степени волнует вопрос об организационно-правовой форме нотариальных палат. С.В. Смирнов, Т.Г. Калиниченко, В.А. Бочковенко предлагают определить нотариальные палаты как саморегулируемые организации. [40]
Следует отметить, что саморегулирование как правовое понятие появилось сравнительно недавно, оно было введено Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В ст. 2 этого ФЗ № 315 дается следующее понятие саморегулирования: «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или
профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил».[41] Согласно ст. 3 ФЗ № 315 саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.[42]
Исходя из этого А.Н. Кайль и А.А. Батяев делают следующие выводы: «Содержанием саморегулируемой деятельности являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль
за соблюдением требований этих стандартов и правил членами этой организации. Под стандартами и правилами саморегулируемой организации
понимаются требования к осуществлению предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. При этом федеральными законами
могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила в саморегулируемых организациях. По большому счету, суть саморегулирования состоит в передаче государством функций по установлению норм и правил поведения в определенной сфере профессиональной деятельности особому субъекту – саморегулируемой организации».[43]
Саморегулируемые организации обладают двойственной правовой природой: с одной стороны, это некоммерческие организации, и регистрируются они в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»,[44] с другой стороны, с даты включения в единый государственный реестр саморегулируемых организаций они приобретают особый публично- правовой статус.
Вполне естественно, что закрепленные Основами законодательства о нотариате публично-правовые полномочия нотариальной палаты, о которых говорилось в приведенном постановлении Конституционного Суда РФ, должны быть расширены, и в первую очередь, за счет предоставления ей права устанавливать обязательные для своих членов (нотариусов) стандарты и правила, как это предусмотрено ФЗ № 315. Они условно могут быть разделены на две группы: общероссийские (федеральные) и на уровне субъекта Российской Федерации (региональные).
Таким образом, нотариат как профессиональное сообщество нотариусов
должен представлять собой следующую организационную систему:
- нотариусы, объединенные в саморегулируемые некоммерческие организации – нотариальные палаты субъектов РФ;
- Федеральная нотариальная палата – саморегулируемая некоммерческая организация, объединяющая на условиях обязательного членства нотариальные палаты субъектов РФ.
Учитывая, что нотариальные действия совершаются нотариусами от имени Российской Федерации, безусловно, на региональном уровне не могут устанавливаться стандарты и правила общероссийского масштаба, и, прежде всего, касающиеся нормативно-правового обеспечения в сфере нотариата, порядка совершения нотариальных действий и нотариального делопроизводства. Эти вопросы должны относиться к компетенции Федеральной нотариальной палаты как общие вопросы деятельности нотариата.
В настоящее время согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313, Минюст России является уполномоченным государственным органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование, контроль и надзор в сфере нотариата.[45] Исходя из этого, порядок принятия названных решений представляется достаточно ясным: они должны приниматься Федеральной нотариальной палатой совместно с Минюстом России (как это и практикуется и сегодня) с обязательным оформлением принятых совместных решений в виде приказов министерства, с последующей регистрацией и опубликованием в порядке, установленном для принятия ведомственных нормативных актов. Именно такая форма принятия решений (стандартов и правил) позволит им иметь нормативный характер, а также обеспечить реализацию полномочий министерства, а главное – реализовать на практике сочетание принципов саморегулирования с государственным регулированием и контролем в сфере нотариата.
Несомненно, что инициатором и разработчиком проектов этих нормативных правовых актов должна выступать Федеральная нотариальная палата, как организация, в которой накапливаются вопросы нотариата (организационные вопросы, правоприменительная практика, а также нерешенные проблемы и задачи на перспективу и т. п.) и которая стоит ближе к нотариусам.[46] Такая организация работы позволит ввести действенное регулирование всех аспектов нотариальной деятельности, быстро и оперативно реагировать на изменения законодательства, в чем остро нуждаются нотариусы и чего сегодня, к сожалению, не происходит.
В настоящее время нормативная правовая база, которая должна обеспечить организационное и правовое регулирование сферы нотариата, недостаточна и крайне слаба.
Вполне очевидно, что решить все актуальные вопросы нотариата только одним федеральным законом, вряд ли возможно. Нотариальные палаты всех уровней при переходе на саморегулирование должны обладать полномочиями при выработке правил осуществления регулятивных и контрольных функций, реализация которых должна осуществляться ими по принципу разделения полномочий.
На этой основе внутренняя стандартизация системы нотариата должна определить организационное взаимодействие Федеральной и нотариальных палат субъектов РФ.
Безусловно, попытка создания особой категории юридического лица публичного права – саморегулируемых нотариальных палат сопряжена с теоретическими и практическими вопросами, но их необходимо решить, и чем скорее, тем лучше. И единственный путь – через принятие нового федерального закона.
По мнению С.В. Смирнова, Т.Г. Калиниченко, В.А. Бочковенко, «накопившийся в нотариате комплекс проблем требует реформирования и начинаться оно должно с организационных преобразований, главное из которых – перевод нотариата на принципы саморегулирования». [47]
Г.Г. Черемных (один из разработчиков ФЗ «О нотариате и нотариальной деятельности») также указывает на то, что «возможности Министерства юстиции РФ и его территориальных органов по контролю нотариальной деятельности по известным причинам крайне ограничены. В то же время практика показала, что такой контроль нужен. Более того, он должен быть более совершенен, чем в настоящее время. Без наделения нотариальных палат дополнительными полномочиями эту задачу не решить. Не решить ее и при сохранении статуса нотариальных палат как некоммерческих организаций. Поэтому будет правильным изменить этот статус, отказаться от статуса некоммерческих организаций. Основанием для этого может стать Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», который позволяет нотариальным палатам стать саморегулируемыми профессиональными организациями с широкими функциями контроля, в том числе контроля со стороны Федеральной нотариальной палаты относительно нотариальных палат субъектов Российской Федерации».[48]