Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права (Методы правового регулирования в предпринимательском праве).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип достижения баланса государственного и иного социального регулирования предпринимательской деятельности. Содержание указанного принципа помимо применения различных форм и средств государственного регулирования (воздействия) на экономику, по нашему мнению, должно также включать механизмы оценки качества регуляторной среды и основания для применения тех или иных способов социального регулирования.

Без труда можно увидеть, что вышеуказанные отраслевые принципы предпринимательского права могут выступать регулятором каждого эле­мента предмета предпринимательского права.

Принципы отдельных правовых институтов предпринимательского права, как правило, находят свое закрепление в специальном законодательстве. Например, принципами государственно-частного и муниципально-частного партнерства (далее - ГЧП) согласно ст. 5 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально- частном партнерстве в Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ, в частности, являются: открытость и доступность информации о ГЧП, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну; равноправие сторон соглашения о ГЧП и равенство их перед законом; обеспечение добросовестной конкуренции; автономия воли, имущественная самостоятельность сторон соглашения о ГЧП и свобода соглашения о ГЧП; обеспечение баланса частных и публичных интересов участников ГЧП.

К числу принципов института технического регулирования в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ относятся принципы соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, уровню научно-технического развития; единой системы и правил аккредитации; единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок и т. д.; принципы института лицензирования легализованы в ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ15: установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом; установление единого порядка лицензирования; открытость и доступность информации о лицензировании и т. п.

Помимо указанных институтов, специфические принципы правового регулирования характерны и для других институтов предпринимательского права: саморегулирования, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, банковского надзора и др. Система принципов предпринимательского права сочетает в себе не только правовые принципы, но и принципы-идеи. Как известно, принципы права проходят три стадии реализации: правосознание, норма права, правоприменение.


С учетом этого они подразделяются на собственно принципы права и на идеи-принципы, не отраженные в правовых формах, которые только впоследствии находят свое отражение в норме права. «Идеи-принципы создают базу для разработки и внедрения на практике межотраслевых и отраслевых принципов права». В качестве идеи-принципа выступает принцип достижения баланса государственного и иного социального регулирования предпринимательской деятельности, поскольку он не легализован ни Конституцией РФ, ни федеральными законами.

Современные реалии свидетельствуют о бессистемности, противоречивости и пробельности предпринимательского законодательства. Это вызывает большие сложности в правоприменительной деятельности. Для практиков большую помощь могли бы оказать нормы-принципы предпринимательского права, которые применяются для усиления аргументации по делу, в процессе юридического толкования, при применении аналогии права, при непосредственном использовании как норм прямого действия.

В условиях стремительно развивающихся отношений в сфере предпринимательской деятельности особое значение приобретают принципы-идеи, которые, на наш взгляд, обладают функцией прогнозирования вектора развития правового регулирования применительно к тем сферам общественных отношений, которые на сегодняшний день пока не получили должного нормативно-правового обеспечения. Принципы-идеи должны лежать в основе правотворческой деятельности уполномоченных государственных органов и правоприменительной практики судебных органов. Кроме того, они имеют огромное значение для хозяйствующих субъектов, заинтересованных в правовой определенности их деятельности, что, безусловно, будет оказывать благотворное влияние на экономическим рост в нашей стране.

Заключение

Осуществление экономической реформы в России, процессы демонополизации, приватизации не только привели к серьезному обновлению законодательства, регулирующего отношения в сфере экономики и управления ею, но и ввели в оборот такие понятия, как предприниматель, предпринимательская деятельность, рынок товаров и т.д.

Переход к рыночным отношениям, коренные изменения государственного регулирования экономики объективно потребовали усиления роли законов в правовом регулировании, создание новой правовой основы предпринимательской деятельности, базирующейся на равенстве различных организационно-правовых форм предпринимательства.


Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними отношения, в том числе отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности. Также предпринимательское право можно рассматривать как отрасль законодательства (совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность).

Предметом отрасли предпринимательского права являются:

  1. отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности; 2) отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими; 3) отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности. Метод предпринимательского права является комплексным, что обусловлено спецификой предмета данной отрасли права. Метод правового регулирования предпринимательского права основан на сочетании диапозитивных и императивных правовых норм.

Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.

Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:

-  императивный метод - метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги и т.д.);

-  диспозитивный метод - предоставляет субъектам свободу выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некоторые условия договоров по соглашению сторон) и др.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в предпринимательском праве используется императивно-диспозитивный метод правового регулирования.

Урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на участников рынка, которые связаны взаимными правами и обязанностями, являются предпринимательскими правоотношениями. Они представляют собой правовую связь между субъектами, содержание которой составляют субъективные права и обязанности.


Принципы предпринимательского права - это основные начала, характеризующие систему предпринимательских отношений, определяющие основу их строения и развития. К ним относятся: 1) принцип свободы экономической деятельности; 2)принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в Российской Федерации; 3) принцип признания разнообразия форм собственности, их юридического равенства и равной защиты; 4)принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Перечисленные принципы нашли отражение в Конституции РФ, можно назвать еще ряд принципов, важнейшими из которых являются принцип законности и принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2019)// Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - Ст. 3301.
  3. Балашова Э.Г. К вопросу о формировании принципов предпринимательского права//В сборнике: верховенство права и правовое государство сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 42-46.
  4. Высоцкая Т.Р. Предпринимательское право в России//В книге: экономический рост и приоритеты правовой политики монография. Пенза, 2017. С. 62-69.
  5. Гапоненкова П.А. Разграничение предметов правового регулирования гражданского права и предпринимательского права // Актуальные проблемы современной юридической науки: IV Заочная научно-практическая конференция: Сборник материалов по результатам конференции. - Челябинск, 2014. - С. 10-14
  6. Губин Е.П. Предмет предпринимательского права: современный взгляд // Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2014, № 2. - С. 9-14
  7. Дмитриев Э.Е. Российское предпринимательское право как комплексная отрасль права // Современные проблемы юридической науки: Материалы X Международной научно-практической конференции молодых исследователей (Юридический факультет Южно-Уральского государственного университета, 18-19 апреля 2014 г.) В 2-х частях. - Челябинск: Цицеро, 2014, Ч. I. - С. 158-159
  8. Ефимова О.В. Предпринимательское право. Учебник и практикум.-М.:Юрайт, 2017.-318с.
  9. Карачун М.А. Предпринимательская деятельность - предмет предпринимательского права//В сборнике: Актуальные проблемы правового обеспечения профессиональной деятельности. Мир науки Материалы конференции. 2018. С. 127-130.
  10. Кванина В.В. О структуре предмета предпринимательского права//Предпринимательское право. 2016. № 1. С. 3-9.
  11. Кванина В.В., Громова Е.А., Спиридонова А.В. К вопросу о системе принципов предпринимательского права//Бизнес, менеджмент и право. 2018. № 5 (39). С. 18-21.
  12. Клеандров М.И. Изменения Конституции Российской Федерации и предпринимательское право // Предпринимательское право. - М.: Юрист, 2014, № 1. - С. 3-10
  13. Колесникова М.М. Проблема разграничения предметов правового регулирования коммерческого и предпринимательского права//Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2015. № 1 (26). С. 55-60.
  14. Куркина Н.В. К вопросу о государственном регулировании предпринимательской деятельности//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2016. № 2. С. 43-52.
  15. Лаптев В.А. Конституция России как основной источник предпринимательского права//Lex Russica. 2015. Т. 103. № 6. С. 39-47.
  16. Лаптев В.А. Предмет современного предпринимательского права//Государство и право. 2015. № 3. С. 17-28.
  17. Лысенко Е.С. О месте предпринимательского права в системе правовых отраслей//Евразийский юридический журнал. 2017. № 1 (104). С. 155-157.
  18. Лысенко Е.С. Определение предмета предпринимательского права//Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2016. № 3 (73). С. 33-37.
  19. Осипов М.Ю. О месте и роли предпринимательского права в системе отраслей российского права//Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 1 (2). С. 73-80.
  20. Пашков А.В. К вопросу о предмете правового регулирования современного предпринимательского права России // Предпринимательское право. Приложение к журналу. - М.: Юрист, 2014, № 3. - С. 49-53
  21. Попондопуло В.Ф. Государство и предпринимательство: проблемы взаимодействия//Юрист. 2015. № 20. С. 4-9.
  22. Страбыкина Ю.С., Конкина А.В. Подходы к предмету предпринимательского права//В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам XXXIX студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 254-260.
  23. Шахаева А.М. Понятие и содержание принципа добросовестности в предпринимательском праве//Юридический вестник ДГУ. 2017. Т. 21. № 1. С. 85-88.
  24. Шахаева А.М. Принципы разумности и добросовестности в предпринимательском праве//В сборнике: наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 145-147.
  25. Юзвенко Н.С., Щенникова А.А., Храмова Е.А. Источники предпринимательского права//Colloquium-journal. 2018. № 3-4 (14). С. 77-78.