Файл: Коммерческая деятельность, как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Коммерческая деятельность предприятий: роль, задачи, принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Торговая сеть предлагает возможность быстро и удобно с минимальными затратами времени и энергии на приобретение необходимых товаров и услуг по свободному выбору из широкого и глубокого ассортимента, рядом с рабочим местом и жильем, в удобном количестве.

Признаки, определяющие виды розничной сети:

1) стационарность;

2) профиль продукта.

По стационарности выделяют следующие типы торговых сетей:

  • стационарный (магазины);
  • полустационарные (павильоны, палатки, ларьки, киоски);
  • мобильный (доставка).

Торговый центр - это комплекс функционально и пространственно связанных предприятий торговли, общественного питания, бытовых и других видов услуг, который предоставляет населению широкий выбор товаров и услуг в одном месте и экономит время.

Структура розничной сети подразумевает соотношение разных типов компаний:

1. Соотношение компаний, торгующих продовольственными и непродовольственными товарами.

2. Доля специализированных магазинов в общем количестве ритейлеров.

3. Использованные методы продаж и обслуживания.

4. Взаимосвязь между торговым пространством, используемым для продажи определенных групп товаров.

5. Продолжительность использования коммерческих площадей в течение дня (режим работы).

6. Соотношение между коммерческими площадями компаний, расположенных в отдельных зданиях, и объединенными.

7. Процент магазинов, оснащенных холодильным оборудованием, включая компании, торгующие скоропортящимися товарами.

8. Средний размер торгового пространства магазина.

Специализация торговой сети является ограничением деятельности отдельных предприятий, торгующие определенными группами товаров.

В коммерческой работе при формировании ассортимента товар должен рассматриваться не как отдельный продукт, обладающий даже самыми высокими потребительскими свойствами, а как совокупность слагаемых, обеспечивающих наилучшее удовлетворение покупательской потребности [8, с.218].

Розничная и оптовая торговля постоянно развиваются, предлагая новые и современные подходы к построению и организации своей деятельности на рынке. Формирование требований к предприятиям различных форм деятельности происходит при постоянном изменении экономических, политических, социальных и экологических условий, что в свою очередь отражает условия поведения всех участников рынка.


Глава 3. Организация и совершенствование торговой деятельности розничного предприятия ООО «Фабрика-кухня»

3.1 Организационно-экономическая характеристика

ООО «Фабрика-кухня»

Общество с ограниченной ответственностью «Фабрика -кухня» (далее ООО «Фабрика-кухня») создано путем учреждения в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» в 2010 году [28]. Место нахождения ООО «Фабрика-кухня»: 156000, Российская Федерация, город Кострома, улица Симановского, дом 11. По данному адресу находится исполнительный орган ООО «Фабрика-кухня» - Генеральный директор. Основной целью создания предприятия является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли. Лицензируемые виды деятельности, перечень которых определяется законом, осуществляются на основании специального разрешения в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Основными видами деятельности ООО «Фабрика-кухня» являются:

- розничная торговля продуктами из мяса и мяса птицы, а также субпродуктами;

- заготовка, производство, хранение, переработка, реализация сельскохозяйственной продукции и лекарственного сырья; - внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность, экспортноимпортные операции;

- торгово-закупочная и коммерческо-посредническая деятельность, в том числе по продукции и товарам, приобретение и реализация которых осуществляется на основании специального разрешения (лицензии);

- организация оптовой, розничной торговли, в том числе комиссионной, подакцизными товарами, в частности путем создания собственной сети и аренды торговых площадей, магазинов, складов;

- проведение внешнеторговых и посреднических операций по приобретению за рубежом передовых технологий и оборудования, запасных и комплектующих частей к ним для последующей продажи на территории Российской Федерации, а также для собственных нужд;

- эксплуатация собственных и зафрахтованных (в том числе арендованных) транспортных средств, в том числе железнодорожного подвижного состава и автомобилей;

- привлечение заемных средств и инвестиций внутри страны и за рубежом в любых, применяемых в коммерческой практике формах, включая продажу и покупку акций, облигаций, векселей и других ценных бумаг;


- строительство, реконструкция, реставрация, ремонт производственных и внепроизводственных объектов и их эксплуатация.

Деятельность общества не ограничивается вышеназванными видами. Организация имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законодательством. Основной задачей предприятия является обеспечение каждого покупателя только свежими и экологически чистыми продуктами питания по доступным ценам, с этой целью была организована фирменная торговая сеть мясных лавок «Мясной двор», где представлен широкий ассортимент полуфабрикатов из мяса цыплят-бройлеров, свинины, утки, колбасных и деликатесных изделий, картофель. Компания ООО «Фабрика-кухня» имеет линейно-функциональную структуру управления.

Учитывая то, что организация ООО «Фабрика-кухня» является средней по размеру, линейно-функциональная структура управления является приемлемой. В дальнейшем, в случае расширения розничной сети мясных лавок «Мясной двор» по регионам, целесообразно пересмотреть организационную структуру в пользу дивизиональной региональной организационной структуры.

В компании работает более ста человек, основную долю в структуре персонала занимают работники торговой группы.

Сократилось количество сотрудников компании в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 5 человек только за счет работников торговой группы, численность сотрудников других подразделений осталась неизменной. В 2018 г. в связи с открытием новых торговых точек численность работников торговой группы увеличилась на 4 человека. Структура персонала на протяжении всего исследуемого периода, практически остается неизменной. Наибольший удельный вес приходится на работников торговой группы – 80%. Основной продукцией, которую реализует ООО «Фабрика-кухня» через розничную сеть мясных лавок «Мясной двор» является, естественно, мясная продукция (95% от общего объема реализации в денежном выражении), на стороннюю продукцию приходится 5% продаж в 2018 году.

В таблице 1 приведен анализ основных экономических показателей деятельности ООО «Фабрика-кухня» за 2016 – 2018 гг. Основанием для анализа послужили данные бухгалтерской отчетности. Данные таблицы 1, свидетельствуют, об ухудшении финансовых показателей ООО «Фабрика кухня» в 2018г. по сравнению с 2017г. В частности, валовая прибыль в 2018г. уменьшилась на 8 898 тыс. руб. (или на 8%) и составила 106 512 тыс. руб.

Таблица 1

Динамика основных экономических показателей


деятельности ООО «Фабрика-кухня»2016-2018гг.

Показатели

Годы

Абсолютное отклонение +/-

Темп роста, %

2016

2017

2018

2017 к

2016

2018 к 2017

2017 к 2016

2018 к 2017

Товарооборот (выручка от продаж) в действующих ценах, тыс.руб.

560002

674355

716124

114353

41769

120%

106%

Издержки обращения, тыс.руб.

76705

88910

98900

12205

9990

116%

111%

Валовая прибыль, тыс.руб

88778

115410

106512

26632

-8898

130%

92%

Прибыль от продаж, тыс.руб.

11982

26409

7612

14427

-18797

220%

29%

Чистая прибыль, тыс.руб.

8416

22367

23536

13954

1169

266%

105%

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс.руб.

11659

10767

9408

-892

-1359

92%

87%

Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности, тыс.руб.

10376

13412

15692

3036

2280

129%

117%

Средние товарные запасы, тыс.руб.

5924

6552

8170

628

1618

111%

125%

Денежные средства, тыс.руб.

7027

9178

14137

2151

4959

131%

154%

Собственный капитал, тыс.руб.

23525

31138

44089

7613

12951

132%

142%

Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности, тыс.руб.

13103

10221

9515

-2882

-706

78%

93%

Среднесписочная численность работников, чел.

131

126

130

-5

4

96%

103%

Производительность труда, тыс.руб.

4274,82

5352,02

1077,2

156,63

125%

103%

Рентабельность продаж, %

2%

4%

1%

+2

-3

200%

25%


Отрицательное влияние на сокращение величины валовой прибыли, оказал рост издержек обращения в 2018г. на 11%, в то время как товарооборот увеличился на 6%. Прибыль от продаж сократилась на 71% по сравнению с 2017г., спад произошел за счет роста коммерческих расходов. Уменьшение прибыли от продаж отрицательно сказалось на рентабельности продаж, в 2018г. рентабельность сократилась на 75%. Тем не менее, за счет прочих доходов, предприятия в 2018г. сумело достичь роста чистой прибыли на 5% по сравнению с 2017г. и на 180% по сравнению с 2016г. Все остальные показатели ООО «Фабрика-кухня» показывают динамику роста в 2018г. как по сравнению с 2017г., так и по сравнению с 2016г. За исключением среднегодовой стоимости основных средств, значение которой, уменьшается на протяжении всего исследуемого периода. Следует отметить, что сокращение стоимости происходит не за счет сокращения коммерческой деятельности, а за счет продажи не эффективно используемого имущества. Также наблюдается уменьшение величины кредиторской задолженности в течении 2016 – 2018 гг., при этом дебиторская задолженность увеличивается. Сокращение кредиторской задолженности свидетельствует о росте платежеспособности общества, что является положительным моментом. В то же время рост дебиторской задолженности свидетельствует об отвлечении средств ООО «Фабрика-кухня» с хозяйственного оборота. По мнению экономистов, оптимальным вариантом в деятельности предприятия, является небольшое превышение кредиторской задолженности над дебиторской. Так как при таком соотношении предприятие имеет возможность пользоваться в своей деятельности коммерческим кредитом [24, с. 15].

Таким образом анализ основных экономических показателей свидетельствует о положительной тенденции в развитии ООО «Фабрика-кухня», так как в течении всего исследуемого периода наблюдается рост чистой прибыли.

3.2 Оценка эффективности торговой деятельности

ООО «Фабрика-кухня»

Основными участниками коммерческой деятельности являются не только предпринимательские структуры, но и потребители. Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей выгодой является нужный ему товар (услуга), если он в большей степени удовлетворяет его потребности (потребительские интересы). Потребитель – не пассивный покупатель, а полноправный участник коммерческой деятельности, ее регулятор. Таким образом, важнейшим субъектом деловых отношений между поставщиками товаров и розничным звеном является именно потребитель.