Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере торгового предприятия)(ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 257
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие
1.2. Понятие и составление ассортиментной матрицы на торговом предприятии
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Организационно - экономическая характеристика
предприятия АО «Центральная Дистрибьюторская Компания»
2.2 Анализ ассортимента и ценовой политики торгового предприятия
Далее необходимо выделить группы классификации по принципу Парето, где 20% качественного критерия определяет 80% количества выбранной совокупности объектов (группа А); группа В - до 15% в объеме прибыли и оставшаяся часть – блок С. Деление может быть и другим в зависимости от потребностей анализа.
Из таблицы видно, что наибольшую долю в реализации и доходах имеют товары из блока А: стиральный порошок, косметические средства, средства по уходу за волосами - 80%. Во вторую группу входят 5 товарных подгрупп: средства женской гигиены, моющие средства, средства для деликатной стирки, чистящие средства, средства по уходу за телом.
Таблица 5
Структура ассортимента товара за период 2017 – 2018 гг.
№ |
Номенклатура |
Товарооборот, тыс. руб. |
Уд. вес (%) |
Группа |
|||
2017 г. |
2018 г. |
2017 г. |
2018 г. |
||||
1 |
Стиральный порошок |
79241,1 |
69841,1 |
58,23 |
55,40 |
А |
|
2 |
Средства по уходу за волосами |
15581,5 |
17939,3 |
11,45 |
14,23 |
А |
|
3 |
Косметические средства |
14315,9 |
14964,2 |
10,52 |
11,87 |
А |
|
4 |
Средства женской гигиены |
6858,6 |
6895,9 |
5,04 |
5,47 |
В |
|
5 |
Моющие средства |
4164,1 |
3920,7 |
3,06 |
3,11 |
В |
|
6 |
Средства по уходу за телом |
4722,1 |
3832,4 |
3,47 |
3,04 |
В |
|
7 |
Средства для деликатной стирки |
2544,8 |
655,6 |
1,87 |
0,52 |
В |
|
8 |
Чистящие средства |
2463,1 |
1815,4 |
1,81 |
1,44 |
В |
|
9 |
Средства детской гигиены |
1687,4 |
1386,7 |
1,24 |
1,10 |
С |
|
10 |
Средства ухода за полостью рта |
1510,5 |
1399,3 |
1,11 |
1,11 |
С |
|
11 |
Детские подгузники |
1496,9 |
1563,2 |
1,10 |
1,24 |
С |
|
12 |
Кондиционер для белья |
898,2 |
832,0 |
0,66 |
0,66 |
С |
Усилия предприятия должны быть сосредоточены на товарах из подгрупп, вошедших в блоки А и В, по ним целесообразно тщательно отслеживать динамику продаж, колебания спроса, широту и глубину ассортимента по товарным группам и маркам, миграцию отдельных товаров и торговых марок из группы в группу, отслеживать влияние различных маркетинговых мероприятий на темпы продаж.
Для товаров группы В, обеспечивающих средний вклад в совокупный доход (около 15%), усилия должны быть сосредоточены на переводе в более доходную группу. В отношении блока С рационально производить политику его сокращения с целью уменьшения малопроизводительных затрат за счет удаления из ассортимента товаров, находящихся в стадии упадка своего жизненного цикла.
АВС - анализ позволяет оптимизировать товарный ассортимент на ближайшую перспективу, а для устойчивого положения на рынке любой компании необходимо иметь портфель товаров, сбалансированный таким образом, чтобы в нем находились товары с различными этапами своего жизненного цикла. Далее проанализируем развитие товарооборота в динамике (таблица 6).
Таблица 6
Развитие товарооборота в динамике
№ |
Номенклатура |
Товарооборот, тыс. руб. |
Прирост |
|||
2017 г. |
2018 г. |
Тыс. руб. |
% |
|||
1 |
Стиральный порошок |
79241,1 |
69841,1 |
-9400 |
88,1 |
|
2 |
Средства по уходу за волосами |
15581,5 |
17939,3 |
2357,8 |
115,1 |
|
3 |
Косметические средства |
14315,9 |
14964,2 |
648,3 |
104,5 |
|
4 |
Средства женской гигиены |
6858,6 |
6895,9 |
37,3 |
100,5 |
|
5 |
Моющие средства |
4164,1 |
3920,7 |
-243,4 |
94,2 |
|
6 |
Средства по уходу за телом |
4722,1 |
3832,4 |
-889,7 |
81,2 |
|
7 |
Средства для деликатной стирки |
2544,8 |
655,6 |
-1889,2 |
25,8 |
|
8 |
Чистящие средства |
2463,1 |
1815,4 |
-647,7 |
73,7 |
|
9 |
Средства детской гигиены |
1687,4 |
1386,7 |
-300,7 |
82,2 |
|
10 |
Средства ухода за полостью рта |
1510,5 |
1399,3 |
-111,2 |
92,6 |
|
11 |
Детские подгузники |
1496,9 |
1563,2 |
66,3 |
104,4 |
|
12 |
Кондиционер для белья |
898,2 |
832,0 |
-66,2 |
92,6 |
|
13 |
Элементы питания |
598,8 |
1021,1 |
422,3 |
170,5 |
|
14 |
Итого: |
136083 |
126067 |
-10016 |
92,6 |
В соответствии с таблицей 6 данные об объеме товарооборота АО «Центральная Дистрибьюторская Компания» в действующих ценах свидетельствуют о его снижении, что в стоимостном выражении составляет 10016 тыс. руб. вследствие изменения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота).
Отмечено снижение продаж по таким товарным группам: средства по уходу за телом, средства для деликатной стирки, кондиционер для белья, средства по уходу за волосами, моющие средства, стиральный порошок и средства женской гигиены.
Динамика продаж в натуральных показателях привела к незначительному изменению в структуре товарооборота, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объёме товарооборота. В частности, возросла доля в товарообороте продажи косметических средств, средств женской гигиены и чистящих средств в натуральном выражении и стоимостном. Снизились продажи стирального порошка и других товаров.
2.3. Анализ и оценка хозяйственной деятельности предприятия
на основе матрицы БКГ
Матрица БKГ (англ. Boston Consulting Group, BCG) - инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке. Данный инструмент теоретически обоснован. В его основу заложены две концепции: жизненного цикла товара (вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения (горизонтальная ось).
Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений:
«Звезды». Высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять и увеличивать. «Звезды» приносят очень большую прибыль. Но, несмотря на привлекательность данного товара, его чистый денежный поток достаточно низок, так как требует существенных инвестиций для обеспечения высокого темпа роста.
«Дойные коровы» («Денежные мешки»). Высокая доля на рынке, но низкий темп роста объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать. Их привлекательность объясняется тем, что они не требуют дополнительных инвестиций и сами при этом обеспечивают хороший денежный доход. Средства от продаж можно направлять на развитие «Трудных детей» и на поддержку «Звезд».
«Собаки» («Хромые утки», «Мертвый груз»). Темп роста низкий, часть рынка низкая, продукт как правило низкого уровня рентабельности и требует большого внимания со стороны управляющего. От «Собак» нужно избавляться.
«Трудные дети» («Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса») Низкая доля рынка, но высокие темпы роста. «Трудных детей» необходимо изучать. В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками. Если существует возможность перевода в звезды, то нужно инвестировать, иначе - избавляться.
Рисунок 5. Матрица БКГ
Таблица 7
Данные по товарам группы А и В для построения матрицы БКГ
№ |
Номенклатура |
Объемы реализации, тыс. руб. |
Доля рынка, % |
||
2017 г. |
2018 г. |
Предприятия |
Конкурента |
||
1 |
Стиральный порошок |
79241,1 |
69841,1 |
34 |
17 |
2 |
Средства по уходу за волосами |
15581,5 |
17939,3 |
40 |
18 |
3 |
Косметические средства |
14315,9 |
14964,2 |
33 |
21 |
4 |
Средства женской гигиены |
6858,6 |
6895,9 |
11 |
9 |
5 |
Моющие средства |
4164,1 |
3920,7 |
15 |
10 |
6 |
Средства по уходу за телом |
4722,1 |
3832,4 |
14 |
11 |
7 |
Средства для деликатной стирки |
2544,8 |
655,6 |
11 |
10 |
8 |
Чистящие средства |
2463,1 |
1815,4 |
10 |
9 |
Таблица 8
Исходные данные для построения матрицы БКГ
Показатель |
№ продукции |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Темп роста рынка |
0,86 |
0,6 |
1,1 |
1,3 |
1,6 |
0,9 |
1,2 |
0,6 |
||
Относительная доля рынка |
2 |
2,2 |
1,6 |
1,2 |
1,5 |
2,1 |
1,2 |
1,1 |
||
Доля продукции, % |
9,4 |
5,5 |
10,2 |
38,6 |
7,1 |
7,6 |
3,1 |
15,9 |
Таблица 9
Продуктовая стратегия АО «Центральная Дистрибьюторская Компания»
Сегмент |
№ продукции |
Стратегия |
«Дикие кошки» |
||
«Звезды» |
3, 4, 5,7,8 |
Увеличить объем реализации, оберегать |
и укреплять за счет дополнительных |
||
инвестиций. |
||
«Дойные коровы» |
1,2,6 |
Увеличить объем реализации продукта. |
«Собаки» |
Таким образом, «Собак» и «Диких кошек» в АО «Центральная Дистрибьюторская Компания» нет.
Компании необходимо продолжать обязательно реализацию стирального порошка, средств по уходу за волосами и телом - это направление на стадии «Дойная корова».
Исходя из данных таблицы, необходимо увеличить объем реализации, оберегать и укреплять за счет дополнительных инвестиций такие позиции как: средства женской гигиены, моющие средства, средства для деликатной стирки, чистящие средства. Это перспективные направления, которыми занимается организация, они могут приносить больший доход и перейти на стадию «Дойные коровы».