Файл: Формы и методы организации розничной продажи товаров (УП «Кирмаш»).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
ГЛАВА 2
2.1 Организационно-экономическая характеристика УП «Кирмаш»
Общая площадь здания УП «Кирмаш» — 7,5 тыс. м.кв., торговая площадь составляет 3 тыс. м.кв., численность работников — около 400 человек.
Основным предметом деятельности предприятия является розничная торговля, оптовые и посреднические операции, маркетинговые услуги.
Целью создания предприятия является продвижение на рынок услуг товаров производства местной и легкой промышленности РБ, изучение конъюнктуры рынка и спроса на произведенную продукцию.
Долгосрочное сотрудничество более чем с 1000 поставщиков, обеспечивает широкий и устойчивый ассортимент товаров, что, в свою очередь, позволяет в полной мере удовлетворить покупательский спрос. Постоянно проводятся различные рекламные мероприятия: выставки-продажи, демонстрации моделей, расширенные продажи, распродажи по сниженным ценам, выездная торговля и т. д.
Для удобства покупателей возле торгового центра находится бесплатная автостоянка, организованы услуги по доставке крупногабаритных товаров, раскрою тканей и подгонке одежды, упаковке товаров и оформлению подарков. Работают справочное бюро, кафетерий, пункт обмена валюты, банкомат, аптечный киоск, фотосервис, пункт услуг сотовой связи. Рассчитаться за приобретённые товары можно как в наличном, так и в безналичном порядке, в т.ч. с помощью пластиковых карточек и чековых книжек. Есть возможность приобрести товары в кредит, действует дисконтная программа.
Товарные группы торгового центра «Кирмаш»: керамика, канцелярские товары, женский трикотаж, галантерея, корсетные изделия, чулочно-носочные изделия, хозяйственные товары, постельное бельё, мебель, женская одежда, бельевой трикотаж, парфюмерия и косметика, мужская одежда, электротовары, стеклоизделия, металлическая посуда, ковры, ювелирные изделия, обувь, ткани.
Красочно оформленный профессиональными дизайнерами торговый зал, хорошее освещение, создаваемый кондиционерами благоприятный микроклимат, приятный музыкальный фон, высокая культура обслуживания — всё это создаёт комфортные условия для выбора покупок.
В 2005 году Минторг за лучшую организацию торгового обслуживания населения и обеспечение высокого уровня культуры торговли наградил трудовой коллектив «Кирмаша» почетной наградой «Бронзовый Меркурий».3
По итогам 2006 года УП «Кирмаш» стал победителем районного и занял третье место в городском смотре-конкурсе на лучшую организацию идеологической работы в номинации «Торговля».
Торговым центром «Кирмаш» управляют специалисты высокой квалификации. В основе кадровой политики предприятия лежат два основных критерия образование, соответствующие специальности, опыт работы в сфере торговли. Квалификация минимум для специалистов относящихся к административно-управленческому персоналу, является высшее образование и стаж работы.
Планом менеджмента уделяется особое внимание структуре предприятия, составу руководящих органов, привлечению консультантов.
Комплекс перечисленных преимуществ позволяет обеспечить прибыль, сопоставимую по уровню с прибылью других крупных торговых предприятий при меньшем уровне торговой надбавки.
Работая в рыночных условиях и конкуренции, предприятие не снижает темпов экономического развития.
Основные показатели финансово-экономической деятельности УП «Кирмаш» за 2008-2009 гг. представлены в таблице 2.1.
Таблица 1 - Показатели хозяйственной деятельности УП "Кирмаш"
Показатели |
Ед.изм. |
Факт 2008 год |
Факт 2009 год |
задание на январь-декабрь 2009 г. |
Розничный товарооборот в действующих ценах |
млн. руб. |
41775,5 |
60939,7 |
|
Розничный товарооборот в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
41775,5 |
57049 |
|
Рост рознич.товарооборота в дейст.ценах |
% |
145,9% |
131,3% |
|
Рост рознич.товарооборота в со пост, ценах |
% |
136,6% |
123,9% |
|
Валовый доход за минусом отчислений |
млн. руб. |
7761 |
11280 |
|
Уровень валового дохода |
% |
18,6 |
18,5 |
|
Издержки обращения |
млн. руб. |
6848 |
9982 |
|
Уровень издержек обращения |
% |
16,4 |
16,4 |
|
Прибыль от реализации товаров, работ и услуг |
млн.руб. |
913 |
1298 |
1114 |
Рентабельность реализованных товаров, % |
% |
13,3 |
13,0 |
12,0 |
Рентабельность продаж, % |
% |
2,2 |
2,1 |
2,0 |
Сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов |
млн.руб. |
112 |
337 |
|
Налоги и сборы из прибыли |
млн.руб. |
420 |
563 |
|
Прочие расходы и платежи из прибыли |
млн.руб. |
16 |
11 |
|
Чистая прибыль |
млн.руб. |
590 |
1061 |
883 |
Ср.мес. заработная плата |
рублей |
771858 |
1015258 |
926400 |
Рост среднемесячной заработной платы |
% |
131,5% |
120,0% |
|
Дополнительное задание по заработной плате |
рублей |
1015258 |
1009965 |
|
Рост зарплаты с учетом допзадания |
% |
131,5% |
130,8% |
|
Среднесписочная численность |
чел |
419 |
491 |
|
Рост среднесписочной численности |
% |
117,2% |
||
Производительность труда |
млн.руб. |
99,7 |
124,1 |
|
Рост производительности труда |
% |
124,5% |
Показатели хозяйственной деятельности УП "Кирмаш" за 2009 год свидетельствуют о стабильной работе предприятия. Розничный товарооборот в 2009 году составил 60 миллиардов 939 миллионов семьсот тысяч рублей и возрос по сравнению с 2008 годом на 19 миллиардов 164 миллиона рублей, или 45,9% в действующих ценах и 36,6% - в сопоставимых, т.е выполнены показатели социально - экономического развития, утвержденные Министерством торговли на 2009 год (31,3% и 23,9% соответственно).
УП "Кирмаш" - рентабельное предприятие, за 2009 год прибыль от реализации товаров, работ и услуг достигла 1 миллиарда 298 миллионов рублей и возросла по сравнению с 2008 годом на 385 миллионов рублей или на 42,2%.
Однако, уровень валового дохода УП "Кирмаш" в 2009 году снизился на 0,1% по сравнению с 2008 годом и составил 18,5% при 18,6% в 2008 году, его сумма возросла на 3 миллиона 519 тысяч рублей или на 45,3%.
За этот же период издержки обращения предприятия увеличивались более высокими темпами: на 3 миллиона 134 тысячи рублей или на 45,8%, при неизменном уровне - 16,4%.
По причине более высоких темпов роста издержек обращения на фоне несколько снизившегося валового дохода, рентабельность реализованных товаров уменьшилась на 0,3%, и равна 13,0% в 2009 году, рентабельность продаж снизилась на 0,1% (с 2,2% до 2,1%) по сравнению с 2008 годом.
Основной итоговый показатель деятельности предприятия - чистая прибыль - составила в 2009 году 1 миллиард 61 миллион рублей, рентабельность - 1,7%, в 2008 году этот показатель был равен 1,4%, рост его в 2009 году к прошлому году - 0,3%.
Суммарно чистая прибыль увеличилась в отчетном году на 79,8%, это стало возможным по причине увеличения сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. в три раза, с 112 миллионов рублей до 337 миллионов рублей.
Среднемесячная заработная плата работников УП "Кирмаш" за 2009 год равна 1 015 258 рублей, прирост ее по сравнению с 2008 годом - 31,5%. Размер среднемесячной заработной платы на предприятии еще раз свидетельствует о его стабильной работе, т.к. она превышает среднюю по Республике Беларусь (885600 рублей) в 2009 году на 14,6%.
Производительность труда в отчетном году равна 124,1 миллиона рублей, рост ее к 2008 году - 24,5%, что отстает от темпов роста среднемесячной заработной платы, таким образом ее необходимо повышать.
О стабильности предприятия говорит показатель снижения более чем в два раза за 2009 год просроченной кредиторской задолженности, которая составляет 10,1% в общей сумме кредиторской задолженности предприятия, удельный вес просроченной кредиторской задолженности в общей ее сумме в 2008 году - 24,5%.
В 2009 году перевыполнены все 13 показателей, утвержденных Министерством торговли Республики Беларусь УП «Кирмаш» в бизнес-плане на 2009 год.
Товарные группы, по которым в УП «Кирмаш» был достигнут наибольший объем товарооборота в 2009 году, представлены в таблице.
2.2 Методы продажи товаров в УП «Кирмаш»
В УП «Кирмаш» основной метод продажи товаров - самообслуживание. Этот метод является одним из самых прогрессивных. В УП «Кирмаш» — разграничивается ассортимент товаров, которые можно продавать без помощи продавца и для которых требуется консультант. Например, при продаже тканей или готового платья необходима консультация и помощь продавца. А такие товары, как обувь, постельное белье, игрушки, изделия из бумаги, обои, фарфоро-фаянсовая посуда, лаки и краски, предметы домашнего обихода, мужские сорочки, скатерти, салфетки, мыло, щетки, кухонная и столовая посуда, а также другие хозяйственные товары, чемоданы, детали и мелкие электротовары, раскладная мебель, книги, фаянсовые изделия, продаются по методу самообслуживания.
Организация и техника торговли по методу самообслуживания в УП «Кирмаш» заключается в следующем.
Весь ассортимент товаров размещают по группам, видам и назначению, выкладывают на специальных прилавках островного типа и в пристенных шкафах. Для выкладки обуви и штучных текстильных товаров применяют, как правило, наклонные полки, а для посудохозяйственных товаров — горизонтальные.
Все товары снабжают ценниками; в необходимых случаях в торговом зале устанавливаются специальные щиты, на которых указываются назначение и способы употребления товара.
Покупатель может подойти ко всем товарам, имеющимся в магазине, самостоятельно осмотреть и отобрать нужный ему товар. Взяв отобранный товар, покупатель идет к рабочему месту контролера-кассира, находящемуся обычно у выхода из торгового зала. На рабочем месте контролера-кассира устанавливаются кассовые аппараты. Контролер-кассир выбивает чек, упаковывает товар и вручает его вместе с чеком покупателю.
В УП «Кирмаш» к процессу продажи товаров по методу самообслуживания предъявляются требования четкой организации, а именно:
• в торговом зале необходимо постоянно иметь широкий ассортимент товаров. Все товары, имеющиеся в магазине, должны быть в продаже;
• на оборудовании для выкладки и показа товаров не должны находиться декоративные украшения. Выкладка должна обеспечить покупателю свободный отбор нужного товара;
• оборудование для выкладки и показа товара должно всегда быть заполненным, для этого выставочные и рабочие товарные запасы должны систематически пополняться;
• при совершении покупки товара покупателю должна быть предоставлена максимальная самостоятельность.
В УП «Кирмаш» функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью, выполнению расчетных операций. Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:
- встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;
- получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
- самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
- подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
- оплата купленных товаров;
- упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
- возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.
Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (его консультация, проверка исправности товаров и т. д.).
Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обязан обеспечить их сохранность.
Итак, подведем итоги.
В магазине самообслуживания значительно сокращается время, затрачиваемое покупателем на приобретение товара. Поскольку потребитель обслуживает себя сам, быстрая покупка товаров обеспечивается при любом потоке покупателей.
В магазинах самообслуживания требуется меньший штат работников, следовательно, сокращаются расходы на заработную плату. Более рационально используются площади магазинов, так как освобождается место, ранее занимаемое прилавками и проходами для продавцов.
Ускорение процесса продажи товаров дает возможность увеличить пропускную способность магазина в несколько раз. Подсчитано, что перевод на самообслуживание одной тысячи действующих магазинов равнозначен строительству 200 новых магазинов обычного типа на 4—5 рабочих мест каждый.