Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Теоретические основы возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что развитие предпринимательства становится важнейшим фактором роста эффективности региональной экономики, одним из наиболее емких ресурсов социально-экономических преобразований в стране. Малый бизнес обеспечивает стабильность экономического развития, повышение гибкости и адаптивности национальной экономики к динамично изменяющимся внешним и внутренним условиям. Развитие предпринимательства ускоряет процесс диверсификации экономики, так как малые предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, разрабатывают и внедряют технологии инновационного характера.
На 2017 год правительством России разработаны приоритетные направления деятельности предпринимательства, которые могут рассчитывать на государственную поддержку:
- Развитие агропромышленного комплекса. Поддержка кредитования и страхования направлений животноводства, растениеводства, садоводства.
- Производство товаров народного потребления.
- Развитие здравоохранения.
- Продвижение в сфере науки и техники.
Объектом исследования - предпринимательство.
Предмет курсовой работы – развитие коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.
Цель курсовой работы - проанализировать возникновение и развитие коммерции и предпринимательства за рубежом и в России. Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи курсовой работы:
- рассмотреть основы возникновения коммерции и предпринимательства в России;
- описатьт историю развития предпринимательства за рубежом;
- изучить проблемы развития предпринимательства;
- рассмотреть государственную поддержку предпринимательства в России и за рубежом.
Информационная база курсовой работы включает нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам малого предпринимательства таки как: Л.И. Абалкин, Л.А. Бургановой, Г.Е. Косых, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.
1. Теоретические основы возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России
1.1 Основы возникновения коммерции и предпринимательства в России
Под термином «коммерция» традиционно понимают особый вид организации экономической, производственной или какой-либо другой деятельности, приносящей доход. Понятие коммерции сегодня является очень актуальным. Тем не менее, возникло оно отнюдь не недавно. История предпринимательской деятельности уходит своими корнями в глубокое прошлое [10, с. 25].
Возникновение и развитие коммерции — сложные и многогранные процессы, которые прошли непростой и длительный путь изменений. Когда именно впервые были установлены коммерческие отношения между людьми, доподлинно неизвестно. Исторические источники свидетельствуют, что аналоги современной торговли и предпринимательства существовали еще на заре развития человечества, в каменном веке. Сущность коммерции в те времена сводилась к обмену какими-либо ценными предметами, приносящему выгоду обоим участникам обмена. Первоначально торговля носила натуральный характер (то есть, производилась без присутствия денег, которые появились в обиходе значительно позднее). Такие отношения были достаточно выгодными, но зачастую весьма неудобными — чтобы получить желанный предмет, человеку порой приходилось совершать длинную и сложную цепь обменов, чтобы в конечном итоге обрести то, что ему необходимо.
Для решения этой проблемы торговцы стали искать выход. Сначала они устраивали специальные ярморочные дни, на которых собирались владельцы разных товаров. Затем они поняли, что процесс торговли можно значительно упростить, если, оценивая стоимость товара, использовать отдельные, уникальные и ничего не означающие предметы (например, листья, раковины и т.д.) [15, с. 66].
Особенно удобными для нужд торговли оказались драгоценные металлы (серебро и золото). Их легко было делить, взвешивать и измерять, поэтому они стали важным денежным материалом. Использование золота и серебра совершило настоящую революцию в сфере коммерческих отношений и привело к возникновению нового понятия — прибыли.
Первыми настоящими деньгами (правда, они тогда делались не из бумаги, а из кожи), можно считать деньги, появившиеся в эпоху правления Чин-Гиз Хана. Это были настоящие (нетоварные) деньги, которые дали значительный толчок к развитию производства.
В те времена торговля шла уже не только между представителями одного народа, но и между целыми государствами. Например, знатными и опытными купцами считались арабы, которые путешествовали по миру и продавали жителям других стран экзотические специи, благовония, роскошные ткани, изделия из золота и прочие товары. Морской торговлей занимались также китайские и индийские купцы. Особенно преуспели в коммерческой деятельности скандинавы, которые привозили в южные земли редкие для тех мест товары — меха, шерсть, китовый ус и т.д. [14, с. 4].
В эпоху крестовых походов произошел серьезный переворот в истории торговли. Европейские рыцарии воочию познали роскошь Византии и Востока, и это значительно увеличило спрос на восточные товары. Европейские купцы стали исследовать глубины Азии, а также совершали путешествия в Африку.
Эпоха великих географических открытий дала значительный толчок развитию торговли. Португальские мореплаватели, отправляясь в далекие странствия, возвращались, привозя в собой невиданные ранее товары. Именно так Европа впервые открыла для себя кофе, хлопок, сахар, ваниль, какао, табак. Денежное хозяйство тем временем становилось все более крепким. По всему миру открывались многочисленные банки и зарождался крупный торговый капитал.
В промышленную эру, с развитием производства, торговля между странами стала еще более активной. Именно тогда впервые зазвучали слова «экспорт» и «импорт». Бурный расцвет торговли произошел в тех странах, которые из землевладельческих превратились в промышленные (Англия, Франция, Германия, Нидерланды). И по сей день эти государства находятся в числе лидеров в списке стран, ведущих международную торговлю [12, с. 25].
В нашей стране торгово-денежные отношения возникли несколько позже, чем во многих других государствах — только в 9 веке. Первоначально они также носили натуральный характер. Центрами русских городов были рынки. В 10-11 веках на Руси появилось крупное купеческое сословие, занимающееся торговлей. В период феодальной раздробленности торговля шла между княжествами Руси, а затем она стала международной.
Знаменитый западный торговый путь шел из Черного моря вверх по Днепру и другим рекам в Балтийское море. Славянские купцы, путешествующие по этому пути, везли в Царьград мед, воск, меха и другие товары. Славяне заезжали также в Германию и во Францию, где их товар пользовался значительным спросом.
Петровские реформы дали значительный толчок к развитию внешней торговли. Купеческое сословие богатело и развивалось и к концу 19-началу 20 века было очень почетной и уважаемой прослойкой общества.
Сегодня коммерческая деятельность находится на пике своего развития. Крупнейшие производства разных стран создают миллионы востребованных товаров, которые становятся предметом не только национальной, но и международной торговли.
Предпринимательством считается особый вид деятельности, связанный с финансовым риском, ограниченностью ресурсов и конкурентной борьбой и направленный на создание материальных благ и услуг с целью получения прибыли. Слова «предпринимательство» и «бизнес» часто используют как синонимы [13, с. 15].
Экономика любого государства развивается на основе существования крупного, среднего и малого бизнеса. Рассмотрим более подробно значение малого предпринимательства, его роль в государстве, преимущества и недостатки.
Малое предпринимательство – это деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных критериях, установленных федеральным законом. В последнее время всё чаще создаются малые предприятия, так как они не требуют значительных вложений, большого объема оборудования и кооперации множества сотрудников. Малых и средних предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг [10, с. 40].
Доля ВВП, обеспечивающая малый бизнес, показывает его роль в экономике страны. Уровень развития малого предпринимательства показывает способность страны адаптироваться к меняющейся экономической обстановке, занятость населения, темпы экономического роста.
Согласно Федеральному закону «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года №209-ФЗ и, исходя из дальнейших поправок, к субъектам малого предпринимательства относятся кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, фермерские хозяйства, соответствующие условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ в уставном капитале не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц 49%;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно;
3) выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета налога на добавленную стоимость не должна превышать 800 млн. рублей [3].
Характеризуя деятельность малого предпринимательства, можно выделить его функции: удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах; повышение качества и культуры обслуживания на пути к удовлетворению желаний потребителей; способствование структурной перестройке экономики; развитие производства благодаря внесению личных вкладов населения; предоставление на рынок труда новых рабочих мест; привлечение к трудовой деятельности социально-неустойчивых групп населения; стимулирование научно-технического прогресса; поддержка крупных предприятий благодаря изготовлению и поставке комплектующих изделий и оснастки; помощь государству в избавлении от убыточных и нерентабельных предприятий посредством их выкупа и аренды.
Как любая другая форма бизнеса, малое предпринимательство имеет ряд преимуществ и недостатков. Сначала рассмотрим его плюсы:
1. Малое предпринимательство отличается мобильностью предприятия и является важнейшим сектором экономики государства. Предприятия малого бизнеса характеризуются устойчивостью к экономическим изменениям. Руководитель обладает возможностью в зависимости от возникающих обстоятельств самостоятельно изменять план действий, принимать необходимые решения и адаптироваться к новым условиям. Иными словами, владелец может переориентировать своё предприятие, если оно перестанет приносить доход. А это значит, что малые предприятия помогают в стабилизации экономики страны.
2. Малый бизнес является одним из основных источников налоговых поступлений. Малые предприятия, по сравнению с представителями среднего и крупного бизнеса, обязаны своевременно платить налоги. Малое предпринимательство увеличивает налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Владельцы различных компаний вносят в бюджет отчисления от доходов. Кроме того, малое предпринимательство создает дополнительные рабочие места, являясь источником доходов населения, и одновременно способствует сбору налогов с физических лиц.
3. Малое предпринимательство играет социально-экономическую роль. Малый бизнес значительно повышает уровень занятости населения, способствуя уменьшению безработицы. Стоит отметить, что малые предприятия также обеспечивают трудоустройство социально-незащищенным слоям населения, в том числе инвалидам, женщинам, молодежи, иммигрантам, лицам, вернувшимся из мест заключения и др. Несложная управленческая структура дает возможность непосредственного общения руководителя с сотрудниками и клиентами, во многом ускоряет темпы работы и улучшает её качество, повышает хорошую управляемость. Благодаря занятости на предприятиях небольшого количества человек образуется достаточно сплоченный трудовой коллектив и мотивированный персонал. Что касается руководителя, он обладает возможностью реализовывать свои собственные идеи и цели. Несомненно, это оказывает положительное влияние на эффективность деятельности компании.
Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:
- индивидуальные предприниматели;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- хозяйственные общества;