Файл: Политика мотивации персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации (ООО «КРАХМАЛЬНЫЙ ЗАВОД МЕЛЬНИКОВСКИЙ»).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1 Методы мотивации в управлении персоналом
1.2 Особенности стимулирования
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ НА ООО «КРАХМАЛЬНЫЙ ЗАВОД МЕЛЬНИКОВСКИЙ»
2.1 Деятельность ООО «Крахмальный завод Мельниковский»
2.2 Запуск проекта «Мотивация NEW»
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕННОЙ СИСТЕМЫ
ВВЕДЕНИЕ
Исходя из набора инструментом, через которые проводится процедура стимулирования можно выделить несколько ее видов:
- Экономическое (основано на применении в качестве стимулов материального вознаграждения в качестве компенсации за трудовые усилия работника и достигнутые им результаты).
- Административное (основано на принятии решений руководителями в сфере нематериальных пощрений и наказаний, например благорадностей или выговоров, а также связанных с процессами организации работы, распределения полномочий и ответствености, определением графика работы и пр. Последние элементы иногда относят к так называемому организационному стимулированию).
- Социально-психологическое (основано на применении к работнику специальных стимулов, таких как отношение коллектива, статус и пр.).
Стимулирование, как средство усиления мотивов, проявление которых целесообразно с точки зрения задач, стоящих перед организацией, может существовать в двух взаимосвязанных формах, различающихся по свойству материальности: материальное и нематериальное.
Материальное стимулирование проявляется в том, что работник при оговоренном объеме и качестве выполняемой работы может рассчитывать на получение тех или иных материальных благ в натуральной или денежной форме.
Нематериальное стимулирование проявляется в том, что работник при оговоренных виде, объеме и качестве выполняемой работы может рассчитывать на получение тех или иных благ в невещественной форме, не имеющих прямой денежной оценки.
Актуальность данного исследования в том, что квалифицированные кадры играют важнейшую роль в работе современного предприятия. Они являются одним из его главных производственных активов, а для отдельных сфер бизнеса – практически единственным. В связи с постоянным укрупнением, расширением современного рынка, производства и торговли, регулярным появлением все новых и новых фирм спрос на персонал ежегодно увеличивается. Появляются новые требования к управлению персоналом. Теперь не только поиск, подбор и привлечение, но и адаптация, обучение сотрудников, управление их развитием, лояльностью, эффективностью, а также удержание специалистов – все это является ключевыми направлениями деятельности современной системы управления персоналом. Это уже актуально как для малого, так и крупного бизнеса, а также для различных областей предпринимательства, и разных специализаций.
Исследовательская база работы основана на деятельности ООО «Крахмальный завод Мельниковский», где был проведен анализ мотивации персонала с помощью проекта «Мотивация NEW».
Цель данного исследования – определение эффективных методов мотивации персонала.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
- Исследовать методы формирования социальной политики;
- Выявить эффективные методы мотивации работников;
- Определить роль отдела кадров в управлении персоналом;
- На примере ООО «Крахмальный завод Мельниковский» обосновать теоретические выводы исследования.
ГЛАВА 1. СТИМУЛИРОВАНИЕ И МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
1.1 Методы мотивации в управлении персоналом
Эффективность производства зависит от оптимальности использования ресурсов, среди которых основным является трудовой ресурс. Стимуляция трудовых ресурсов – необходимое условие длительной выживаемости и конкурентоспособности бизнеса. При отсутствии рациональной системы управления персоналом и его мотивации невозможно внедрить инновационные технологии, провести реинжиниринг производства, добиться высокой производительности труда, улучшить качество продукции, иметь широкую сеть клиентов.
В истории эволюции рыночной экономики прослеживается 3 этапа поведения работника на производстве:
- На первом этапе эволюции (в настоящее время на этом этапе находятся экономически отсталые страны) труд для работника является неприятной обязанностью. Работник постоянно ощущает административное и психологическое давление, у него отсутствует стремление к карьерному росту и проявлению творческого подхода к труду.
- На современном этапе (на этом этапе находятся экономически развитые страны Евросоюза и США) работники заинтересованы в результатах хозяйственной деятельности своего предприятия, они стремятся принимать участие в управлении производственными процессами, проявить свои творческие способности, повысить квалификацию.
- Третий этап (в настоящее время осуществляется в Японии) разработан японцем У. Оучи, он включает заботу менеджмента предприятия о качестве жизни работников, пожизненном найме на работу, развитие коллективного творчества работников. Эволюция отношения работника к труду происходит не стихийно, а путем внедрения современных форм мотивации труда.[1]
Руководитель, желающий повысить эффективность производства, обязан позаботиться о стимулировании каждого работника. Поэтому он должен знать мотивы, которые стимулируют работника к высокоэффективному труду.
Мотивация персонала проводится социально-экономическим, психологическим, дисциплинарным, партисипативным, целевым и другими методами мотивации.[2] Социально-экономические методы включают зависимость зарплаты и доплат, премий, льгот от ценности работника для предприятия, обеспечение медицинским страхованием, возможность получить беспроцентный кредит для решения жилищного вопроса и т.п.
Степень воздействия этих методов зависит от понимания работником принципов системы мотивации, признания их справедливости, уверенности в обязательном исполнении декларируемого поощрения при достижении результата.
Психологические методы направлены на комфортное, бесконфликтное ощущение работника в коллективе, достижение уважения к нему со стороны руководства и персонала. Дисциплинарные методы в свою основу закладывают моральные формы мотивации, направленные на соблюдение работниками культуры производства, привитие патриотического отношения к своему предприятию.
Партисипативный метод предусматривает вовлечение работника в процесс управления путем участия всего персонала в разработке мероприятий по решению целевых задач. В Японии такой подход применяется на всех уровнях экономики страны. Приобретение работником акций своего предприятия превращает его в совладельца предприятия.
Привитие чувства собственности широко используется в развитых странах Европы и США. Целевые методы устанавливают для работника или коллектива работников цели (например, повышение квалификации, творческое отношение к организации производственных процессов), способствующие реализации стратегических целей предприятия. Достижение этих целей влечет повышение уровня зарплаты или другие поощрения.
Необходимо учитывать вектор мотивов работника, который для развитых стран имеет следующую иерархию:
- работа, приносящая удовлетворение;
- уважение и признание значимости для предприятия персоналом и руководством;
- справедливость оценки личного трудового вклада;
- участие в процессе принятия решений;
- стабильность компании и перспективы карьерного роста;
- размер заработка и вознаграждений.[3]
Мотивы морального и психологического плана в иерархии преобладают над материальными мотивами. В странах со слаборазвитой экономикой и в переходный период иерархия мотивов имеет другой вектор.
Типы стимулирования должны выстраиваться в соответствии с иерархией мотивов и корректироваться в процессе эволюции экономики. Мотивация должна соблюдать баланс интересов предприятия и работников.
Система управления персоналом является важнейшим звеном системы управления производством. Поэтому менеджеры предприятий должны знать закономерности психологического поведения работников. Понимание интересов, потребностей и мотивов поведения работников, умение оценить их деловые и творческие способности и индивидуальные особенности, учесть мнение и советы членов коллектива, адекватно вознаградить за личную роль в повышении эффективности производства – приоритетная задача системы управления.[4]
Эффективное функционирование системы управления возможно только в случае действия на предприятии эффективной модели мотивации, нацеленной на побуждение каждого работника и коллектива в целом на достижение индивидуальных целей в сочетании со стратегическими целями предприятия.
Разработка и внедрение системы мотивации, учитывающей специфику российских условий, - актуальная задача на уровне микроэкономики и макроэкономики России.
Специфика мотивов российского персонала заключается в стремлении работников трудиться в хорошем коллективе на стабильном предприятии, для молодых работников важен мотив самоутверждения, для квалифицированных рабочих – мотив повышения образовательного уровня, для всех членов коллектива – мотив справедливой оценки трудового вклада.
Специфика мотивов различных ячеек коллектива требует специфического подхода к каждой из них при разработке системы мотивации.
Методы мотивации в современных условиях России должны включать материальное вознаграждение, привлечение работников к организации производственных процессов, создание атмосферы взаимопонимания в коллективе и возможности самоутверждения работников. На втором этапе следует подключить целевые и партисипативные методы. Авторитарный стиль управления российскими предприятиями и желание применения серых схем оплаты труда с целью уклонения от налогов – основное препятствие внедрения современных методов стимуляции труда.[5]
Зарплата в конвертах является фактором демотивации, т.к. кроме удовлетворения материальных потребностей, зарплата отображает личное участие работника в деятельности предприятия, его ценность для предприятия, возможность заслужить уважение коллектива. Если зарплата в конвертах дополняется отсутствием моральных методов мотивации, сомнительна длительная выживаемость и конкурентоспособность такого предприятия. Система оплаты труда обязательно должна быть фактором мотивации персонала.[6]
В макроэкономике мотивация проводится на 3 уровнях.[7] На первом уровне государство стимулирует предприятия или отрасли с помощью государственного заказа, льготного налогообложения и участия в кредитовании. На втором уровне администрация предприятия стимулирует свои подразделения путем выделения ресурсов производства, предоставления самостоятельности в хозяйственной деятельности и распределении прибыли. На третьем уровне стимулируется персонал предприятия.
На третьем уровне должны выполняться следующие принципы:
- мотивация каждого работника по индивидуальным результатам;
- разработка системы мотивации;
- согласование системы мотивации между администрацией и коллективом;
- использование объективной системы оплаты труда, корректирующейся в процессе развития предприятия;
- соответствие моральных и материальных стимулов фактически достигнутым результатам;
- осведомленность коллектива с функционирующей системой стимулирования.
Материальное стимулирование обязательно должно сочетаться с моральным, в противном случае невозможно достичь положительного результата, т.к. материальные поощрения не могут удовлетворить психологические мотивы работника.
1.2 Особенности стимулирования
Стимулирование – побуждение к действиям и результатам. Стимулы: материальное вознаграждение за результаты труда, признание заслуг и достижений. Система стимулирования труда – составная часть системы мотивации к труду и результатам, инструмент управления персоналом.
Назначение – установить меру поощрения сотрудников в соответствии с мерой результативности и эффективности труда, стимулировать достижения в труде, обеспечить рост производительности над ростом оплаты труда, финансовую устойчивость.
Роль системы стимулирования в деятельности:
- Создать заинтересованность в достижении целей, результатов деятельности.
- Обеспечить высокую работоспособность персонала, гармонию личных интересов с целями деятельности.
- Стимулировать рост продуктивности, производительности, эффективности труда.
- Формировать лояльность персонала.
- Объективно вознаграждать трудовой вклад в результаты деятельности.
- Иметь конкурентные преимущества на рынке труда.
- Удержание персонала.
- Накапливать, развивать и применять компетенции и работоспособность.[8]