Файл: Нотариат в РФ (Нотариат в Российской Федерации)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Институт нотариата обусловливается неповторимой частно-публичной природой, поскольку нотариус, занимающийся частной практикой, является абсолютно самостоятельным субъектом права, сам организует и содержит нотариальную контору, отвечает собственным имуществом за причиненный ущерб. В свою очередь, нотариусом может быть и лицо, совершающее нотариальные действия от имени Российской Федерации, взимая нотариальный тариф, равный государственной пошлине за их совершение. Контроль за деятельностью нотариуса осуществляют в том числе государственные органы юстиции. Все это нам представляется крайне интересной сферой для научного исследования, поскольку именно смешанная природа нотариата делает его таким неповторимым и многогранным.

По нашему мнению, нотариат - это крайне интересный общественно - государственный институт, где существует развитая система самоуправления в виде совокупности нотариальных палат, высокие требования к лицам, претендующим на звание нотариуса, а также развитая система нотариальных действий, которые позволяют гражданам и организациям эффективно защищать свои права и законные интересы, а также предотвращать или разрешать во внесудебном порядке возникающие юридические конфликты. Вышеперечисленные умозаключения обуславливают актуальность выбранной нами темы курсовой работы.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения в сфере осуществления нотариальной деятельности в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является законодательно закрепленные положения, касающиеся организации и функционирования нотариата в Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение общих положений о нотариате, его месте в системе органов Российской Федерации, изучение исторических источников, регламентировавших нотариальную деятельность, а также выработка на основании полученных выводов предложений об усовершенствовании нотариата в Российской Федерации.

Для достижения цели исследования в работе поставлены следующие основные задачи:  

- рассмотреть этапы исторического развития нотариата в Российской Федерации;

- рассмотреть понятие нотариата, определить его задачи и функции;

- определить правовой статус нотариуса в Российской Федерации ;

- изучить организацию и полномочия нотариальных палат.

При написании данной курсовой работы нами были изучено соответствующее законодательство, регулирующее нотариальную деятельность, где основополагающим нормативным правовым актом являются «Ос­новы законодательства Российской Федерации о нотариате», принятые 11 февраля 1993 года. Были изучены исторические источники, закрепляющие положения относительно нотариальной деятельности, соответствующей характеру изучаемого периода времени, анализ которых позволил нам определить основные этапы становления нотариата в Российской Федерации. Помимо законодательного закрепления, нотариальной деятельности в Российской Федерации посвящено немало публикаций в юридической литературе. Среди научных исследователей хотелось бы отметить Яркова В.В., Р. Н. Якшилову, Черемных Г.Г., Черемных И.Г., Югова А.А., Сычева О.М., Герасимова А.В., Борисову Е.А., Ралько В.В. и других, чьи труды мы изучали и впоследствии на них ссылались в курсовой работе.


Структура курсовой работы состоит из введения; двух глав, первая из которых состоит из трех параграфов; вторая – их двух; заключения и библиографии.

Глава 1. Нотариат в Российской Федерации

1.1. История развития нотариата в Российской Федерации

Возникновение нотариата обусловлено необходимостью содействовать субъектам в совершении сделок и закреплении приобретаемых прав в юридической форме, обеспечивать охрану и бесспорность прав участников гражданского оборота. На протяжении всей истории развития института государства и права нотариат является составной частью правовой системы большинства стран, поскольку осуществляемые нотариусами функции объективно востребованы обществом.[1]

В России нотариат как институт российского права призван также оказать позитивное воздействие на проводимые в стране социальные и экономические преобразования. Российский нотариат с момента возникновения прошел в своем развитии несколько последовательно сменяющих друг дру­га этапов, на каждом из которых происходило совершенствование (или упорядочивание) его организационного и функционального начала.

Точную дату возникновения нотариальных учреждений в Древней Руси установить не представляется возможным ввиду отсутствия на нее указания в исторических источниках. В связи с чем в научных кругах существует несколько теорий относительно момента возникновения нотариата. Так, некоторые авторы считают, что история российского нотариата восходит, по меньшей мере, к концу XV в. и что еще в Судебниках Ивана III (1497 г.) и Ивана IV (1550 г.) содержатся упоминания о лицах, которые занимались составлением и оформлением сделок,[2] а об использовании письменных документов говорится еще в Псковской судной грамоте 1467 г.[3] Большинство авторов начало первого периода относят к XVI в., считая организационной основой нотариата сословие «площадных подьячих». Это была своего рода корпорация профессиональных писцов, специализировавшихся на оформлении гражданских сделок в интересах обращавшихся к ним лиц и составлении документов за плату. Площадные подьячие объединялись в артели с взаимной круговой порукой. Контролировали их деятельность старосты.[4] Институт площадных подьячих свободно развивался под номинальным контролем государственной власти, а формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий в этот период определялись отдельными указами царя. По мнению большинства ученых, именно сословие площадных подьячих явилось квазинотариальным учреждением, «зародышем того органа публичной деятельности», [5] который впоследствии вылился в форму нотариата. Второй период датируется временным промежутком с 1649 по 1866 г., т. е. с момента вступления в силу Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Для этого этапа характерно бессистемное формирование различных нотариальных учреждений, создававшихся для регулирования различных групп правоотношений и осуществлявших свою деятельность под фактическим контролем государства.[6]


Принятие Временного положения о нотариальной части от 14 апреля 1866 года открывает третий период, который характеризуется появлением и функционированием единого универсального института нотариата как формы публичной деятельности независимых нотариусов, уполномоченных государством на совершение нотариальных действий, «предупреждающих нарушение права путем закономерного исключающего споры укрепления подлинных волеизъявлений сторон».[7]

Временное положение о нотариальной части 1866 г. стало важным этапом на пути становления института нотариата в России, но и оно не привело к решению всех проблем. Так, еще в начале прошлого века профессор В.И. Синайский отмечал, что русский нотариат не занимает достойного положения. Причины этого ученый видел в ненадлежащем устройстве нотариата, который «не организован на корпоративных началах, поставлен под контроль суда, разбит на младших и старших нотариусов, основан на специальном знании своего дела без необходимого общего образования».[8] Третий период фактически закончился после Октябрьской революции с принятием 24 ноября 1917 г. Декрета № 1 о суде, упразднившего существовавшие государственные органы власти, в том числе суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.[9] Как составная часть этой системы официально нотариат был упразднен несколько позднее, 23 марта 1918 г., Постановлением Совета Народных Комиссаров Москвы и Московской губернии, [10] поскольку функции, которые он выполнял, утеряли актуальность.

В четвертый (советский) период развития институт нотариата представлял собой государственный орган, входящий в систему органов юстиции, а государственный нотариус считался должностным лицом.[11] После изменения общественного строя и изменения правовой среды вследствие проводимых в России социально- экономических реформ значительно возросло общее количество инициальных действий, и государственный нотариат уже не мог справиться с возросшим объемом возложенных на него функций. Возникла необходимость создания в России негосударственного, так называемого частного, нотариата, и в 1993 году Верховным Советом Российской Федерации были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате,[12] в корне меняющие его организацию и деятельность применительно к современным условиям. Они обозначили начало нового (пятого) этапа, решавшего задачи возрождения, становления и развития нотариата в России. В настоящее время в Российской Федерации нотариальные палаты не входят структурно ни в одну из ветвей государственной власти и не являются государственным органом, а нотариус не является должностным лицом.[13] Не является нотариус и представителем государственной власти, несмотря на то, что нотариальные действия он совершает от имени Российской Федерации. В настоящее время нотариус – независимый представитель государства, наделенный им в установленном законом порядке правом совершать нотариальные действия. [14]


Таким образом, с момента возникновения нотариата его связь с государством не носила характер всецелой зависимости нотариусов от указаний государственных органов. Так, уже на этапе своего становления нотариат имел черты относительно независимой корпорации, имеющей органы нотариального самоуправления, наделенные значительными полномочиями по регулированию отношений внутри корпорации. История демонстрирует тенденцию постепенной эволюции статуса нотариуса от государственного служащего до лица независимой профессии, занимающегося своей деятельностью в соответствии с принципом независимости, в том числе и от государства. [15]

1.2. Понятие нотариата, его основные задачи и функции

В различных государствах мира свое отражение находят несколько типов нотариата, которые отличаются друг от друга как органи­зационно и, так и содержательно. В связи с чем, для уяснения особенностей данных различий важно сформировать представление о понятии, признаках нотариата в Российской Федерации, его правовой природе и месте в системе правопорядка государства.

Согласно ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате «нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе РФ защиту прав и законных интересов граждан и юри­дических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Рос­сийской Федерации».[16]

Исходя из данного законодательного положения, можно сформулировать понятие нотариата, под которым следует понимать систему органов и должностных лиц, на которых государством возложено выполнение предусмотренных законом нотариальных действий в целях обеспечения защиты и охраны прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.[17]

Из этого определения можно выделить ряд признаков, характерных для нотариата, первый из которых указывает на существование определенной системы. Справедливо замечание В. В. Яркова, И. Г. Черемных, Г. Г. Калиниченко и некоторых других авторов, которые уточняют, что система нотариата выступает частью государственной системы, независимо от способа своей организации.[18] В эту систему входят государственные и частные нотариусы, должностные лица консульских учреждений за рубежом, главы местной администрации поселений и специально уполномоченные лица местного самоуправления поселений. Мы также придерживаемся данного мнения и считаем весьма справедливым существования законодательного положения относительно равнозначного статуса нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах и занимающиеся частной практикой. Помимо этого нам представляется целесообразным включение в систему нотариата на законодательном уровне также лиц, которые в особой ситуации удостоверяют доверенности и завещания согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.


Следовательно, система нотариата со­стоит из нотариусов, осуществляющих свою деятельность в государственной нотари­альной конторе, занимающихся частной практикой, а также других уполномоченных на совершение предусмотренных Основами дей­ствий лиц (например, должностных лиц консульских учреждений).

Однако система нотариата независимо от способа своей организации является публично-правовой по организации и содержанию своего функционального предназначения и является частью государственной системы. Наряду с этим, нельзя отвергать и частно-правовую природу нотариальной деятельности, которая прочно закреплена в ряде нормативно-правовых актов.[19] По нашему мнению, данная «двойственность» нотариальной деятельности, оказывает противоречивое воздействие на развитие института нотариата в нашем государстве, что особенно стало наблюдаться в последнее время.

Второй признак нотариата определяет задачи, возложенные государством на «систему», заключающиеся в совершении перечисленных в Основах нотариальных действий, а также в оказании юридической помощи.

Третий – позволяет выявить цель, достигаемую за счет реше­ния указанных задач и направленную на обеспечение законности, юридической безопасности в частноправовых отношениях и, как следствие, обеспечение публично-правовых интересов государ­ства и общества в стабильности гражданских, семейных правоот­ношений.

Деятельность нотариата основывается на принципах, закрепленных в право­вых нормах и отражающих наиболее существенные черты дея­тельности нотариальных органов. К этим принципам относятся:

- законность нотариальной деятельности, означающая обя­занность нотариуса точно и неукоснительно следовать предпи­саниям норм законодательства РФ;

- охрана интересов физических и юридических лиц, заинте­ресованных в совершении нотариальных действий;

- ведение делопроизводства на русском языке или на языке, определенном законодательством субъектов Российской Феде­рации;

- соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий.[20]

Важное значение для деятельности нотариуса имеют про­цессуальные нормы, обеспечивающие правильное и быстрое разрешение дела. Строгое соблюдение заранее предусмотрен­ных и установленных законодательством РФ правил соверше­ния нотариальных действий обеспечивает законность и поря­док деятельности нотариальных органов.

Основные задачи нотариата сформулированы в ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате и заключаются в охране собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений, укреплении законности и правопорядка, предупреждении правонарушений путем своевременного и соответствующего нормам законодательства РФ, удостоверении договоров и сделок, оформлении наследственных прав, совершении исполнительных надписей и иных нотариальных действий.[21] Суть деятельности нотариальных органов состоит прежде всего в том, чтобы обеспечить реальность приобретаемых прав и закрепить их установленной юридической форме.