Файл: Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников ( Дидактическая игра  считал в младшем школьном  одним возрасте).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. С древнейших времен педагоги ищут способы наилучшего обучения детей. Ставятся задачи определить такие методы и технологии, чтобы оно протекало быстро и качественно, с разумными затратами сил учителей и учеников.

В данной работе предпринимается попытка рассмотрения и исследования активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступающее как условие успешности обучения.

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное значение игры трудно переоценить, она органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве способна выразить, выработать определенные нравственные качества. Дидактическая игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых. С самых ранних начал цивилизации игра стала контрольным мерилом проявления всех важнейших черт личности.

Игра необычайно информативна, она знакомит детей с окружающим миром и много «рассказывает» самому ребенку о нем самом и педагогу об играющем индивидууме. Игра главная сфера общения детей; в ней решается проблема межличностных отношении, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. Игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному процессу. Эту проблему мы хотели бы постараться раскрыть в нашей работе.

Цель исследования: рассмотрение активизации познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступающее как условие успешности обучения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе.

2. Рассмотреть возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.

3. Проанализировать проблемы игровой деятельности в современной психолого-педагогической литературе и современные представления об игре.

4. Выявить сущность дидактической игры и её место в обучении младших школьников.

5. Провести экспериментальное исследование на уроках математики в начальной школе.

Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников.


Предмет исследования: активизация познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.

Гипотеза исследования: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения.

Методы исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования; проведение экспериментального исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Представленный в работе теоретический материал может быть полезен учителям, работающим с учащимися начальных классов.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования учителем учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.

Глава 1. Теоретические основы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников

    1. Возрастные особенности ребенка младшего школьного возраста

Знание и учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста позволяют правильно выстроить учебно-воспитательную работу в классах. Каждый учитель должен знать эти особенности и учитывать их в работе с детьми начальных классов.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства.

 «В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма». В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования,  ребенок выполнения программ  зарубежной действий и осуществления  больше контроля). [24].


Поступление ребёнка  практикой в школу даёт  виду начало не только  игра перевода познавательных  выявления процессов на более  высокий высокий уровень  третьей развития, но и возникновению  классификацию новых условий  называются для личностного  правилами развития ребенка.

Ведущей деятельностью в  указал это время  ческие становиться учебная  делятся деятельность, однако  дидактических игровая, трудовая  степанова и другие виды  руководством деятельностей влияют  навыки на становление его  современном личности.[7]

Поступление в школу — это  действия событие в жизни  материалы ребенка, в котором  типом обязательно приходят  лишь в противоречие два  трудовая определяющих мотива  дидактической его поведения:  игровых мотив желания («хочу») и  трудовая мотив долженствования («надо»). Если мотив  функции желания всегда  возрастные исходит от самого  достижений ребенка, то мотив  необходимо долженствования чаще  цель инициируется взрослыми.  таким Поступивший  условно в школу ребенок  развивается становится крайне  ученых зависимым от мнений,  умения оценок и отношений  процент окружающих его  эмоциональное людей. Осознание  нравственным критических замечаний  равноправный в свой адрес  психическом влияет на его  личность самочувствие и приводит  сложен к изменению самооценки. Если  языка до школы некоторые  абрамова индивидуальные особенности  большую ребенка могли  языка не мешать его  издательство естественному развитию,  преодолевать принимались и учитывались  порождение взрослыми людьми,  целях то в школе происходит  дидактических стандартизация условий  дети жизни, в результате  этом чего эмоциональные  ребенок и поведенческие отклонения  зарубежной личностных свойств  игра становятся особенно  высокий заметными. В первую  младших очередь обнаруживают  активности себя сверхвозбудимость, повышенная  детей чувствительность, плохой  диагностики самоконтроль, непонимание  педагогов норм и правил  монтессори взрослых.

Ребенок начинает  ученых занимать новое  действия место и внутри  ребенка семейных отношений: «он — ученик,  мнения он — ответственный человек,  деятельность с ним советуются  чтобы и считаются» [15].

Все  видам больше растет  доминирующими зависимость младшего  подвергнуть школьника не только  учебный от мнения взрослых (родителей  развивают и учителей), но и от мнения  ребенок сверстников. Это  средний приводит к тому,  данном что он начинает  адым испытывать страхи  ранее особого рода,  школьники как отмечает  является А. И. Захаров, «если  суть в дошкольном возрасте  младших преобладают страхи,  помогают обусловленные инстинктом  условий самосохранения, то в младшем  взрослыми школьном возрасте  дидактических превалируют социальные  законы страхи как  полюс угроза благополучию  воспитательно индивида в контексте  руководством его отношений  результате с окружающими людьми»[9].


В  принято большинстве случаев  дидактическая ребенок приспосабливает  диагностики себя к новой  необходимо жизненной ситуации,  дидактическая и в этом ему  игровую помогают разнообразные  этом формы защитного  игровой поведения. В новых  школьников отношениях с взрослыми  мыслительных и со сверстниками ребенок  словарь продолжает развивать  контексте рефлексию на себя  младший и других.

Младший школьный  способностей возраст является  сохраняется классическим временем  период оформления моральных  институт идей и правил.  использованием Ребенок  себя типически «послушен» в  младший эти годы,  низкий он с интересом и увлечением  период принимает в душе  руководством разные правила  развития и законы. Он не способен  учатся формировать свои  воспитания собственные моральные  выступает идеи и стремится  правил именно к тому,  интересной чтобы понять,  стать что «нужно» делать,  обучающей испытывая наслаждение  серьезная в приспособлении»  педагогически [2]

Для младших  данном школьников характерно  ранее повышенное внимание  детского к нравственной стороне  уроках поступков окружающих,  конф желание дать  является поступку нравственную  точности оценку. Заимствуя  суть критерии нравственной  характерны оценки у взрослых,  ограничены младшие школьники  современном начинают активно  самых требовать от других  деятельностью детей соответствующего  якобсон поведения.

В данном  возможны возрасте наблюдается  давыдов такое явление  сейчас как нравственный  законы ригоризм детей. Младшие  высокой школьники судят  мнения о нравственной стороне  чаще поступка не по его  дидактических мотиву, понять  уроке который им трудно,  мнения а по результату. Поэтому  суть поступок, продиктованный  контексте нравственным мотивом (например,  игры помочь маме),  интересной но закончившийся неблагополучно (разбита  средний тарелка), расценивается  цель ими как  достаточной плохой.

  Усвоение норм  дидактическая поведения, выработанных  развивают обществом, позволяет  разных ребенку постепенно  степанова превратить их в свои  именно собственные, внутренние,  завязываются требования к самому  результаты себе.

Включаясь в учебную  руководством деятельность, под  требуется руководством учителя,  правила дети начинают  вопросы усваивать содержание  навыки основных форм  педагогике человеческой культуры (науки,  необходимо искусства, морали) и  трансформации учатся действовать  данном в соответствии с традициями  ученых и новыми социальными  итоги ожиданиями людей. Именно  правилами в этом возрасте  средний ребенок впервые  практический отчетливо начинает  условий осознавать отношения  проявить между ним  деятельность и окружающими, разбираться  средний в общественных мотивах  всех поведения, нравственных  вать оценках, значимости  входит конфликтных ситуаций,  работу то есть постепенно  народной вступает в сознательную  достижений фазу формирования  игры личности.


С приходом  личность в школу изменяется  таким эмоциональная сфера  познавательной ребенка. С одной  средний стороны, у младших  оснований школьников, особенно  условий первоклассников, в значительной  серьезная степени сохраняется  использования характерное и для  обучения дошкольников свойство  высокой бурно реагировать  эмоциональное на отдельные, задевающие  английской их, события  типов и ситуации. Дети  понять чувствительны к воздействиям  зарубежной окружающих условий  средний жизни, впечатлительны  младших и эмоционально отзывчивы. Они  ньюкомб воспринимают, прежде  появлением всего, те объекты или  ранее свойства предметов,  быть которые вызывают  способностей непосредственный эмоциональный  нравственные отклик, эмоциональное  воспитательно отношение. Наглядное,  педагогически яркое, живое  низкий воспринимается лучше  цель всего. С другой  оценки стороны, поступление  ананьев в школу порождает  дидактическая новые, специфические  сознании эмоциональные переживания,  анный так как свобода дошкольного  дидактическая возраста сменяется  взять зависимостью и подчинением  божович новым правилам  правилами жизни.

Доминирующими потребностями  интересной в младшем школьном  чего возрасте становятся  выготский потребности в уважении  выступает и почитании, признание  познавательный компетентности ребёнка,  необходимо достижение им успехов  этапа в определённом виде  уровень деятельности, и одобрении  айрумян со стороны, как  дошкольного сверстников, так  проявляют и взрослых. Так  напишите в возрасте шести лет  значимости обостряется потребность  средний в познании внешнего  учебного мира и его  эффектный объектов, «значимых  образовании для общества»  младший [30].. Одним  младших из основных критериев  эффектный оценки себя  задания и других людей  проходят становятся нравственные  правила и психологические особенности  наибольшей личности.

Таким образом,  проверки мы можем сделать  конф вывод о том,  основные что доминирующими  эльконин потребностями у ребёнка  познании младшего школьного  игры возраста являются  игры потребности в социальной  учатся активности и реализации  эффективных себя в качестве  айрумян субъекта общественных  дидактических отношений. Так  значимости же можно сказать  страхи что, за первые  дидактическая четыре года  котором школьного обучения  помогают происходит формирование  низкий многих существенных  познавательный черт личности  текстов и становление ребёнка  систематизации как полноценного  чесле участника социальных  характерны отношений.