Файл: Коммерческая деятельность, как категория рыночной экономики: содержание, цели, формирование (Коммерческая деятельность предприятий: роль, задачи, принципы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Широкий ассортимент товаров коммерческой компании позволяет ей выбирать конкретную целевую аудиторию. Формирование сферы коммерческой деятельности определяет ее способность организовывать коммерческую деятельность.

Экономика рынка подразумевает формирование компаний различных организационно-правовых форм, в основе которых лежат различные виды частной собственности. Предпринимательство – вид экономической деятельности, характеризующийся наличием хозяйственной деятельности по изготовлению и продаже продукции, выполнению работ или предоставлению услуг. Подразумевает постоянный характер, свободу при подборе направлений и методов деятельности, независимость в принятии решений, а также ответственность за принятые решения и их результаты. Важной отличительной особенностью коммерческой деятельности является ее направленность на получение прибыли, посредством чего в условиях развитой конкуренции удовлетворяются общественные потребности. Это важнейшее условие и фактор заинтересованности в результатах коммерческой деятельности. Осуществление данного принципа находится в прямой зависимости от части прибыли, оставшейся в распоряжении компании после уплаты налогов. Кроме того, появляется острая необходимость в создании такой экономической среды, прибыльно производить товары, снижать издержки.

Если рассматривать предприятие в качестве субъекта, занимающегося хозяйственной деятельностью, то необходимо не упустить наличие строго построенной системы организации коллектива, своей структуры, методики управления.

В наше время предприятия ведут свою деятельность в самых разных сферах хозяйствования, это может быть, как одно направление, так и несколько. Именно данный вид экономической деятельности занимается производством и реализацией товаров, осуществлением работ, предоставлением услуг. Именно поэтому можно говорить о том, что предприятие является первичным звеном общественного производства.

Целью исследования является изучение коммерческой деятельности как категории рынка

Задачи исследования:

1) Раскрыть задачи и принципы коммерческой деятельности.

2) Рассмотреть коммерческую деятельность как категорию рынка, ее роль и содержание.

3) Проанализировать факторы, определяющие развитие коммерческой деятельности.

4) Изучить объекты и субъекты коммерческой деятельности.


5) Установить особенности коммерческой деятельности в оптовой и розничной торговле.

6) Исследование коммерческой деятельности организации.

Объект исследования: коммерческие процессы.

Предмет исследования: коммерческая деятельность предприятий

Методы исследования: общенаучные и частнонаучные методы: историко-правовой, логико-юридический, метод системного анализа и другие.

Информационная база исследования: теоретические и практические разработки зарубежных и отечественных исследователей, представленные в виде учебной литературы, монографий, обзорных и аналитических статей, статистических данных, материалов исследовательский организаций и сети Internetдоступных в открытой форме.

Глава1. Коммерческая деятельность предприятий: роль, задачи, принципы

1.1 Понятие и содержание коммерческой деятельности

Современный рынок представляет собой специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйственные отношения между участниками рынка выступают как отношения между вещами или товарами. В узком понимании рынок рассматривается как любое место торговли товарами и услугами. В более широком рынок представляет собой совокупность процессов торговли, актов купли-продажи вне зависимости от того, где они происходят [14, с.5].

По мнению российских ученых, «рынок представляет собой экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов», «рынок – экономические отношения, связанные с обменом товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена» [22, с.110].

В.И. Видяпин и Г.П. Журавлева дают более подробное определение рынка: «Рынок – это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда» [17, с.206].

Существование рыночных отношений возможно при условии товарно-денежных отношений, которым сопутствуют коммерческие процессы, выполняемые субъектами рынка.


Термин «коммерция» (от лат. commercium — торговля) имеет двоякое значение: с одной стороны, он определяет сущность торговой отрасли (по мнению В.И. Даля, коммерция — это «торг, торговые обороты, купеческие промыслы»), с другой стороны — содержание торговых процессов, направленных на активизацию и осуществление купли-продажи товаров (а также на выполнение работ, оказание услуг) в разных отраслях экономики [14, с.15].

По мнению Л.П. Дашкова и В.К. Памбухчиянца, «под коммерцией понимается деятельность юридических, а также физических лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и оказанию услуг с целью удовлетворения спроса и получения прибыли» [7, с.105].

Ф.Г. Панкратов рассматривает коммерческую работу в торговле как «обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли» [11, с.56].

Некоторые авторы трактуют коммерческую деятельность как «организационно-хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение акта купли-продажи с целью получения прибыли» [8, с.192].

Понятия «предпринимательство» и «рынок» неразрывно взаимосвязаны, потому как рыночную экономику называют «экономикой свободного предпринимательства». Рыночная экономика всегда была построена на бизнесе, а бизнес и коммерческую деятельность можно назвать синонимами. Переход государственной экономики к торговым отношениям неизбежно приводит к формированию предпринимательства. Потому предпринимательство является неотъемлемой частью экономической деятельности.

Коммерческой деятельности присущи общие особенности экономической деятельности. Однако ей свойственно определенное содержание, направленность и последовательность решений предпринимателя.

Предпринимательство осуществляется путем удовлетворения определенных запросов потребителей, продавая им товар, при этом получая за это денежную выручку. Вид товара может быть самым разнообразным, главное, чтобы он пользовался спросом.

Предпринимательство играло фундаментальную роль в экономике на протяжении всей многовековой истории и является неотъемлемой составной частью современного мира. В настоящее время предпринимательство – целостная система, объединяющая деятельность сотен миллионов людей на планете [23, с.293].

Вначале предпринимателю необходимо приобрести товар, затем осуществить его продвижение для дальнейшей продажи. Получение предпринимателем товара подразумевает соблюдение ряда условий коммерческой деятельности. Такими условиями выступают рабочая сила, материальные, информационные, финансовые ресурсы. Предприниматель может владеть некоторыми условиями, либо приобрести за денежную сумму. Таким образом предприниматель осуществляет производство, получение, а затем и продажу товара.


Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием ее развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т. е. коммерческая деятельность. Ее цель — увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей [20, с.25].

Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:

  • установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами

рынка;

  • изучение и анализ источников закупки товаров;
  • согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем и обновление выпускаемой продукции);
  • осуществление купли и продажи товаров с учетом рыночной

среды;

  • расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;
  • сокращение издержек обращения товаров.

Коммерческая деятельность – самостоятельная деятельность граждан и их коопераций, связанная с риском, осуществляемая под свою ответственность, направленная на получение дохода от использования имущества, реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, в соответствии с законом [13, с.17].

Целью коммерческой деятельности участников является комплекс процессов купли-продажи товаров и услуг в зоне товарного обращения, объектами которого являются товары, услуги, работы и сделки, торговые риски. Субъектами выступают участники рынка, государство, юридические лица и индивидуальные предприниматели, домашние хозяйства и граждане.

Виноградова считает, что «Основная цель коммерческой деятельности – получение прибыли. Она может быть реализована в различных сферах деятельности: производственной, торговой, финансовой, биржевой, посреднической и т.д. Чаще всего субъекты вынуждены заниматься несколькими видами деятельности, диверсифицировать их, реагируя на рыночные изменения [8, с. 12].

Коммерческой считается организация, которая ставит в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Коммерческие организации могут иметь различные организационно-правовые формы: производственные кооперативы, унитарные предприятия (государственные и муниципальные), хозяйственные товарищества (товарищество на вере и коммандитное товарищество), хозяйственные общества (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерные общества открытого и закрытого типа), коммерческие объединения.


Некоммерческими являются организации, которые не имеют целью своей деятельности извлечение прибыли – это общественные, социальные, благотворительные и религиозные организации, фонды, ассоциации, союзы, партнерства и учреждения, потребительские кооперативы, некоммерческие объединения [9, с.6].

Функционирование рынка осуществляется на основе единых экономических законов, основными из которых являются: закон стоимости, согласно которому товар реализуется по той стоимости, по которой покупатель оценивает удовлетворение соответствующих потребностей, но с учетом издержек по их созданию; закон экономии ресурсов, предполагающий постоянное совершенствование качества товаров с одновременным снижением затрат; закон равновесия, в соответствии с которым при прочих равных условиях объем товаров и услуг, предложенных к продаже, уравновешивается платежеспособным спросом потенциальных покупателей [14, с. 7].

С помощью высокого уровня организации коммерческой деятельности все действия должны осуществляться в определенное время.

Время считают важным фактором успешного предпринимательства. Чем меньше времени займет период заключения сделки, тем меньше будут затраты, увеличится оборот денежных средств.

Действующий бизнес создает ценности, и этими ценностями оказываются не только новые блага, не только новые комбинации ресурсов и сами новые ресурсы, но и во многом сама общественная среда [1, с. 15].

Коммерческая деятельность есть комплекс параллельно либо последовательно, одновременно проводимых сделок. Каждая сделка считается завершенным циклом предпринимательства. Сделка – это письменный договор либо устное соглашение между двумя или несколькими хозяйственными субъектами, лицами с целью получения прибыли.

Предприниматель выступает в роли продавца, осуществляя продажу товара потребителю, приобретенного у других коммерсантов. Образование прибыли происходит путем реализации товара по цене, превышающей цену приобретения.

На рынке товаров происходит взаимодействие производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Рынок рассматривается как товарное хозяйство, представляющее сферу товарно-денежного обмена с опреде­ленной системой коммерческих действий и отношений. Рыночные процессы и коммерция тесно взаимосвязаны между собой. Изменения в рыночной среде сопровожда­ются изменениями и в коммерческих действиях. Следо­вательно, коммерция должна обладать автономностью и адаптироваться к требованиям рынка [2, с. 9].