Файл: Оценка готовности детей к школе (на примере ДОУ "Эрудит").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Описание и результаты методик

Применим «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна – Йирасека (Приложение 1)

Рис. 2.1. Ориентационный тест школьной зрелости

Высокий – 21

Средний – 4

Низкий – 0

Детей охвачено: 25

Далее применим тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность». (приведен в Приложении 2)

В результате исследования по данной методике были получены следующие результаты:

Рис. 2.2. Тест А.Л. Венгера

Сформирована - 25

Не сформировано - 0

Детей охвачено: 25

Далее проведем собеседование «Психосоциальное развитие» по С.А. Банкову. (Приложение 3)

В результате исследования по данной методике были получены следующие результаты, которые отражены на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Психосоциальное развитие

Школьно–зрелый –5 детей

Средне–зрелый –15 детей

Не зрелый – 4 ребенка

Детей охвачено: 24

Применим графический диктант Д.Б. Эльконина (Приложение 4)

Результаты этой методики приведены на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Графический диктант

Детей охвачено – 20, из них

Высокий – 17,

Средний -2,

Низкий – 1.

2.3. Анализ результатов исследования

Таблица 2.1

Результаты готовности к школе

Психосоциальный тест по Банкову

Тест Керна -Йирасека

Мотивационная

готовность

Графический диктант

Общий итог

А.Володя

Школьно-зрелый

высокий

сформирована

Высокий

А. Толя

Школьно зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий

Б. Егор

средний

сформирована

Средний

В. Андрей

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Средний

Г. Лана

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий

Д. Катя

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий

Д. Артур

незрелый

высокий

средний

Средний

Е. Аня

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий

И.-А. Карина

Школьно-зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий

К. Витя

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий

Л. Маша

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Л. Аня

незрелый

высокий

сформирована

Высокий

Средний

М. Айсен

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий

М. Даша

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий

Н. Юля

Школьно-зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий

Н. Маша

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий

О. Алена

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

П. Валя

Средне зрелый

средний

сформирована

Средний

Средний

П. Семен

незрелый

средний

сформирована

Низкий

Низкая

П. Кирилл

Школьно зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий

С. Спартак

незрелый

высокий

сформирована

Высокий

Средний

С. Витя

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий

С. Настя

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

С. Катя

Средне зрелый

средний

сформирована

Высокий

Средний

Ч. Слава

Средне зрелый

высокий

сформирована

Высокий

Высокий


Рис. 2.5. Общий итог

Анализируя составленную по результатам всех методик сводную гистограмму, мы видим, что большинство дошкольников психологически готовы к поступлению в школу. Низкий уровень готовности выявлен у одного ребенка. Средний уровень у семи детей из общих 25 детей.

Но если оценивать психологическую готовность к школе по отдельности по составу семьи, получились такие результаты:

Рис. 2.6. Психологическая готовность к школе по отдельности по составу семьи

Количество детей из полной семьи – 20, из них

Высокий уровень показали – 16

Средний – 3

Низкий - 1.

Рис. 2.7. Психологическая готовность к школе по отдельности по составу семьи

Количество детей из неполной семьи – 5, из них

Высокий уровень показали – 1

Средний -4,

Низкий – 0.

Таким образом, с помощью интерпретации данных, мы установили, что высокая психологическая готовность к школе доминирует у детей из полной семьи. Что доказывает наши предположения, о том, что уровень развития психологической готовности к обучению в школе у исследуемой группы выше у детей из полных семей, так как в неполной семье один родитель в силу своей занятости не может уделить должное внимание воспитанию ребенка, а в полной семье такая возможность есть.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Готовность к школе означает степень, в которой ребенок демонстрирует поведение, навыки и знания, необходимые для достижения успеха в начальной школе . Они могут быть сгруппированы в четыре категории: социальное и эмоциональное развитие, навыки устного языка и навыки предварительного чтения, навыки устной математики и навыки до математики, а также общие знания. Поскольку отдельные школы различаются по срокам, в которые они вводят академические требования по чтению и математике в детском саду и в первом классе, рекомендуемые ниже навыки и привычки являются лишь приблизительными целями, которые должны быть достигнуты в максимально возможной степени в дошкольном и детском саду.

Социальное и эмоциональное развитие

Чтобы быть готовым к школе, ребенок должен развивать социальную и эмоциональную зрелость, чтобы правильно участвовать и учиться на уроках в классе. Это требует адекватного питания и здоровья. Это также требует, чтобы любые нарушения слуха или речи были уменьшены в максимально возможной степени. Физическая зрелость также может быть важной и может быть взаимосвязана с социальным и эмоциональным развитием.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практическое пособие / И. Е. Аверина. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс; Айрис-дидактика, 2016. - 136 с.
  2. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю.В. Атемаскина, Л.Г.Богословец.- Спб.: Изд-во «Детство-Пресс», 2018.- 112 с.
  3. Веракса, Н. Е. Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н Веракса.- М.: Мозаика – Синтез, 2017.- 110 с.
  4. Григорьева Г.Г. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений .- М.: Академия, 2017.- 128 с.
  5. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н.Ф.Губанова.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.- 128 с.
  6. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада: методическое пособие для воспитателей / Н.Ф.Губанова. - М.: Академия, 2015.- 160 с.
  7. Гуткин, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И.Гуткина. – СПб.: Питер, 2014. – 208 с.
  8. Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 109 с.
  9. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учеб. пособие / Н.А. Виноградова и др.; под ред. Н.В. Миклевой. – М.: Форум, 2016. – 255 с.
  10. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации – М., Центр педагогического образования, 2018. – 64 с.
  11. Елжова, Н. В. Методическая копилка для педагогов дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Елжова; Нац. проект "Образование". – 3-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2017. – 251 с.
  12. Елжова, Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. – Ростов н/Д : Феникс, 2016. – 216 с.
  13. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду: примерные планы и конспекты занятий / Ред. Т. С. Яковлева. - М.: Школьная Пресса, 2016. - 46 с.: ил., фото. - (Здоровый образ жизни). - (Дошкольное воспитание и обучение: Прилож. к ж. Воспитание школьников; Вып. 148)
  14. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 142 с.
  15. Кожухова, Н. Н. Питание, режим и здоровье ребенка: практические советы педагога / Н. Н. Кожухова. - М.: Школьная Пресса, 2015. - 40 с. - (Ребенок XXI века от рождения до школы: Я - человек)
  16. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 5-е изд., испр.- М.: Академия, 2014. – 416 с.
  17. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова – М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 90 с.
  18. Комарова, Т.С. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. учебно-методическое пособие / Т.С. Комарова, О.Ю. Филлипс. - М.: Педагогическое общество России, 2015. -128 с.
  19. Корепанова, М. В. Педагогика дошкольного детства: учебное пособие по дошкольной педагогике для слушателей курсов повышения квалификации / М. В. Корепанова. - Волгоград, 2016. - 93 с.
  20. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л.Д. Морозова. – М.: Сфера, 2017.- 128 с.
  21. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. М.: Академия, 2017.- 224 с.
  22. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 336 с.
  23. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для средних педагогических учебных заведений / С. Н. Николаева - 3-е изд., перераб. - Москва: Академия, 2015. - 220, [1] с.
  24. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / С.В. Погодина. – М., 2018.
  25. Полякова, М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ: методические рекомендации: учебно-методическое пособие / М.Н. Полякова. – М.. Центр педагогического образования, 2018.- 96 с.
  26. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-128 с.
  27. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников: современные направления / Г.А. Репина.- М. ТЦ Сфера, 2018.- 128 с.
  28. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2017.- 128 с.

Приложение 1

«Ориентационный тест школьной зрелости» Керна - Йирасека.

Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека, являющийся модификацией теста А.Керна, состоит из 3-х заданий: подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, рисование мужской фигуры по представлению. Результат оценивается по пятибалльной системе, а затем вычисляется суммарный итог по всем трем заданиям. Данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации.

Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Я. Йирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле).

Приложение 2

Тест А.Л. Венгера «Мотивационная готовность»

Целью данного исследования является диагностика внутренней позиции будущего школьника. Ребенку дается набор вопросов, предлагающих выбор одного из двух вариантов поведения.

Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен отвечать, какой вариант тебе нравится больше.

Проведение теста:

Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.

При анализе за каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребёнок набрал 5 баллов и больше.

Приложение 3

Собеседование «Психосоциальное развитие» по С.А. Банкову

Определяет степень психосоциальной зрелости (кругозор) - тестовая беседа, предложенная С. А. Банковым. Ребенок должен ответить на следующие вопросы .


Оценка ответов за правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает 1 балл (за исключением контрольных). На правильные, но неполные ответы на подвопросы ребенок получает 0,5 балла. Например, правильные ответы: «Папа работает инженером», «У собаки лап больше, чем у петуха»; неполные ответы: «Мама Таня», «Папа работает на работе». К контрольным заданиям относятся вопросы 5, 8, 15,22. Они оцениваются так: №5 – ребенок может вычислить, сколько ему лет -1 балл, называет год с учетом месяцев – 3 балла. №8 – за полный домашний адрес с названием города- 2 балла, неполный – 1 балл. № 15 – за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики – 1 балл. № 22 – за правильный ответ -2 балла. № 16 оценивается совместно с №15 и № 22. Если в № 15 ребенок набрал 3 балла, и в №16 – положительный ответ, то считается, что у него положительная мотивация к обучению в школе. Оценка результатов: ребенок получил 24-29 баллов, он считается школьно-зрелым, 20-24 – средне-зрелым, 15-20 – низкий уровень психосоциальной зрелости.

Приложение 4

Графический диктант Д.Б. Эльконина.

Методика предназначена для исследования ориентации в пространстве.

С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку, с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками. Расстояние между точками около 8 клеточек.

Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

«Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».