Файл: Формы и методы организации розничной продажи товаров (УП «Кирмаш»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2

2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Кирмаш»

Общая площадь здания УП «Кирмаш» — 7,5 тыс. м.кв., торговая площадь составляет 3 тыс. м.кв., численность работников — около 400 человек.

Основным предметом деятельности предприятия является розничная торговля, оптовые и посреднические операции, маркетинговые услуги.

Целью создания предприятия является продвижение на рынок услуг товаров производства местной и легкой промышленности РБ, изучение конъюнктуры рынка и спроса на произведенную продукцию.

Долгосрочное сотрудничество более чем с 1000 поставщиков, обеспечивает широкий и устойчивый ассортимент товаров, что, в свою очередь, позволяет в полной мере удовлетворить покупательский спрос. Постоянно проводятся различные рекламные мероприятия: выставки-продажи, демонстрации моделей, расширенные продажи, распродажи по сниженным ценам, выездная торговля и т. д.

Для удобства покупателей возле торгового центра находится бесплатная автостоянка, организованы услуги по доставке крупногабаритных товаров, раскрою тканей и подгонке одежды, упаковке товаров и оформлению подарков. Работают справочное бюро, кафетерий, пункт обмена валюты, банкомат, аптечный киоск, фотосервис, пункт услуг сотовой связи. Рассчитаться за приобретённые товары можно как в наличном, так и в безналичном порядке, в т.ч. с помощью пластиковых карточек и чековых книжек. Есть возможность приобрести товары в кредит, действует дисконтная программа.

Товарные группы торгового центра «Кирмаш»: керамика, канцелярские товары, женский трикотаж, галантерея, корсетные изделия, чулочно-носочные изделия, хозяйственные товары, постельное бельё, мебель, женская одежда, бельевой трикотаж, парфюмерия и косметика, мужская одежда, электротовары, стеклоизделия, металлическая посуда, ковры, ювелирные изделия, обувь, ткани.

Красочно оформленный профессиональными дизайнерами торговый зал, хорошее освещение, создаваемый кондиционерами благоприятный микроклимат, приятный музыкальный фон, высокая культура обслуживания — всё это создаёт комфортные условия для выбора покупок.

В 2005 году Минторг за лучшую организацию торгового обслуживания населения и обеспечение высокого уровня культуры торговли наградил трудовой коллектив «Кирмаша» почетной наградой «Бронзовый Меркурий».3


По итогам 2006 года УП «Кирмаш» стал победителем районного и занял третье место в городском смотре-конкурсе на лучшую организацию идеологической работы в номинации «Торговля».

Торговым центром «Кирмаш» управляют специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики предприятия лежат два основных критерия образование, соответствующие специальности, опыт работы в сфере торговли. Квалификация минимум для специалистов относящихся к административно-управленческому персоналу, является высшее образование и стаж работы.

Планом менеджмента уделяется особое внимание структуре предприятия, составу руководящих органов, привлечению консультантов.

Комплекс перечисленных преимуществ позволяет обеспечить прибыль, сопоставимую по уровню с прибылью других крупных торговых предприятий при меньшем уровне торговой надбавки.

Работая в рыночных условиях и конкуренции, предприятие не снижает темпов экономического развития.

Основные показатели финансово-экономической деятельности УП «Кирмаш» за 2008-2009 гг. представлены в таблице 2.1.

Таблица 1 - Показатели хозяйственной деятельности УП "Кирмаш"

Показатели

Ед.изм.

Факт 2008 год

Факт 2009 год

задание на январь-декабрь 2009 г.

Розничный товарооборот в действующих ценах

млн. руб.

41775,5

60939,7

Розничный товарооборот в сопоставимых ценах

млн. руб.

41775,5

57049

Рост рознич.товарооборота в дейст.ценах

%

145,9%

131,3%

Рост рознич.товарооборота в со пост, ценах

%

136,6%

123,9%

Валовый доход за минусом отчислений

млн. руб.

7761

11280

Уровень валового дохода

%

18,6

18,5

Издержки обращения

млн. руб.

6848

9982

Уровень издержек обращения

%

16,4

16,4

Прибыль от реализации товаров, работ и услуг

млн.руб.

913

1298

1114

Рентабельность реализованных товаров, %

%

13,3

13,0

12,0

Рентабельность продаж, %

%

2,2

2,1

2,0

Сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов

млн.руб.

112

337

Налоги и сборы из прибыли

млн.руб.

420

563

Прочие расходы и платежи из прибыли

млн.руб.

16

11

Чистая прибыль

млн.руб.

590

1061

883

Ср.мес. заработная плата

рублей

771858

1015258

926400

Рост среднемесячной заработной платы

%

131,5%

120,0%

Дополнительное задание по заработной плате

рублей

1015258

1009965

Рост зарплаты с учетом допзадания

%

131,5%

130,8%

Среднесписочная численность

чел

419

491

Рост среднесписочной численности

%

117,2%

Производительность труда

млн.руб.

99,7

124,1

Рост производительности труда

%

124,5%


Показатели хозяйственной деятельности УП "Кирмаш" за 2009 год свидетельствуют о стабильной работе предприятия. Розничный товарооборот в 2009 году составил 60 миллиардов 939 миллионов семьсот тысяч рублей и возрос по сравнению с 2008 годом на 19 миллиардов 164 миллиона рублей, или 45,9% в действующих ценах и 36,6% - в сопоставимых, т.е выполнены показатели социально - экономического развития, утвержденные Министерством торговли на 2009 год (31,3% и 23,9% соответственно).

УП "Кирмаш" - рентабельное предприятие, за 2009 год прибыль от реализации товаров, работ и услуг достигла 1 миллиарда 298 миллионов рублей и возросла по сравнению с 2008 годом на 385 миллионов рублей или на 42,2%.

Однако, уровень валового дохода УП "Кирмаш" в 2009 году снизился на 0,1% по сравнению с 2008 годом и составил 18,5% при 18,6% в 2008 году, его сумма возросла на 3 миллиона 519 тысяч рублей или на 45,3%.

За этот же период издержки обращения предприятия увеличивались более высокими темпами: на 3 миллиона 134 тысячи рублей или на 45,8%, при неизменном уровне - 16,4%.

По причине более высоких темпов роста издержек обращения на фоне несколько снизившегося валового дохода, рентабельность реализованных товаров уменьшилась на 0,3%, и равна 13,0% в 2009 году, рентабельность продаж снизилась на 0,1% (с 2,2% до 2,1%) по сравнению с 2008 годом.

Основной итоговый показатель деятельности предприятия - чистая прибыль - составила в 2009 году 1 миллиард 61 миллион рублей, рентабельность - 1,7%, в 2008 году этот показатель был равен 1,4%, рост его в 2009 году к прошлому году - 0,3%.

Суммарно чистая прибыль увеличилась в отчетном году на 79,8%, это стало возможным по причине увеличения сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в три раза, с 112 миллионов рублей до 337 миллионов рублей.

Среднемесячная заработная плата работников УП "Кирмаш" за 2009 год равна 1 015 258 рублей, прирост ее по сравнению с 2008 годом - 31,5%. Размер среднемесячной заработной платы на предприятии еще раз свидетельствует о его стабильной работе, т.к. она превышает среднюю по Республике Беларусь (885600 рублей) в 2009 году на 14,6%.

Производительность труда в отчетном году равна 124,1 миллиона рублей, рост ее к 2008 году - 24,5%, что отстает от темпов роста среднемесячной заработной платы, таким образом ее необходимо повышать.

О стабильности предприятия говорит показатель снижения более чем в два раза за 2009 год просроченной кредиторской задолженности, которая составляет 10,1% в общей сумме кредиторской задолженности предприятия, удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей ее сумме в 2008 году - 24,5%.


В 2009 году перевыполнены все 13 показателей, утвержденных Министерством торговли Республики Беларусь УП «Кирмаш» в бизнес-плане на 2009 год.

Товарные группы, по которым в УП «Кирмаш» был достигнут наибольший объем товарооборота в 2009 году, представлены в таблице.

2.2 Методы продажи товаров в УП «Кирмаш»

В УП «Кирмаш» основной метод продажи товаров - самообслуживание. Этот метод является одним из самых прогрессивных. В УП «Кирмаш» — разграничивается ассортимент товаров, которые можно продавать без помощи продавца и для которых требуется консультант. Например, при продаже тканей или готового платья необходима консультация и помощь продавца. А такие товары, как обувь, постельное белье, игрушки, изделия из бумаги, обои, фарфоро-фаянсовая посуда, лаки и краски, предметы домашнего обихода, мужские сорочки, скатерти, салфетки, мыло, щетки, кухонная и столовая посуда, а также другие хозяйственные товары, чемоданы, детали и мелкие электротовары, раскладная мебель, книги, фаянсовые изделия, продаются по методу самообслуживания.

Организация и техника торговли по методу самообслуживания в УП «Кирмаш» заключается в следующем.

Весь ассортимент товаров размещают по группам, видам и назначению, выкладывают на специальных прилавках островного типа и в пристенных шкафах. Для выкладки обуви и штучных текстильных товаров применяют, как правило, наклонные полки, а для посудохозяйственных товаров — горизонтальные.

Все товары снабжают ценниками; в необходимых случаях в торговом зале устанавливаются специальные щиты, на которых указываются назначение и способы употребления товара.

Покупатель может подойти ко всем товарам, имеющимся в магазине, самостоятельно осмотреть и отобрать нужный ему товар. Взяв отобранный товар, покупатель идет к рабочему месту контролера-кассира, находящемуся обычно у выхода из торгового зала. На рабочем месте контролера-кассира устанавливаются кассовые аппараты. Контролер-кассир выбивает чек, упаковывает товар и вручает его вместе с чеком покупателю.

В УП «Кирмаш» к процессу продажи товаров по методу самообслуживания предъявляются требования четкой организации, а именно:

•                    в торговом зале необходимо постоянно иметь широкий ассортимент товаров. Все товары, имеющиеся в магазине, должны быть в продаже;

•                    на оборудовании для выкладки и показа товаров не должны находиться декоративные украшения. Выкладка должна обеспечить покупателю свободный отбор нужного товара;


•                    оборудование для выкладки и показа товара должно всегда быть заполненным, для этого выставочные и рабочие товарные запасы должны систематически пополняться;

•                    при совершении покупки товара покупателю должна быть предоставлена максимальная самостоятельность.

В УП «Кирмаш» функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс  продажи здесь состоит из следующих основных операций:

- встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;

- получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;

- самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;

- подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;

- оплата купленных товаров;

- упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;

- возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, проверка исправности товаров и т. д.).

Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.

Итак, подведем итоги.

В магазине самообслуживания значительно сокращается время, затрачиваемое покупателем на приобретение товара. Поскольку потребитель обслуживает себя сам, быстрая покупка товаров обеспечивается при любом потоке покупателей.

В магазинах самообслуживания требуется меньший штат работников, следовательно, сокращаются расходы на заработную плату. Более рационально используются площади магазинов, так как освобождается место, ранее занимаемое прилавками и проходами для продавцов.

Ускорение процесса продажи товаров дает возможность увеличить пропускную способность магазина в несколько раз. Подсчитано, что перевод на самообслуживание одной тысячи действующих магазинов равнозначен строительству 200 новых магазинов обычного типа на 4—5 рабочих мест каждый.