Файл: Качественные и количественные потери пищевых продуктов (Понятие товарных потерь ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Товарные потери: понятие, состав и причины возникновения
Понятие товарных потерь и факторы, влияющие на их величину
Товарные потери группы однородных продовольственных/непродовольственных товаров
Глава 2. Анализ товарных потерь исследуемых образцов продукции
2.1. Характеристика исследуемых образцов
2.3. Направления снижения товарных потерь в сфере розничной торговли
Глава 2. Анализ товарных потерь исследуемых образцов продукции
2.1. Характеристика исследуемых образцов
Проведение исследований было начато с внешнего осмотра анализируемых образцов.
Первый образец - ряженка торговой марки «Домик в деревне» расфасован в картонную коробку объемом 500 мл3 Tetra Pak типа Tetra Brik - это упаковка, предназначенная для упаковки асептических продуктов и продуктов, требующих охлаждения в процессе реализации; изготовлена из жироводонепроницаемого картона с полимерным покрытием.
Второй образец - ряженка торговой марки «Русское молоко» - также упакован в картонную коробку объемом 500 мл3 Tetra Pak типа Tetra Brik.
Третий образец - ряженка под торговой маркой «Народная». Потребительская упаковка из комбинированного материала (картон с полиэтиленовым покрытием) в виде прямоугольного параллелепипеда, образуемая из непрерывно сворачиваемого в рукав упаковочного материала, края которого свариваются продольным швом (приложение 2).
Проведя внешний осмотр объектов исследования дефектов упаковки выявлено не было, все образцы герметично укупорены. Перечисленные упаковочные материалы разрешены стандартом для упаковки ряженки. Маркировка у всех образцов нанесена типографским способом непосредственно на упаковку. Маркировка четкая, дефектов не выявлено.
Информация на маркировке всех трех образцах нанесена на русском языке, текст - понимаемый для потребителя, не вводящий в заблуждение относительно состава и свойств продукта.
Художественное оформление всех образцов выполнено в приятных тонах, превалирует цвет, напоминающий окраску топленого молока, что, несомненно, вызывает у потребителя приятные ассоциации со вкусом натуральной, вкусной ряженки. Упаковки образцов ряженки оформлены гармонично, в меру ярко.
Следующий этап - изучение маркировки, нанесенной на упаковки объектов исследования и выявление ее соответствия требованиям ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования»[14].
Характеристика закупленных образцов ряженки и сведения, указанные в маркировке, представлена на рис.2.
Рисунок 2. Маркировка объектов исследования
Проанализировав выбранные образцы, было установлено, что маркировка всех трех образцов отвечает заявленным требованиям, однако в образце ряженки под торговой маркой «Домик в деревне» отсутствует такой пункт, как «срок годности», однако присутствует пункт «употребить до».Также образец ряженки «Народная» содержит опечатку в графе «состав продукта», а именно: «молоко обезжиренное топлёные», что не является грубым нарушением стандарта, однако вызывает в потребителе смешанные чувства в отношении данного производителя, его компетентности и внимательности. Информация на всех трех образцах нанесена на русском языке, текст понимаем для потребителя, не вводящий в заблуждение относительно состава и свойств продукта.
Следующим этапом мы определили массу нетто анализируемых образцов ряженки. Результаты данного исследования приведены на рис.3.
Рисунок 3. Определение отклонений массы нетто исследуемых образцов ряженки
В ходе проведения исследования была выявлена количественная фальсификация ряженки под торговой маркой «Русское молоко», т.к. отрицательное отклонение от массы нетто данного образца превышает норму, установленную ГОСТ Р 8.579-2001 «Требования к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их производстве» и составляет -4,8 % вместо заявленных возможных 3 %.
Также определено несоответствие требованиям значения массы нетто образца ряженки торговой марки «Народная», а именно: отклонение составляет целых 9%, однако в большую сторону, что не является фальсификацией, так как не несет потребителю никаких убытков, но по прежнему является нарушением норм.
Следующий этап - определение органолептических показателей и сравнение их с требованиями ГОСТ Р 52094-2003 «Ряженка. Технические условия».
Результаты органолептической оценки образцов ряженки представлены на рис.4.
Рисунок 4. Органолептические показатели ряженки с м.д.ж. 3,2 %
В результате органолептического анализа выявлено: ряженка торговой марки «Русское молоко» имеет слабовыраженный кисловатый привкус, что, скорее всего, является особенностью технологии производства данного продукта, т.к. не производит впечатления испорченного или фальшивого товара, а только лишь придает вкусу ряженки немного другой оттенок.
Также замечено, что консистенция образца ряженки «Народной» более жидкая, по сравнению с другими образцами, что, опять же, не является грубым нарушением требований ГОСТ Р 52094-2003[15], так как она однородна, с ненарушенным сгустком и без газообразования.
Определение физико-химических показателей качества объектов исследования
Определение физико-химических показателей было следующим этапом экспертизы качества ряженки.
Результаты исследования указаны на рис.5.
Рисунок 5. Результаты оценки физико-химических показателей качества ряженки с м.д.ж. 3,2%
В ходе определения физико-химических показателей качества ряженки не было выявлено отклонения показателей от норм, установленных ГОСТ Р 52094-2003 «Ряженка. Технические условия». Присутствие крахмала в образцах ряженки также обнаружено не было.
2.2. Методика расчетов нормируемых товарных потерь продовольственных/ непродовольственных товаров исследуемых образцов
Товарные потери в торговых организациях выявляются при проверке наличия товаров путем инвентаризации. В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" выявленные отклонения должны регулироваться следующим образом:
- убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения;
- потери сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц, при этом возможны два варианта: если виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом. Убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты следующим образом:
Дебет 91/2 "Прочие расходы"
Кредит 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
Эти убытки в целях исчисления налога на прибыль организаций в соответствии со ст. 265 НК РФ относятся к внереализационным расходам.
Исключение составляют недостачи и потери от порчи ценностей, выявленные при приемке товаров от поставщиков и транспортных организаций и потери от стихийных бедствий. В первом случае претензии предъявляются к поставщикам и транспортным организациям и отражаются в учете следующим образом:
Дебет 76/2 "Расчеты по претензиям"
Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а во втором - недостачи признаются чрезвычайными расходами и отражаются как:
Дебет 99 "Прибыли и убытки"
Кредит 41 "Товары".
Количественные (нормируемые) потери учитываются при выведении окончательных результатов инвентаризации только в том случае, если будет выявлена реальная недостача товаров. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Если после проведенного в установленном порядке зачета все же имеет место недостача, то нормы естественной убыли должны применяться только к тому наименованию ценностей, по которому она установлена. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм. Материально ответственные лица как о допущенной пересортице, так и при обнаружении недостачи должны дать письменные объяснения. При этом размер недостач определяется исходя из действующих цен на товары на день причинения ущерба. Если конкретные виновники пересортицы не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли. При недостаче от пересортицы, образовавшейся не по вине материально ответственных лиц, в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц. Товарные потери включают в состав расходов на продажу, для этого используется счет 44 "Расходы на продажу"
В бухгалтерском учете в настоящее время существуют особенности при отражении товарных потерь, полученных следующими способами (рис. 2).
Рисунок 2. Способы получения товарных потерь
Нормы естественной убыли действуют на основании Постановления Правительства РФ от 12 ноября 2002 г. N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов". Приказами Минсельхоза России от 16 и 28 августа 2006 г. утверждены новые нормы естественной убыли продовольственных товаров.
Порядок списания товарных потерь торговая организация обязана закрепить в учетной политике.
Информация о наличии сумм недостач, хищений и потерь от порчи ценностей, выявленных в процессе их заготовления, хранения и реализации (независимо от того, подлежат ли они отнесению на счета учета издержек производства (обращения), финансовые результаты или виновных лиц), первоначально отражается по учетным ценам. Для их учета предназначен балансовый счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".
По дебету счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" отражается:
- учетная стоимость (в покупных или продажных ценах) по недостающим и полностью испорченным товарам;
- сумма определившихся потерь по частично испорченным товарам.
Порядок списания недостач отражен в Плане счетов бухгалтерского учета. По кредиту счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей" списываются:
- недостачи и потери от порчи ценностей в пределах предусмотренных в договоре величин на счета учета материальных ценностей (когда они выявлены при заготовлении) или в пределах норм естественной убыли (при наличии норм) - затрат на производство и расходов на продажу (когда они выявлены при хранении или реализации);
- недостачи ценностей сверх норм убыли (при наличии норм) и потери от порчи и похищенных ценностей.
Потери от завесы тары. Завес тары представляет собой разницу между фактической массой порожней тары и ее массой по маркировке. Завес тары возникает в случае, когда при оприходовании некоторых товаров (например, фрукты в картонных коробках) чистую массу товаров (массу нетто) определяют, как разность между массой брутто и массой тары по маркировке. После продажи товара освобожденную тару завешивают. Ее масса может оказаться больше массы по маркировке из-за впитывания в нее товара. Следовательно, возникает ситуация, когда товара продано по весу меньше, чем оприходовано.
В данном случае потери товара происходят по объективным причинам, поэтому излишне оприходованный товар на сумму завеса тары списывают с материально ответственного лица и включают в расходы на продажу.
Завес тары оформляют актом по форме ТОРГ-6. На таре делают отметку с указанием даты и номера акта.
Учет завеса тары будет отличаться в зависимости от того, как торговая организация ведет учет товаров:
- по покупным ценам.
- по продажным ценам.
2.3. Направления снижения товарных потерь в сфере розничной торговли
В наш век, когда роль красивых, наукообразных терминов велика, как никогда, всему нехорошему, что может случиться с товарами, имеется обтекаемое и политкорректное название: "потери в торговле". Попробуем разобраться, что это за потери, и как их избежать.
Итак, предмет нашего рассмотрения – товарные потери в торговле. Это совокупность всех способов, которыми товары могут выйти из оборота, пропасть, исчезнуть, "не дожив" до реализации. Или повредиться, утратить лишь часть своей стоимости.
Мысленно придя на помощь владельцу торгового бизнеса, посмотрим, как современная техника позволяет бороться с потерями товаров в торговле. Именно она, техника – источник оптимизма в данном вопросе. Ведь способы исчезновения товаров меняются со временем медленно, а техника развивается быстро.
Простейшие виды товарных потерь в торговле связаны не со злым умыслом, а с людской халатностью или даже с неудачным стечением обстоятельств. Это порча продуктов в дороге или при хранении, повреждение упаковки и другие подобные казусы. Как же с этим бороться?
В современном мире немалое распространение получили сигнальные устройства, индикаторы и пломбы, которые однозначно указывают, сохранился ли товар в неприкосновенности. Это небольшие изделия, легко добавляемые не только в контейнер, но и в коробку, мешок и иную упаковку. Индикатор необратимо меняет цвет, если то, о чём он должен сообщить, с товаром случилось.
Например, специальный индикатор температуры позволит получателю продукта, перевозимого в замороженном виде, убедиться, что этот продукт не подвергся негативному воздействию повышенной температуры. Если же объект транспортировки из-за разгильдяйства поставщика провёл какое-то время в тепле, индикатор необратимо изменит свой цвет. Вторичная заморозка не поможет – всё станет известно получателю, едва лишь он взглянет на индикатор.