Файл: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЛОГОВОГО УЧЕТА (Учет доходов и расходов предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В данной курсовой работе «Цели и задачи налогового учета» была предпринята попытка разобраться в действующей системе налогового учета в российских организациях, выделить её особенности и пути оптимизации налогообложения предприятий.

Требование налогового законодательства о ведении налогового учета для подтверждения налоговой базы по налогу на прибыль неизбежно ставит перед специалистами финансовой службы задачу практической реализации данного положения. Налоговый кодекс лишь фиксирует основополагающие принципы ведения учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных.

Налогоплательщику нужно самостоятельно организовать систему налогового учета. Эта система должна позволить минимизировать трудозатраты на обработку информации и обеспечить последующий контроль за формированием налоговой базы.

С введением в 2002 г. гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации наряду с финансовым учетом действует налоговый учет, который согласно статьи 313 Налогового кодекса Российской Федерации представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с определенным порядком.

Среди бухгалтеров нередко бытует мнение, что обязанность вести налоговый учет (в том числе формировать налоговые регистры) возникает только тогда, когда данных бухгалтерского учета не достаточно. Однако представители финансового ведомства не разделяют такую точку зрения, считая, что организация должна в обязательном порядке вести налоговый учет для исчисления налога, а вот формы аналитических регистров плательщик может разработать на свое усмотрение. Кроме того, за отсутствие регистров налогового учета, что является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрены санкции. Если отсутствие налоговых регистров приводит к занижению налоговой базы, то придется уплатить штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей. Следовательно, во избежание налоговых рисков любой плательщик налога на прибыль обязан вести налоговый учет.

В Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится указаний на конкретную методику налогового учета. Он закрепляет лишь основные принципы ведения налогового учета, определяет его цели и устанавливает перечень документов, являющихся подтверждением данных учета. Саму же систему налогового учета налогоплательщик должен организовать самостоятельно.


1. Основная часть

1. Система основных положений налогового учета

    1. Общие принципы налогового учета, определяемые Налоговым кодексом

До 1 января 2002 г. в Российской Федерации существовали лишь элементы налогового учета, проявляющиеся при заполнении налоговых деклараций в случаях, когда налогооблагаемая база не совпадала с бухгалтерскими данными (например, по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций).

С введением главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации организации устанавливают облагаемую базу по налогу на прибыль не по данным бухгалтерского учета, а используя регистры налогового учета. К сожалению, Налоговый кодекс определяет лишь общие принципы налогового учета, а его регистры бухгалтер должен был выбрать или разработать самостоятельно на начальном этапе. Затем появились нормативные документы, определяющие более полный спектр положений налогового учета, появляются сложности практического характера при ведении последнего, а следовательно, можно говорить лишь о первой фразе его становления, а не о введении налогового учета в Российской Федерации, тем более что его положения напрямую относятся пока только к налогу на прибыль организации. Остальные позиции в Налоговом кодексе отрывочны и не систематизированы. Основными статьями являются 313 и 314.

Налоговый учет, согласно статьи 313 Налогового кодекса, эта система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации. Он реализовывается в целях формирования полной и достоверной информацией о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций налогоплательщика за отчетный период, , а так же обеспечение информацией внешних и внутренних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полной и своевременностью уплат налога в бюджет.

В связи с тем, что порядок ведения налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно, его положения, а так же изменения должны отражаться в приказе об учетной политике организации.

Следует отметить, что Налоговый кодекс устанавливает, что именно должны отражать данные налогового учета при предоставлении документов в налоговые органы:

  1. Порядок формирования доходов и расходов;
  2. Порядок определения доли расходов для целей налогообложения отчетного (налогового) периода;
  3. Остаток расходов (убытки), подлежащие отнесению на расходы в следующем периоде;
  4. Порядок формирования резервов;
  5. Задолженность по налогу на прибыль.

Ряд положений налогового учета содержатся и в других нормативных документах, что затрудняет для пользователя систематизацию положений учета. Следует отметить, что это не только материалы Министерства по налогам и сборам РФ, но и документы других уровней власти, что способствует возникновению отдельных противоречий в нормах, и как следствие, появлению дополнительных уточняющих документов и возникновению судебных процессов.

    1. Данные налогового учета, отражаемые в документах при их предоставлении в налоговые органы

Данные налогового учета – данные, которые учитываются в разработанных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения (статья 314 Налогового кодекса Российской Федерации).

Аналитический учет данных налогового учета должен раскрывать порядок формирования налоговой базы.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  1. Первичные учетные документы;
  2. Аналитические регистры налогового учета;
  3. Расчет налоговой базы.

При этом имейте в виду, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать обязательные формы документов налогового учета (абз. 5 ст. 313 НК РФ).

    1. Законодательное регулирование налогового учета

Понятие налогового учета является относительно новым для отечественной системы законодательного регулирования хозяйствующих субъектов. Необходимость обособленного формирования данных о размере налоговой базы возникла одновременно с появлением различий в нормативном регулировании группировки и детализации данных для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

В связи с этим перед производственными предприятиями встала необходимость в организации налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой – минимизировать обусловленные этим издержки.

Теперь перед предприятиями – налогоплательщиками остро стоит проблема выбора между двумя принципиально различными подходами: организации налогового учета как самостоятельной автономной системы и как подсистемы, применяющей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета, выступающей в качестве базовой системы. При этом ввиду того, что для бухгалтерских подразделений предприятий практически невозможно самостоятельно разработать методику организации и ведения налогового учета по причине отсутствия методологической поддержки со стороны государства, большое значение приобретает оказание аудиторскими организациями сопутствующих услуг по постановке системы налогового учета.


Учитывая то, что налоговый учет является важным инструментом всей налоговой системы, анализ его принципов неотделим от правовых проблем общего состояния налоговой системы. В связи с этим возникла необходимость углубленного исследования теоретических и практических аспектов организации и функционирования института налогового учета как составной части налогового менеджмента на производственном предприятии. Несмотря на то, что проблемы организации налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организации, практика убедительно доказывает необходимость детального изучения их в свете ныне осуществляемой налоговой реформы.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Статья 313 Налогового кодекса Российской Федерации определяет понятие «налоговый учет» как систему обобщения информации для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов. При этом основной причиной введения налогового учета признают наличие различий между правилами бухгалтерского учета и порядком формирования налоговой базы по налогу на прибыль.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации установлена также цель налогового учета, формирование полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций. Обобщены также основные принципы ведения налогового учета:

  • Налоговый учет организуется налогоплательщиком самостоятельно;
  • Применяется последовательно от одного налогового периода к другому;
  • Непрерывно и в хронологическом порядке отражает все операции и объекты учета для целей налогообложения;
  • Основывается на нормах и правилах определения налоговой базы по налогу на прибыль, установленных главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации

Законодательством также предусмотрены разнообразные варианты обобщения информации для целей налогового учета. Налогоплательщик может выбрать одну из схем формирования налоговой декларации.

Преимуществом первого варианта является то, что данные для формирования налоговой базы поступают из налоговых регистров, которые , в свою очередь, формируются непосредственно по первичным учетным документам. Взаимодействие финансовой и налоговой составляющей бухгалтерского учета в этом варианте сведено к минимуму, общими документами для подсистем учета являются только данные первичных документов.


Недостатком такой схемы является ее высокая стоимость по сравнению с другими вариантами, связанная с привлечением большего числа дополнительного персонала, со значительным увеличением объема учетных документов.

Преимущество второго варианта является относительно небольшой объем учетной работы.

Тем не менее, комбинированные регистры могут быть применены в случае сходных методов группировки данных в финансовом и налоговом учете, при разных правилах учета они не использованы. Например, когда организация использует различные способы начисления амортизации в налоговом и бухгалтерском учете использование комбинированных регистров нецелесообразно.

При разных правилах учета желательно на ряду с финансовыми и комбинированными регистрами использовать аналитические регистры налогового учета. Такая схема позволяет в максимальной степени применять данные финансового учета и сближает налоговую и финансовую подсистемы бухгалтерии .

Разработка комбинированных регистров налогового и финансового учета предполагает дополнение существующих регистров необходимыми реквизитами. В дальнейшем набор таких регистров требует систематизации для определения доходов и расходов организации при расчете налогооблагаемой прибыли с учетом особенностей конкретной организации-налогоплательщика.

Проанализировав в динамике проблему взаимодействия системы бухгалтерского учета и налогообложения оценив отечественный опыт в построении моделей их сосуществования, можно сделать вывод, что национальная концепция развития системы бухгалтерского и налогового учета должна строится исходя из следующих ключевых принципов.

Принцип единства систем бухгалтерского учета и налогообложения заключается в создании системы учета, отвечающей рыночной экономике. При формировании соответствующего интереса со стороны широкого круга пользователей отчетности государство должно исходить из приоритета бухгалтерских правил, поступаясь в разумных пределах интересами налогообложения.

Методика расчетов налоговых сумм и документальное оформление налоговых отношений в целом должны исходить из основ классического бухгалтерского учета, а не наоборот.

Построение модели взаимоотношений бухгалтерского учета и налогообложения требует системности в процессе накопления и обобщения данных о налоговых обязательствах в учете, а также их отражение в отчетности. В ее основе должна быть схема отражения данных на счетах бухгалтерского учета, которая бы, с одной стороны, не нарушала целостность учета, а с другой – приводила к системному формированию информации, нужной для налогообложения. Это позволит осуществить одну из основных целей бухгалтерской отчетности, обеспечить все группы заинтересованных пользователей данными, достаточными для дальнейшей обработки и интерпретации в интересах и целях каждой из групп.