Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Организация торгово-технологического процесса в магазине
1.1 Содержание торгово-технологического процесса, основные принципы рациональной организации
1.2 Организация и технология операций по поступлению и приемке товаров в магазине
1.3 Организация и технология хранения и подготовки товаров к продаже
1.4 Размещение и выкладка товаров в торговом зале
1.5 Организация и технология розничной продажи товаров
Глава 3. Анализ организации торгово-технологических процессов в магазине ИП «Сергеев»
3.1 Поступление и приемка товаров в магазине
Продажа товаров по образцам предусматривает выкладку образцов в торговом зале и самостоятельное (или с помощью продавца) ознакомление с ними покупателей. После выбора товаров и оплаты покупки продавец вручает покупателю товары, соответствующие образцам. При этом методе продажи рабочие запасы размешают отдельно от образцов. Он удобен тем, что на сравнительно небольшой площади торгового зала можно выставить образцы достаточно широкого ассортимента товаров. Обычно этот метод применяется при продаже технически сложных и крупногабаритных товаров, а также тех товаров, которые требуют перед их отпуском покупателю отмеривания и нарезки. Этим методом осуществляют продажу бытовых холодильников, стиральных машин, осветительных, отопительных и нагревательных приборов, швейных машин, телевизоров, радиоприемников, музыкальных инструментов, мотоциклов, мотороллеров, велосипедов, мебели, тканей и других товаров.
Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены четко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену. В случае необходимости продавцы оказывают покупателям консультативную помощь.
Продажу крупногабаритных товаров по образцам сочетают с доставкой их покупателям на дом со складов магазина, оптовых баз или промышленных предприятий-изготовителей. Это позволяет сократить потребность розничных торговых предприятий в складских помещениях, уменьшить совокупные транспортные расходы и избавить покупателей от хлопот, связанных с доставкой приобретенных товаров.
При продаже товаров с открытой выкладкой покупатели имеют возможность самостоятельно ознакомиться и отобрать выложенные на рабочем месте продавца товары. Их выкладывают на прилавках, горках, стендах. Функции продавца при этом методе продажи сводятся к консультированию покупателей, взвешиванию, упаковке и отпуску отобранных ими товаров. Расчетные операции могут осуществляться в кассах, установленных в торговом зале или на рабочем месте продавца.
Продажа товаров с открытой выкладкой более удобна по сравнению с традиционным методом, так как многие покупатели имеют возможность одновременно знакомиться с открыто выложенными образцами товаров, не отвлекая при этом продавцов на выполнение функций, связанных с показом товаров и информацией об их ассортименте. Применение этого метода позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина и повысить производительность труда продавцов.
При продаже товаров по этому методу особое внимание должно быть уделено размещению и выкладке их на рабочем месте продавца. Мелкие предметы выкладывают насыпью в кассетах открытых на прилавочных витрин. Более крупные товары располагают стопками на прилавке. Выкладывая товары, их группируют по видам и ценам. Выложенные товары нельзя накрывать стеклом, скреплять их между собой. Товары должны быть снабжены ярлыками-ценниками, прикрепленными к ячейкам кассет специальными зажимами.
Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить время на приобретение товаров. По предварительным заказам продают преимущественно продовольственные товары, а также непродовольственные товары сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы или на дому покупателей. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчет осуществляется путем предварительной оплаты в кассе магазина или посредством почтового перевода (при продаже топлива и строительных материалов), а также путем оплаты стоимости товаров в момент их получения. Предварительно заказанные товары могут быть доставлены на дом или вручены покупателю в магазине. Заказы на продовольственные товары должны быть выполнены в течение 4-8 ч. По непродовольственным товарам срок выполнения заказа устанавливается в зависимости от вида товаров и возможностей его исполнения. Особенно удобен этот метод продажи товаров для жителей небольших сельских населенных пунктов, которые через магазины «Товары повседневного спроса» или автомагазины могут заказать технически сложные товары или другие товары длительного пользования, не теряя при этом время на поездки в другие населенные пункты для их приобретения.
Глава 2. Технико-экономическая характеристика анализируемого предприятия
Торговое предприятие ИП «Сергеев» расположен по адресу г. Пушкино, ул. Толстого, д.131. Режим работы магазина: с 8.00 до 21.00 без перерыва на обед и без выходных.
Организационно-правовая форма магазина - индивидуальный предприниматель. Вид деятельности - розничная торговля. Предприятие действует на основании свидетельства.
Торговое предприятие ИП «Сергеев» - магазин индивидуального обслуживания. Продажа товаров осуществляется на основе самообслуживания.
Основная нагрузка ложится на продавцов-консультантов, осуществляющих консультации покупателей, выкладку товара и кассовое обслуживание. Продавцы-консультанты следят за выкладкой товара, предоставляют информацию о товаре, дает консультацию и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров. Кроме того, он должен уметь быстро и хорошо выполнять такие технологические операции, как нарезка, отмеривание, взвешивание и упаковка товаров.
Продавец-консультант, сидящий на кассе, должен производить расчет с покупателями. Магазин состоит из отделов: парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, игрушки. Товар заказывается небольшими партиями, поэтому долго не залеживается. В магазине имеются подсобные помещения (склад, туалет, душевая кабинка), административно-бытовые помещения (кабинеты директора, бухгалтера, менеджера по закупкам).
Общая площадь магазина составляет 175 кв.м. Площадь складских и подсобных помещений 48 кв.м.
Магазин закупает товары по ценам поставщиков и перед продажей устанавливает, свою цену прибавляя от 100% до 180% от полной стоимости. Магазин отвечает техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, а оборудование содержится в образцовом санитарном и техническом состоянии.
В магазине имеется книга отзывов и предложений. В эту книгу покупатели могут записать свои положительные или отрицательные отзывы. Если поступают отрицательные отзывы, тогда применяют различные методы решения: лишают персонал премии, проводят беседы, делают выговоры в письменной форме, если поступают положительные отзывы о конкретном продавце, тогда его вознаграждают различными способами: премии, благодарности, прибавка к заработной плате. В магазине работает следующий персонал: директор предприятия, бухгалтер, менеджер по закупкам, два продавца-консультанта, грузчик-приемщик и уборщица (совместитель). Каждый из них выполняют свои обязанности. Весь персонал магазина можно подразделить на четыре категории:
Управленческий персонал - состоит из работников, обеспечивающих управление трудовым процессом. Директор - руководит предприятием, так же руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Непосредственно директору подчиняется бухгалтер, который обеспечивает финансовую деятельность ИП.
Основной персонал - это менеджер по закупкам и продавцы-консультанты, т. е. работники, занятые закупкой товара, его продажей и обслуживанием покупателей в торговом зале. Менеджер по закупкам осуществляет выбор поставщиков, проверяет качество поступающих на предприятие товаров, управляет персоналом. Продавцы-консультанты: в их обязанности входит подготовка и уборка рабочего места, подготовка товаров к продаже, обслуживание покупателей, учет неудовлетворенного спроса, проверка исправности контрольно-кассового оборудования, выполнение расчетных операций с покупателями и т. д.
Вспомогательный персонал - обеспечивает обслуживание основного персонала, а также поддерживает магазин в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии. Грузчик-приемщик совместно с менеджером по закупкам осуществляет прием товара, его разгрузку и размещение на складе. Уборщица - поддерживает магазин в санитарно-гигиеническом состоянии. Ежедневно моет полы, протирает витрины, моет административно-бытовые помещения, выносят мусор и др.
Магазин работает с 10:00 до 20:00. Рабочий день директора и менеджера по продажам начинается в 9:00 и заканчивается в 18:00. Продавцы консультанты и грузчик-приемщик работают с 9:30 до 20:30. Бухгалтер является приходящей и зачастую работает удаленно. Уборщица приходит ежедневно на 1 час в 19:30.
Такая организация рабочего времени является наиболее оптимальной для данного вида деятельности, т.к. позволяет продавцам-консультантам вечером после закрытия магазина в спокойной обстановке сдать кассу, а бухгалтеру и директору на следующий день отследить результаты работы предыдущего дня.
Глава 3. Анализ организации торгово-технологических процессов в магазине ИП «Сергеев»
3.1 Поступление и приемка товаров в магазине
Приемку в магазине ИП «Сергеев» осуществляет материально-ответственные лица: грузчик-приемщик и менеджер отдела закупок. Это зависит от того, кто свободен в то время, когда привезут товар.
Приемка товаров по количеству. Она заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.
Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, принимают в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количества мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте - одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней.
Приемка товаров по количеству и качеству в магазине осуществляется в соответствии с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству».
Приемка товаров по качеству. В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.
После приемки товары доставляют в помещение для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.
Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно-гигиенические требования.
Помещения периодически проветривают, отапливают или используют влагопоглощающие средства.
Размещая товары на хранение, учитывают длительность их хранения, очередность поступления и подачи в торговый зал. В первую очередь в торговый зал подают ранее завезенные товары.
В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары периодически просматривают, перекладывают, очищают от пыли.
Перед подачей в торговый зал товары полностью подготавливают к продаже.
Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, маркировке и т.п. Количество подготовительных операций в магазине зависят от степени подготовленности товаров к продаже в момент поступления в магазин, сложности ассортимента и других факторов.
Перед доставкой в торговый зал товары маркируют и укладывают в лотки, корзины, ящики, тележки или тару-оборудование.
Товарные запасы анализируются, планируются и учитываются в абсолютных и относительных показателях. Абсолютные показатели, представляющие собой стоимостные (денежные) и натуральные единицы, удобны и используются при проведении инвентаризаций в торговых предприятиях. Главный недостаток абсолютных показателей -- невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота. Поэтому более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.
Проведем анализ товарных запасов и рассчитаем товарооборачиваемость за последний квартал 2013 года.
Таблица 1. Товарные запасы магазина