Файл: Использование результатов ОРД в качестве информации в процессе доказывания(Теоретические основы использования результатов ОРД в процессе доказывания).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы использования результатов ОРД в процессе доказывания
1.1. Оперативно-розыскная деятельность как способ познания события преступления
1.2. Теоретические основы использования результатов ОРД в доказывании
Глава 2. Правовые основы использования результатов ОРД в процессе доказывания
2.1. Нормативное регулирование использования результатов ОРД в доказывании
3) Отсутствие детальной правовой регламентации познавательных приемов и методов оперативно-розыскной деятельности[8].
Подводя итог главе, можно сделать следующие выводы. Во-первых, оперативно-розыскная деятельность — это самостоятельный вид государственной деятельности, осуществляемый ограниченным кругом субъектов с использованием специальных приемов и методов в рамках отдельно разработанного законодательства. В то же время, и уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность (наряду и иными задачами) направлены на получение информации о преступлении. Во-вторых, особенности оперативно-розыскной деятельности значительно увеличивают ее познавательные возможности по сравнению с уголовно-процессуальным доказыванием. C помощью оперативно-розыскной деятельности не процессуальными, но правовыми средствами, гласным и негласным способом устанавливается лицо, совершившее преступления, воссоздается картина преступного события. Во многих случаях только с использованием оперативно-розыскных возможностей можно добыть необходимую информацию о преступных действиях. А значит, есть объективная необходимость в организации взаимодействия субъектов оперативно-розыскной деятельности и органов предварительного расследования. Согласованная их деятельность обеспечит эффективное противодействие преступности.
Глава 2. Правовые основы использования результатов ОРД в процессе доказывания
2.1. Нормативное регулирование использования результатов ОРД в доказывании
Отметим, что в уголовно-процессуальном законодательстве норма, регулирующая использование результатов ОРД в доказывании, впервые появилась в Уголовно-процессуальном кодексе РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ. Статья 89 УПК РФ устанавливает: «В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом». Такая формулировка получила преимущественно негативные оценки. Буквальное толкование указанной нормы фактически исключает возможность использования результатов ОРД в доказывании по уголовному делу, поскольку результаты ОРД не при каких обстоятельствах не могут соответствовать всем требованиям, предъявленным к доказательствам в уголовном процессе[9].
Вместе с тем есть и положительные моменты закрепления данного правового положения. Прежде всего, следует понимать, что, несмотря на запретительный характер ст. 89 УПК РФ уголовно-процессуальное законодательство устанавливает возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. Посредством данной нормы УПК РФ установил, что доказательства и результаты оперативно-розыскной деятельности понятия не тождественные. При этом возможность использования результатов ОРД в доказывании ставится в зависимость от соблюдения требований УПК РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств (т.е. от соблюдения процессуальной формы).
Другая проблема уголовно-процессуального регулирования использования результатов ОРД в доказывания связана с представлением результатов ОРД уполномоченным должностным лицам. Уголовно-процессуальный кодекс РФ не содержит должной правовой регламентации представления какого-либо доказательственного материала в уголовный процесс[10].
Следует отметить, что ст.86 УПК РФ наделила правом представлять письменные документы и предметы для приобщения их к уголовному делу только подозреваемого, обвиняемого, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. УПК РФ не содержит номы, которая бы позволяла в инициативном порядке оперативно-розыскным органам представлять следователю (дознавателю), в производстве которого находится уже возбужденное уголовное дело, результаты ОРД. В связи с этим в юридической литературе существует мнение о том, что результаты ОРД должны представляться в уголовный процесс по инициативе лиц, ведущих уголовное преследование. Таким образом, действующий УПК РФ устанавливает порядок, при котором следователь (дознаватель) в рамках уже возбужденного уголовного дела должен самостоятельно истребовать интересующие его результаты ОРД или направить поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ).
О наличии права оперативно-розыскных органов представлять результаты ОРД в уголовный процесс можно судить исходя из положений ФЗ об ОРД. Согласно ст. 11 ФЗ об ОРД результаты оперативно-розыскной деятельности могут представляться в орган дознания, следователю или в суд.
Вместе с тем, как нами уже было указанно, ФЗ об ОРД не является нормативным актом, который регулирует уголовно-процессуальные отношение. Полагаем, что данный пробел правового регулирования следует устранить. В УПК РФ необходимо закрепить нормы, которые уполномочивают оперативно-розыскные органы по собственной инициативе представлять результаты ОРД следователю (дознавателю), в производстве которого находится возбужденное уголовное дело, а также установить обязанность следователя (дознавателя) рассмотреть такие материалы и принять советующее решение[11].
Что касается порядка предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности, то ни ФЗ об ОРД, ни УПК РФ не разрешают данный вопрос. В самой общей виде порядок представления результатов ОРД определяется ч. 4 ст. 11 ФЗ об ОРД. Согласно данной норме, представление результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, налоговому органу или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким ведомственным нормативным актом является Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» (далее — Инструкция).
Согласно п. 8 Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд процедура представления результатов ОРД включает в себя:
1) Рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах ОРД, и их носителей.
2) Оформление необходимых документов:
а) Постановление о предоставлении результатов оперативно - розыскной деятельности.
б) Рапорт (сообщение) об обнаружении признаков преступления или сообщение о результатах ОРД.
в) Постановление руководителя органа, осуществляющего ОРД, о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну.
3) Фактическая передача результатов ОРД.
Принятие межведомственной Инструкции стало значительным шагом в развитии нормативного регулирования использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам. Во-первых, приведенные в межведомственной Инструкции положения еще раз подтверждают вывод о том, что результаты ОРД непосредственно в качестве доказательств использоваться в уголовном процессе не могут. Во-вторых, в межведомственной Инструкции были сформулированы требования к результатам ОРД, которые позволят использовать их в доказывании по уголовным делам с учетом требований уголовно-процессуального закона (п. 20 Инструкции).
Проанализировав нормативно-правовые акты, регулирующие использование оперативно-розыскных материалов в доказывании, следует сделать вывод о том, что в настоящее время правовая основа использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании нуждается в совершенствовании и надлежащем закреплении в уголовно-процессуальном законодательстве. Очевидно, что порядок использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам должен быть закреплен в нормах уголовно-процессуального кодекса РФ, поскольку именно этот нормативный акт регулирует общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства, в том числе и отношения по доказыванию[12].
Вместе с тем, единственная норма УПК РФ, которая посвящена вопросу использования результатов ОРД в доказывании, сформулирована таким образом, что при буквальном ее толковании можно сделать вывод о том, что результаты ОРД не могут быть использованы в доказательственной деятельности. В настоящий момент УПК РФ не содержит конкретных предписаний в отношении порядка использования результатов ОРД в доказывании. Для его определения правоприменителю приходится осуществлять толкование целого комплекса уголовно-процессуальных, а также оперативно-розыскных норм. Отсутствие четкой позиции у законодателя неизбежно создает ряд трудностей в практической деятельности. Необходимо усовершенствовать уголовно-процессуальное законодательство для обеспечения рационального использовать силы и средства оперативно-розыскной деятельности. С этой целью, на наш взгляд, следует в УПК РФ предусмотреть нормы, которые регулировали бы порядок использования результатов ОРД в доказывании, а именно[13]:
— закрепляли право оперативно-розыскных органов предоставлять результаты ОРД (на данный момент о наличии такого права приходится судить исходя из норм ФЗ об ОРД, однако данный нормативный акт не регулирует общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства);
— устанавливали обязанность органов предварительного расследования рассмотреть предоставленные оперативные материалы и принять по ним соответствующее процессуальное решение;
— четко определяли соотношения результатов ОРД и доказательств;
— определяли механизм использования в доказательственной деятельности сведений, полученных оперативно-розыскным путем.
2.2. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам
Когда мы говорим о порядке использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам, основной вопрос связан с тем, чтобы определить может ли информация, полученная оперативным путем использоваться непосредственно для установления обстоятельств, указанных в ст.73 УПК РФ.
Оперативная информация может использоваться непосредственно в уголовном процессе только при принятии процессуальных решений, фактические основания которых закон связывает не с наличием достаточных доказательств, а с наличием «достаточных данных». Иначе говоря, в таких случаях не важна процедура получения данных, а имеет значение их содержание. В то же время, когда мы ведем речь о доказывании по уголовному делу, закон связывает установление обстоятельств, обозначенных в ст. 73 УПК РФ, исключительно с доказательствами. Ранее мы указали, что доказательства и результаты ОРД не являются тождественными понятиями, а также установили, что критерием их разграничения является свойство допустимости[14].
УПК РФ, регулируя доказывание по уголовным делам, свойство допустимости доказательств связывает с соблюдением такого элемента процесса доказывания, как собирание доказательств (т.е. должен быть произведен надлежащий процессуальный способ их получения). Из сказанного следует, что жесткие требования, установленные к форме собирания доказательств, дают возможность использовать результаты ОРД только в опосредованной форме.
Это означает, что для того, чтобы использовать сведения, являющиеся содержанием представленных результатов ОРД, необходимо установить источник этих сведений и извлечь их из этого источника в порядке, установленном УПК РФ. Только в таком случае доказательства, сформированные с использованием результатов ОРД, будут отвечать требованию допустимости. Использование оперативной информации заключается в поиске и определении путей придания ее источником процессуального статуса, а затем уже в извлечении из этих источников той же информации, но уже выступающей в качестве доказательственной.
Анализируемый механизм использования результатов ОРД в доказывании является последовательным с точки зрения сложившихся положений теории доказательств. Он соответствует основным постулатам информационного подхода к пониманию доказательств. В основу механизма положены представления об уголовно-процессуальных доказательствах как единстве содержания и формы[15].
На такой механизм использования результатов ОРД в доказывании ориентирует правоприменителя и Конституционный Суд РФ. Как неоднократно в своих решениях указывал Конституционный Суд РФ, согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм УПК РФ.
Представленные результаты ОРД должны быть приобщены к уголовному делу в порядке, установленным УПК РФ для каждого вида доказательств. Какими доказательствами могут стать результаты ОРД? По мнению представителей анализируемой концепции, результаты ОРД могут быть введены в уголовное дело в виде вещественных доказательств и иных документов. Введение результатов ОРД в уголовное дело осуществляется следующим образом: