Файл: Построение организационных структур (Основные подсистемы управления предприятием).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Основные принципы управления деятельностью предприятием

Предприятие как объект управления имеет свои характеристики, влияющие на построение и функционирование системы менеджмента и эффективность работы. Эти характеристики меняются под влиянием внутренних и внешних факторов, вызывая необходимость изменения организационных форм. управление эффективностью - главная задача, которую менеджмент должен решать постоянно и системно. Только такой подход дает возможность получить результаты, соответствующие целевым установкам предприятий.

Вместе с тем эффективность предпринимательской деятельности неразрывно связана с формами хозяйствования, размерами предприятия, особенностями предпринимательской деятельности. Для современной экономики характерно то, что в в ее составе находится незначительная часть государственных предприятий, полугосударственных фирм. В развитых странах мира доминирует управление не частных владельцев или государственных управленцев, а менеджеров-профессионалов, имеющих статус исполняющего обязанности собственника по управлению. Такое сочетание собственности и управления означает, что только результативная работа менеджера на фирме создает для него возможности реализовать свои интересы в виде высоких доходов и собственной репутации и превращает его в хозяина предприятия, заинтересованного в эффективном использовании ресурсов. [10, с. 307]

В малых и в части средних предприятий управление осуществляет непосредственный владелец, что однако не умаляет значения профессионального менеджмента и для этой группы предприятий.

Однако владельцы не могут допустить бесконтрольности деятельности менеджеров своих предприятий. Для этого широко используются такие механизмы обеспечения интересов собственников предприятий, как периодические проверки хозяйственной деятельности, аудит и т.д..

Управленческой работой занимаются руководители, специалисты, технические исполнители. Ведущее место среди них занимают менеджеры всех уровней управления - высшего, среднего, низшего, и различных подразделений предприятия - линейных и функциональных. Содержание, сложность, специфика деятельности менеджеров раскрываются в выполняемых ими функциях и разнообразных ролях в процессе управления предприятием.


Разделение управленческого труда осуществляется горизонтальным или вертикальным принципом. В современной рыночной экономике преобладают вертикальные структуры управления, где выделяются определенные уровни руководства - низовой уровень, или операционные руководители, управленцы среднего звена и управленцы высшего звена. им соответствуют технический, управленческий и институциональный уровни управления.

В процессе управления сейчас происходят изменения, связанные с тем, что люди рассматриваются как основной ресурс организации. К определению целей организации и ее подразделений, процесса принятия управленческих решений привлекаются не только управленческие работники, но и весь персонал организации, то есть можно говорить о коллективном руководстве. В этих условиях важно, чтобы менеджер умел работать в управленческой команде и как лидер, и как рядовой член команды. Это повышает требования к его личностным качествам, умении строить взаимоотношения с сотрудниками. Менеджер должен стремиться стать истинным лидером в организации.

Сказанное определяет новые требования к менеджерам, их формирование как специалистов, навыков подготовки.

Менеджер на предприятии должен быть, прежде всего, активным, потому что он работает в нестабильной среде и с непредсказуемыми результатами деятельности.

В таких условиях поиск возможностей и предполагаемый риск для достижения эффективности производственной деятельности базируется на оптимальном использовании труда узкоспециализированных менеджеров, которые выполняют четко регламентированные обязанности.

Общепринято, что предпринимательские действия, связанные со значительным риском, определяются на высшем уровне управления. Однако эти действия базируются на информации и идеях менеджеров среднего звена, от профессионального уровня стратегических и тактических действий которых зависит успех организации, достижения ее целей. Вертикальное построение управления обеспечивает его четкость. Вместе с тем оно затрудняет определение вклада каждого звена в общий результат, который в конечном итоге в значительной степени зависит от эффективности взаимодействия всех уровней управления.

Учитывая вышеперечисленное, значительная часть предпринимателей сейчас пытается перейти к горизонтальной структуры управления, отказываясь от иерархии и обособленности функциональных звеньев управления. Эта концепция управления базируется на использовании концентрации усилий всех менеджеров на достижении успеха предприятия.


Управление не имеет строгого разграничения между управленческими структурами. Лишь несколько менеджеров высшего звена распоряжаются финансовыми и трудовыми ресурсами, а остальные работают совместно в группах над решением основных вопросов развития фирмы. Это создает возможность для снижения затрат, сокращения производственного цикла, повышения активности реагирования на требования потребителей и рыночные потребности. Низовые группы в организациях несут ответственность за отдельные виды продукции; в рамках этих групп личный успех определяется умением работать на стыке различных функциональных процессов, со специалистами различных профилей.

Деятельность предпринимательских структур в современных условиях хозяйствования свидетельствуют о том, что деятельность менеджеров имеет такие положительные черты, как стремление работать с коллективом, демократизм в общении и решении производственных вопросов, взаимопомощь и взаимодействие и т.д..

Одновременно первые шаги становления рыночной экономики сопровождаются многими негативными чертами. В этих условиях первостепенной задачей является построение системы управления на основе систематического менеджмента, который был характерен для периода формирования рыночных отношений, крупных промышленных, строительных, транспортных, торговых предприятий и организаций.

Продуктивная деятельность этих предприятий требовала постоянного руководства работниками со стороны освобожденных менеджеров и определенного аппарата управления. Вместе управленческая деятельность могла дать положительные результаты только при условии расширенной организации труда. Но потому, что на предыдущих этапах развития этих предприятий организация труда была несовершенной, то ей необходимо уделять первоочередное внимание. Двигателем в построении управления на основе систематического менеджмента будут предпринимательские интересы. При этом следует использовать достижения научной мысли в сфере менеджмента.

В частности, для решения практических вопросов менеджмента нужно использовать достижения школы научного управления:

  • административное управление;
  • человеческие отношения, поведенческий, количественный подход;
  • процессный подход, который понимает управление как совокупность непрерывной серии взаимосвязанных управленческих решений;
  • системный подход, который считает каждое предприятие совокупностью взаимосвязанных элементов (люди, структура, технология, задачи), ориентированных на достижение различных целей в условиях, которые постоянно меняются, что предоставляет возможность применения различных методов, приемов, форм менеджмента в зависимости от определенной конкретной ситуации. [1, с. 152]

Самым эффективным будет тот, который наиболее соответствует конкретной ситуации. Предприниматели при этом должны исходить из целесообразности и возможности применения в своей практической деятельности тех или иных подходов, учитывая одновременно влияние их на эффективность.

2 Обоснование организационной структуры управления

2.1 Основные подсистемы управления предприятием

Современное предприятие и его основная организационная структура - производство относятся к категории сложных систем. Это обстоятельство должно быть учтено в анализе особенностей функционирования предприятия, оценке экономической эффективности и экономического управления.

Понятие «система» предполагает целостность объекта, состоящего из многих взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Функционирование этого объекта определяется сформулированными миссией и целями.

Большинство предприятий относится к многоуровневым иерархическим структурам со следующими характерными чертами:

  • автономность отдельных подсистем;
  • приоритет вышестоящих подсистем по сравнению с нижестоящими;
  • управляемость нижестоящих подсистем со стороны вышестоящих. [7, с. 203]

В системе управления, как правило, целесообразно наличие следующих взаимосвязанных между собой подсистем управления:

  • общей линейной;
  • целевой;
  • функциональной;
  • обеспечивающей.

В подсистеме общего линейного управления осуществляется вся общая управленческая деятельность руководителей организации, которые имеют право принимать окончательные решения по отношению к своему подчиненному персоналу и за результаты деятельности которых они должны нести ответственность.

В составе целевых подсистем осуществляется управление по достижению основных целей деятельности организации, которые обеспечивают выполнение миссии организации и ее генеральной цели. Конкретный состав целевых подсистем во многом зависит от предназначения и целей организации, но в любом случае целесообразно иметь в составе целевых подсистем системы управления, подсистему управления продукцией.

В функциональных подсистемах управления осуществляется специализированная управленческая деятельность, которая обособилась в результате кооперации и разделения труда. Ее состав зависит от выполняемых конкретных функций управления и применительно к производственной организации можно сгруппировать в комплексные функциональные подсистемы - технического руководства, экономического руководства и др.. [8, с. 114]


Состав обеспечивающих подсистем или подсистем обеспечения, определяется необходимостью эффективного обеспечения общего линейного, целевого и функционального управления. Главное, что при этом должны быть созданы условия, необходимые для обеспечения правомочности, обоснованности, достоверности, рациональности, своевременности и действенности всей системы управления.

Из условия связанности подсистем предприятия между собой, а также с системой-резидентом можно определить определенные требования к отношениям между подсистемами, которые существенно влияют на эффективность управления предприятием:

  • необходимость четкого согласования целей между уровнями подсистем и системы в целом;
  • обеспечения информационной совместимости подсистем, возможности оперативной обработки и передачи данных в следующие звенья системы;
  • применения единой формализации структуры информации в виде типовых документов, форм учета, показателей контроля функционирования подсистем и предприятия в целом;
  • обработка информации, поступающей в режиме реального времени.

Организация управления предприятием зависит от сложности его структуры, масштаба и вида деятельности, наличия связей с другими субъектами хозяйственной деятельности. Для большинства предприятий характерны три основных вида управления их деятельностью:

  • производственное управление;
  • организационное управление;
  • экономическое управление.

В сложных современных экономических условиях происходит процесс становления нового, так называемого корпоративного управления, для которого характерна корпоративная организация собственности. Это - объединение финансовых и промышленных предприятий, промышленных и торговых предприятий, создание банками лизинговых фирм, венчурных компаний, совместное участие нескольких предприятий в создании акционерного капитала одного предприятия. Права участников таких объединений зависят от процента акций, которые им принадлежат.

2.2 Централизация и децентрализация управления

В случае передачи значительной части полномочий, говорят о наличии децентрализованной организации.

Если ответственность сохраняется за подразделениями центрального аппарата фирмы, то используется термин «централизация». На самом деле, в любой организации является наличие и централизации, и децентрализации. Главный вопрос заключается в определении степени каждой из них. [3, с. 231]