Файл: Свобода совести и вероисповедания в России.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 675

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Соответственно, светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга. Россия является страной, народы которой исповедуют разные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и многие другие. По данным Федеральной регистрационной службы на 25 апреля 2017 г., в стране насчитывается 29840 зарегистрированных религиозных организаций (в том числе 575 централизованных религиозных организаций, 28108 местных религиозных организаций, 170 духовных образовательных учреждений, 483 монастырей, 504 других религиозных учреждений), принадлежащих к 68 религиозным течениям. Кроме того, значительное число религиозных групп осуществляет свою деятельность без государственной регистрации, не получая статуса юридического лица.

Такое многообразие конфессионального пространства нашей страны не является чем-то уникальным в мировой практике, а представляет собой объективно обусловленную реальность. Оно складывалось в результате исторически длительного и сложного процесса, под воздействием различных факторов экономического, политического, национального и военного характера. Это продолжавшееся веками географическое расширение нашей страны, включение в ее состав новых территорий с населявшими их народами, исповедавшими свои религии и культы. Это и развитие экономических связей России с зарубежными странами, культурный обмен, миссионерство, собственные духовные поиски россиян и т.п.

В целом современная религиозная картина характеризуется двумя тенденциями: возрождением, возрастающим влиянием традиционных конфессий и развитием новых религиозных движений.

Самая крупная и влиятельная конфессия – Русская Православная Церковь (Московский патриархат) – имеет 17687 зарегистрированных приходов, монастырей, миссий и учреждений.

Другим крупнейшим направлением христианства в нашей стране является протестантизм, представляющий собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей, связанных происхождением с Реформацией. Сюда относятся лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты, пресвитериане и другие деноминации, имеющие около 4 750 зарегистрированных общин. Общее количество членов протестантских конфессий составляет до полутора миллионов человек.


Третье место по количеству зарегистрированных в России общин занимает ислам (второе после православия по числу верующих). Мусульманское сообщество имеет 5513 зарегистрированных организаций. Однако еще большее количество исламских общин существует без государственной регистрации.

Старообрядческие, иудейские, католические и буддийские объединения насчитывают соответственно 367, 273, 241 и 259 зарегистрированных организаций. Имеются и религиозные организации с незначительным количеством последователей, исчисляемые одним-двумя приходами. Это духоборы, толстовцы, копты, квакеры, сикхи, караимы другие.

По данным всероссийского опроса, проведенного в апреле 2008 года, к последователям православия себя относят 73% россиян, ислама – 6%, к другим конфессиям – менее 1%. Ещё 3% считают себя верующими, но к какой-либо конкретной конфессии не принадлежат; 7% колеблются между верой и неверием, и 10% причисляют себя к неверующим.

Свобода совести является стержнем идентичности человека — можно сказать, что это право быть человеком. Свободный мировоззренческий выбор является основой свободного политического выбора, правовой демократии и социального государства. В глобальном контексте свобода совести является необходимым условием преодоления разобщенности человечества и решения комплекса глобальных проблем, включая социально-экономические, экологические, проблемы безопасности.

В настоящее время в России, являющейся многоконфессиональной и многонациональной страной, и во всем мире ситуация в области свободы совести и свободы вероисповедания характеризуется как кризисная, выход из которой необходим, так как право на свободу совести и вероисповедания является одним из базисных прав человека и гражданина, а его обеспечение играет решающую роль в вопросе прав человека в целом. Пренебрежение указанным правом превращает в фикцию такие понятия, как «правовое государство» и «гражданское общество».

На современном этапе развития правовой науки комплексные исследования теоретических и практических аспектов института свободы совести и свободы вероисповедания в России относительно редки. Но, тем не менее, имеющиеся работы сыграли не малую роль при написании данной работы.

За основу данной курсовой работы будут взяты уже подготовленные работы, статьи и документы. Считаю, что это не только придаст ей значимости, но и поспособствует более полному и логичному построению работы.

В данной работе я постараюсь определить и обосновать – в каком состоянии находится данный институт в настоящее время, права человека и гражданина, касающиеся свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации, какая наработана практика по данному праву и, в конечном итоге, сделаю ряд выводов, не выходя за рамки рассматриваемой темы.


Глава 1. Понятие свободы совести и свободы вероисповедания. Нормативно-правовые основы.

    1. Понятие свободы совести и свободы вероисповедания.

Статья 28 Конституции РФ провозглашает:

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.».[1]

Свобода совести — системообразующее право в системе прав человека, основополагающее неотъемлемое право каждого на удовлетворение мировоззренческой потребности, придающей смысл существованию, на основе свободного мировоззренческого выбора, а также правомерного поведения, основанного на упомянутом выборе без ограничения в других гражданских правах и свободах или их утраты.

В политическом плане свобода совести — одно из условий формирования демократического общества. Ее социально-политическое содержание определяется природой общественного строя, историческими, социокультурными традициями, реальным местом религии в политической и духовной жизни общества.

В юридическом плане свобода совести трактуется как духовная, интеллектуальная деятельность человека, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии и свободное исследование действительности.

Свобода вероисповедания — право исповедовать и практиковать любую религию. Исторически значение термина расширялась и в настоящее время свобода вероисповедания обычно понимается также как право не исповедовать и не практиковать никакой религии, проповедовать религиозные или другие мировоззрения.

В широком смысле слова вероисповедание (от лат. confessio – признание, исповедание) понимается в трех аспектах.

Во-первых, как вероучение, как система или совокупность религиозных убеждений человека, мировоззренческим основанием которых является вера, которая не может быть урегулирована законодательством. В отличие от свободы совести, свобода вероисповедания означает свободу не любых, а только религиозных убеждений.


Во-вторых, как словесное, ритуальное или практическое выражение религиозных убеждений. В данном аспекте вера реализуется в открытых формах свидетельства о ней во внешнем мире. Эти формы являются предметом правового регулирования со стороны государства, сам предмет определяется законодателем как вероисповедание. Другими словами, свобода вероисповедания объединяет внутреннюю свободу совести (религиозные убеждения человека) и внешнюю свободу совести (урегулированную правовыми средствами практическую реализацию религиозных убеждений).

В-третьих, свобода вероисповедания понимается как отдельная религия, институционально оформленная религиозная система (например, православие, католичество, ислам, буддизм). В последнем значении слово «вероисповедание» (или «исповедание») широко применялось в юридической и административной лексике вплоть до XX в., затем было вытеснено термином «религиозное объединение».

Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по-своему выбо­ру индивидуально или совместно с другими. Воспитание и образова­ние детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповеда­ния. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне ра­мок образовательной программы.

    1. Каково соотношение свободы совести и: а) свободы вероисповедания (религии)? б) светского государства?

В современной науке, наиболее распространенной является точка зрения, что свобода вероисповеданий (религии) (freedom of religion) — один из элементов свободы совести. Включает следующие элементы:

1) право исповедовать религию;

2) право совершения религиозных обрядов;

3) право менять религию;

4) право пропаганды религии;

5) право на благотворительную деятельность;

6) право на религиозное образование;

7) культурно-просветительская религиозная деятельность;

8) равенство перед законом всех граждан, независимо от их отношения к религии» и др.

По мнению исследователей Института свободы совести, свобода совести включает в себя все многообразие форм систем мировоззренческой ориентации, что подразумевает наличие единого правового института. С учетом устоявшихся правовых понятий называть его следует «институт свободы совести». Свобода вероисповедания не только является составной частью института свободы совести, но и оказывается поглощена им.


Конституционные положения о светском государстве являются основами конституционного строя России. От их реализации зависит степень гарантированности права человека на свободу совести, которое приобретает первостепенное значение для личности, общества и государства в условиях глобализации. Таким образом, принцип светскости государства выступает в качестве важнейшей гарантии свободы совести.

Свобода совести — индивидуальное или коллективное право? С одной стороны, свобода совести индивидуальна, поскольку является правом каждого отдельного человека на выбор мировоззренческой позиции относительно религии. В соответствии с этим свобода совести включается в группу гражданско-политических прав и свобод, составляющих основу правового статуса гражданина.

Коллективная свобода является производной от индивидуальной, реализация свободы религиозного выбора может осуществляться сообща с другими представителями конкретного религиозного культа. В этом случае она носит коллективный характер. При дифференциации граждан не только по религиозно-мировоззренческому признаку, но и по доступности материальных благ, прав, привилегий, престижа, религиозная принадлежность становится одним из факторов дифференциации общества. Если различия в мировоззренческо-религиозных позициях людей обусловливают различия в их социально-правовом статусе, возможным негативным последствием может выступать социальная стратификация общества.

  1. Нормативно-правовые основы.

В Конституции России свобода совести закреплена в ст. 28, в соответствии с которой «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»

Юридические категории «свобода совести» и «свобода вероисповедания» получают морально-нравственное, ценностно-смысловое измерение с весьма сходными признаками, что и служит нередко причиной их отождествления в процессе законотворчества для достижения компромиссного решения, как например, в Федеральном законе РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г.[2] В связи с этим в практике реализации рассматриваемых свобод следует учитывать различия между их внутренними (мотивы поведения) и внешними (гарантии, правовая защита со стороны государства) характеристиками.